Почему Минск тонет? Ошибки проектирования, мусор в коллекторах и халатность — Onliner.by посмотрел на проблему глазами диггеров

 
10 декабря 2014 в 8:30
Автор: Оксана Красовская
Автор: Оксана Красовская

Редкое белорусское лето обходится без грандиозного ливня и неминуемо следующего за ним не менее грандиозного потопа. Мельникайте, Игнатенко, Карпова, Харьковская и, конечно же, Немига — затопления этих и еще как минимум 125 столичных улиц бывают такими сильными, что сориентировавшиеся вовремя горожане успевают даже прокатиться по вновь образовавшейся водной глади на лодках и водных мотоциклах. Увы, нечаянная радость и спортивный азарт некоторых отнюдь не компенсируют те неудобства, с которыми приходится сталкиваться сотням тысяч минчан: остановившийся транспорт, «искупавшиеся» вопреки желанию хозяев автомобили и промокшие до нитки люди, неуклюже пытавшиеся спастись от водного потока любыми способами, — все это еще в течение недели обсуждают очевидцы потопа.

Синоптики неумолимы: белорусская столица, помимо того что расположена в центре Европы, находится как раз на пути движения воздушных масс с Атлантического океана или Средиземного моря. Этим (точнее, летними циклонами) и объясняется колоссальное количество осадков, выпадающих в стране в жаркие месяцы. Сильными ливнями уже никого не удивишь, даже такими, при которых количество осадков за полусутки достигает 15 миллиметров и более.

Впрочем, городские службы спешат заверить: делается все возможное для того, чтобы исправить ситуацию. В частности, только в этом году из столичного бюджета было выделено 1,5 млрд рублей на устранение «неполадок» в 25 точках города: на участках, где во время сильных дождей возникают подтопления, устраиваются дополнительные ливневые колодцы и трубы. В список счастливчиков попали площадь Казинца, участки улиц Якубова, Кропоткина, Сухаревской, пересечение Партизанского проспекта с улицей Жилуновича, перекресток проспекта Независимости с бульваром Толбухина и другие.

На все расспросы журналистов относительно того, почему же из года в год Минск так нещадно затапливает, руководство организации «Горремавтодор» отвечает, что причина всех бед кроется в естественном разрастании города, старых коммуникациях, «закованности» улиц и площадей в асфальт и неспособности Свислочи принять тот колоссальный объем воды, который стекается почти со всего Минска.

«Естественно, если объекты строились в пятидесятых-шестидесятых годах, то современным стандартам они не соответствуют. Чтобы их заменить, требуется большое финансовое вливание. Мы работаем над этой проблемой, может, не так быстро, как хотелось бы, но у нас это приоритетная задача»,говорит директор «Горремавтодора» Денис Глинский. «В то же время, когда дождь стихает, достаточно 20—30 минут, чтобы вода ушла с улиц в ливневку»,добавляет специалист.

Относительно многострадальной Немиги у госслужащих тоже есть простое объяснение: по словам директора «Горремливнестока» Юрия Субботина, подобные неприятности во время обильных дождей в низинных частях города неизбежны. Наполнение улиц водой возникает из-за того, что за короткое время выпадает большое количество осадков и стоки, несмотря на то, что все они регулярно очищаются от засоряющих предметов, физически не способны сразу поглотить всю обрушившуюся на проблемный участок воду из-за ограниченного диаметра труб, отводящих жидкость с улиц.

Приведенные специалистами аргументы, безусловно, объясняют (заметим, только частично) причины проблем. Но, помимо «земного» взгляда чиновников, Onliner.by решил узнать мнение и тех, кто, не имея никакого отношения к «Горремавтодору», ориентируется в городских коллекторах не хуже, чем на столичных улицах. О видимых и невидимых подземных проблемах рассуждают минские диггеры, видевшие в коллекторах, возможно, намного больше интересного, чем ответственные лица обслуживающих организаций.

— Мы занимаемся изучением минских подземелий, в том числе и коллекторов дождевой канализации, на протяжении почти 15 лет — рассказывает один из диггеров. — И за это время успели увидеть бо́льшую их часть. Поэтому нам, конечно, есть что сказать по теме затоплений. Периодически ставим городские службы в известность о проблемах и аварийных ситуациях под землей. Правда, с разной эффективностью…

Да, город проектирует и строит новые коллекторы, периодически докладывая об успехах, чистит старые. И это, бесспорно, движение в правильном направлении. Но у нас порой возникает ощущение, что глубоко вникнуть в проблему и попытаться решить ее в комплексе (начиная от этапа проектирования и строительства и заканчивая эксплуатацией) никто даже не пытается.

Взять хотя бы новый коллектор «Центр» («Центр-2»), который закончили строить несколько лет назад и который, как писали во всех СМИ в тот период, должен был решить проблему подтопления Немиги. Однако построена только первая очередь этого коллектора, от строительства следующих уже отказались на неопределенный срок по экономическим соображениям.

То, что построили сейчас, — это фактически параллельная труба для увеличения общей пропускной способности верхнего участка старого коллектора «Центр», построенного еще в начале восьмидесятых. Новая ветка длиной более восьми километров начинается в Каменной Горке и несет свою воду параллельно старому коллектору. Но заканчивается-то она в районе Дворца спорта всего лишь тем, что вся вода выливается в старую часть и дальше течет по ней. Еще немного ниже в этот же старый коллектор впадает Немига. А вот как выглядит место, где все это вытекает в Свислочь (за стадионом «Динамо»).

Конечно же, в ливень, когда стоки из большой части города наполняют этот коллектор, вода из него просто не может вытекать с нужной скоростью, так как «подпирается» Свислочью. Трубы быстро заполняются целиком, и совсем скоро вода начинает выливаться наружу в самом низком месте — на Немиге.

Так что, как видите, малый диаметр труб самого старого коллектора «Немига» (построенного частично еще в 1926 году) никак не влияет на затопление. К тому же из-за «подпора» Свислочью на последнем километре перед выпуском в реку у «Динамо» скорость потока падает настолько, что весь песок с улиц не выносится наружу, а оседает и откладывается прямо в трубе. Лет шесть назад проблему уже пытались решить, перекрыв коллектор и вычистив песок на этом участке, но он уже опять заполнен песком на треть.

Этим летом построили еще один магистральный коллектор — новую «Немигу». Наше частное мнение: это будет в меру бесполезная труба длиной почти четыре километра. Она забирает на себя стоки из самой верхней части Немиги и таким образом, конечно, немного разгружает нижнюю часть, от которой теперь полностью отделена. Диаметра нового коллектора (два метра) даже много, чтобы отводить воду с верхнего участка Немиги. Но если бы вместо отгораживания была сделана переливная стенка, позволяющая воде в случае полного наполнения старой «Немиги» перелиться в новый коллектор и уйти этим путем, смысла в этой недешевой для города стройке было бы значительно больше.

Точно так же вместо строительства многих километров второй очереди нового «Центра» для решения проблемы подтопления Немиги и не только было бы достаточно проложить три километра тоннеля от нынешнего места выпуска за «Динамо» до улицы Денисовской, где после плотины уровень Свислочи падает на достаточную высоту, чтобы даже с учетом нормальных уклонов вывести коллектор выше уровня воды в Свислочи. Таким образом можно было бы дать воде выход и к тому же обеспечить самоочищение коллектора потоком. Построить локальные очистные сооружения на выходе — задача несложная, а главное, если когда-нибудь найдутся деньги на то, чтобы вывести трубы за город (вторая очередь коллектора «Центр»), построенная труба просто станет его частью.

Совершенно очевидно, что столичные подземелья скрывают намного больше, чем готовы и могут рассказать госслужащие. Нехватка зеленых зон, которые могли бы поглощать воду, «невосприимчивость» Свислочи и устаревшие коммуникации — еще далеко не все факторы, превращающие столицу в полноводный город.

По мнению диггеров, решаемых и нерешаемых проблем в подземке намного больше.

— Вот отличный пример того, как рабочие проигнорировали не только данные им поручения, но и здравый смысл. Временная кирпичная перегородка была возведена в коллекторе «Запад» еще несколько лет назад, когда активно строилась станция метро «Грушевка». Поток пустили в обход, и все было хорошо ровно до тех пор, пока не пришло время возвращать все на свои места и пускать воду по старому маршруту. Построенную стенку вроде как убрали, но, что называется, «немного» поленились. В результате пропускная способность коллектора уменьшилась наполовину: когда дождя нет, то все в норме, а вот с началом ливня воде просто не хватает места и она не может уходить с городских улиц с нужной скоростью.

По рассказам диггеров, казусы и оригинальная «начинка» встречаются практически во всех центральных ливневых коллекторах. «Центр», «Дражня», «Запад», «Комаровский», «Немига», «Слепянка» — старые добрые коллекторы полны сюрпризов.

— Что касается мусора, то встретить в ливневке можно абсолютно любой предмет: начиная от палок, шин и бутылок и заканчивая тяжелыми для человека и вполне подъемными для бурного потока канализационными люками. Чистить завалы, безусловно, должны соответствующие службы, но они не всегда успевают это делать, а добраться до некоторых участков у них нет возможности годами. Нередко расчисткой целых плотин занимаются сами диггеры.

К примеру, вот такой засор наполовину перегородил все тот же многострадальный коллектор «Запад». На время переключенный в районе улицы Карла Либкнехта на открытое русло, он в одночасье заполнился мусором: в дождь весь мусор из русла ручья затянуло в коллектор. Так мы и получили очередной засор. Странно, что никто не предусмотрел подобный вариант развития событий. А между тем временное переключение на открытое русло плюс параллельная работа по спиливанию деревьев привели к серьезному ухудшению работы коллектора. Думается, нерасчищенной эта «пробка» будет оставаться еще очень долго.

И все же такие засоры (которые при желании и умении достаточно легко расчистить) — это еще цветочки по сравнению с редкими, но все-таки встречающимися возмутительными случаями. Диггеры вспоминают, что за свою подземную практику им приходилось видеть в одном из коллекторов забытую стальную вагонетку и огромную деревянную катушку для кабеля, практически полностью перегородившую ливневку.

— Любой габаритный мусор снижает скорость потока или вовсе блокирует поступление воды. Так мы и получаем реки и каналы на улицах. Иногда складывается впечатление, что после постройки или ремонта коллектора в него больше никто не спускается. А принимая объект, никто не интересуется тем, что «прячется» в трубах. Делать это все-таки стоило бы: внутри оказываются камни, бетонные куски, земля — да все что угодно. И весь этот мусор даже по прошествии времени на поверхность не извлекается. Мелочь, разбросанная по всей длине коллектора, с началом дождей пускается в путешествие, собираясь потом в одном месте и образуя пробку.

Но как только где-то случается засор, он не остается в одиночестве — к нему начинает подтягиваться и все остальное: намывается ил, песок, и весь мусор (мелкий и не очень) уже не проплывает мимо, а цепляется за «основу». В результате скорость потока падает, самоочищения коллектора не происходит — и в дождливые дни у города появляется новая проблема.

В кадре присутствует человек, чтобы показать масштаб «пробки»

Немало знают диггеры и о других ошибках проектирования, просто не позволяющих коллекторам работать нормально.

— Схожая ситуация и на выходе коллекторов «Дражня» и «Слепянка» в Шабанах: пруд-регулятор, увы, не регулируется, а его уровень таков, что вода из ливневки практически полностью «подпирается». Даже через час после обычного дождя в коллекторе бурлит поток с сильнейшим течением высотой по грудь человеку. В серьезный же ливень эти трубы тем более переполняются не имеющей выхода водой.

— Конечно, здесь ситуация не такая критическая, как с «Центром», но и решить проблему можно было бы малыми средствами, просто понизив плотину на выходе из пруда-отстойника или сделав ее регулируемой, как это изначально и задумывалось.

Еще одной проблемой, по мнению диггеров, является то, что никто просто не видит реальную ситуацию внизу.

— Как вы думаете, спускаются ли хоть иногда в коллекторы их проектировщики? А высокое начальство? А как по-другому узнать, что в них происходит? Они же под землей! — справедливо возмущены диггеры. — Взять наших проектантов. Они используют ГОСТы, СНиПы, где-то закладывают новые технологии. Но этого же мало! Надо видеть то, чем занимаешься, надо иметь обратную связь: и чтобы в будущем избегать повторения ошибок, и чтобы нести ответственность за эти ошибки. Сейчас ничего этого нет.

Например, стали устраивать перепадные колодцы новой конструкции, чтобы падающая с большой высоты вода не разрушала бетон и металл. А кто-нибудь видел, как они работают? Вода разлетается во все стороны, на лестницы, которые от этого уже через пару лет проржавеют и потеряют прочность. Аналогичные конструкции советского образца работали намного лучше.

Или стальные плиты, выполняющие аналогичную функцию на небольших водопадах. Их установили на новом участке коллектора «Дражня» совсем недавно, но они уже смыты со своих мест водой и лежат поперек потока.

Те, кто должен сдавать и принимать построенные коллекторы, тоже как будто туда не заглядывают. Иначе как можно принять трубу, сразу после строительства наполовину заполненную песком или с грудами обломков бетона? Или уложенную, как американские горки: не с постоянным небольшим уклоном в одну сторону, а с обратными уклонами в полметра и больше, где застаивается вода и собирается мусор, также снижая пропускную способность?

Примеры можно приводить бесконечно. Зайдя в ту же новую «Немигу» всего лишь через месяц после сдачи, мы лично вытащили из лотка лопату, лестницу, кирпичи и доски. И это «образцовый коллектор»…

Периодически на стройплощадках колодцы оставляют открытыми или сдвигают люки строительной техникой, и в коллекторы попадают десятки кубометров песка и камней. Пример — строительство улицы между рынком «Ждановичи» и проспектом Победителей, как раз под которой оказались и старый, и новый коллекторы «Центр». Выравнивая бульдозерами местность под проезжую часть, рабочие заодно сдвинули и люки, насыпав в колодцы земли не жалея. В итоге вода смогла только равномерно распределить этот песок. Теперь около километра труб диаметром два метра заполнено песком ровно наполовину. А это несколько месяцев напряженной работы по очистке для «Горремливнестока».

Вообще, больше всего песка попадает в ливневки из котлована через торец строящейся трубы, а бетона — когда новые трубы врезают в старые и весь выдолбленный бетон бросают там же. Конечно, так происходит не всегда. Избежать этого совсем не сложно, поставив заглушку на торце трубы и элементарно достав бетон. Однако наблюдать такое приходится из года в год.

Еще одна проблема, с которой все чаще приходится сталкиваться диггерам, — фекальные «подбросы».

— Это явление стало просто массовым. Если еще пять лет назад по коллекторам можно было спокойно ходить: чистая вода и свежий воздух, — то сейчас кое-где лучше не появляться. Понятно, что по всем правилам и нормам ливневка и «фекалка» должны быть изолированы друг от друга, но так как прокладываются они в основном параллельно, то избежать подмываний не удается. Но и это не самая большая проблема. Куда хуже, когда наше элитное жилье, новостройки из экономии врезают в ближайшую, а не в нужную трубу. Если первым попался ливневый коллектор, то в него и пустят все отходы, и фекальные массы потекут не на многоступенчатые очистные сооружения в Шабаны, а все в ту же Свислочь в черте города.

— Вообще, проблема затопления улиц во время дождей в том или ином виде есть во всех городах. Понятно, что бо́льшая часть коллекторов строилась много лет назад и коммуникации не были рассчитаны на такие нагрузки. Но и сегодня ситуацию можно значительно улучшить: больше внимания уделять очистке коллекторов и тому, что принимать новый объект надо все-таки не по бумагам, а спустившись вниз и проверив, все ли в порядке и не остались ли после строителей горы мусора. Проектировать новые ливневки тоже надо с учетом всех предыдущих ошибок, — говорят диггеры.

Большая часть фотографий из коллекторов сделана в ночь перед публикацией специально для Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by