Налоговые, милиция и «забросы»: сколько детских садов потерял Минск за последние десятилетия

 
02 декабря 2014 в 8:30
Автор: Оксана Красовская. Фото: Алексей Матюшков, Максим Малиновский
Автор: Оксана Красовская. Фото: Алексей Матюшков, Максим Малиновский

Этой осенью государственные мужи как никогда озаботились детсадовской проблемой. Причиной послужили непрерывные жалобы родителей на то, что мест в дошкольных учреждениях катастрофически не хватает — ребенка приходится доставлять не то что в соседний квартал, а даже район. Правда, речь идет в основном о семьях, живущих в новых микрорайонах, где градостроители поторопились возвести «панельки» и совсем не подумали о том, что людям для нормальной жизни нужны еще и сады, поликлиники, школы. Рупором новых правил и требований выступил заместитель премьер-министра Анатолий Тозик, который высказался однозначно: злостных детсадовских прогульщиков, пропустивших по неуважительным (на взгляд госслужащего) причинам слишком много дней, надо отчислять.

Не решив, но переложив проблему с больной головы на здоровую, чиновники облегченно вздохнули, а воспитатели принялись предупреждать родителей о «санкциях»: 30 дней прогулов — и дитя окажется на улице. Впрочем, бурная с виду деятельность не способна прибавить столице необходимого количества детских садов и мест в них, особенно если учесть, что многие дошкольные учреждения уже давно перестали быть таковыми и сегодня выполняют совсем другие функции или вовсе стоят заброшенными. Onliner.by решил подсчитать, сколько же детских садов потерял Минск за последние десятилетия.

От нехватки мест в детских садах страдают не только жители Каменной Горки, хотя им, пожалуй, приходится тяжелее всего. Обитатели старых районов, в которых еще в советские времена было построено впечатляющее количество садов, рассчитанных на многочисленное поколение «бэби-бума», тоже не могут определить ребенка в ближайшее или наиболее понравившееся учреждение.

К примеру, бывший детский сад №37, расположенный по адресу улица Розы Люксембург, 105А, уже давно превратился в Минский отдел внутренних дел на транспорте. Небольшое, но исправно заполненное детьми в конце восьмидесятых годов дошкольное учреждение, принадлежавшее Белорусской железной дороге и взрастившее не одно поколение жителей «Розочки», вместе с перепрофилированием претерпело значительные изменения. Здание утеплили, провели его перепланировку, покрасили и установили новое ограждение, существенно уменьшив детсадовскую территорию для прогулок. От веранд и горок с лестницами тоже не осталось и следа.

Еще одна потеря «Розочки» — садик №223, превратившийся после реконструкции в трехэтажную шоколадно-бежевую Инспекцию по налогам и сборам по Московскому району города Минска.

Определенные трудности испытывают и жители Серебрянки. Как минимум три советских детских сада изменили профиль деятельности. Возвышающееся над загсом, магазинами «Евроопт», «Смачны» и «Гаспадар» дошкольное учреждение, имеющее официальный адрес проспект Рокоссовского, 65, стало вторым домом для Фемиды — здесь расположился факультет права Белорусского государственного экономического университета.

На Рокоссовского, 151/1, и вовсе теперь находится Музей природы и экологии (фонды хранилища).

— Что касается нашей семьи, то, когда сыну было всего полгода, мы с мужем пошли в исполком, чтобы записать его в очередь, — рассказывает молодая мама Мария, живущая в одном из домов по улице Плеханова. — Тогда удалось попасть в списки ближайшего к дому детского сада. Но выйти из декретного отпуска, а значит, и отдать сына в ясли, мне пришлось в два с половиной года, а не в три. Поэтому место нашлось только в дальнем саду. Само собой, согласились и на это. Когда Диме исполнилось три года и мы имели все основания, чтобы перевести его в «наш» сад, оказалось, что тот закрывается на ремонт. В течение года строители колдовали над корпусами, а когда закончили, то перевестись нам просто не разрешили, мотивируя это тем, что мы уже три года ходим в другой сад и уже вылетели из очереди.

Вообще, на мой взгляд, в Серебрянке с садами наблюдаются какие-то крайности: к примеру, у нас есть несколько полупустых групп, а в соседних дошкольных учреждениях — не пробиться.

На проспекте Рокоссовского есть и еще одно детсадовское «перевоплощение»: здание под номером 166А стало техникумом бизнеса и права.

Еще одно столичное дошкольное учреждение превратилось в учреждение образования: вместо 3—6-леток в корпусах здания по улице Иркутской, 65А, постигают науку студенты Международного государственного экологического университета имени А. Д. Сахарова.

Курасовщина-1 тоже потеряла дошкольное учреждение. Бывший детский сад по улице Ландера, 6А, стал достопримечательностью и отдушиной работников завода «Интеграл»: именно здесь расположился их Дом культуры.

В центре Минска также далеко не все спокойно. Сразу два детских сада, расположенных в непосредственной близости от вокзала и принадлежавшие Белорусской железной дороге, прекратили свое существование.

Если не знать наверняка, то догадаться, что на первом этаже нежно-розового здания с окнами в форме арок когда-то располагался детский сад, весьма непросто. А ведь это было в каком-то смысле культовое учреждение: помимо отличного месторасположения и всегда укомплектованного штата педагогов, детский сад №15 славился своими дачами в Крыжовке.

На все лето детей от мала до велика, погрузив в автобусы, вывозили за город, оставляя под круглосуточным присмотром воспитателей и нянь. Невысокие кирпично-деревянные корпуса с большими спальнями и еще более внушительных размеров столовой, огромная территория для игр и неплохой детский городок, безусловно, радовали родителей, которые могли навещать детей в любое разумное время и всегда быть уверенными, что их чадо проводит дни на свежем воздухе.

Сегодня территорию сада №15 обживают офисные работники, которые паркуют дорогие авто ровно на том месте, где когда-то среди оригинальных деревянных домиков играли дети.

Куда более простой по форме и содержанию детский сад №125, расположенный на Свердлова, 24А, перевоплотился ни много ни мало в экспертно-криминалистический отдел по Октябрьскому району.

В не обитаемое детьми строение превратилось и здание №90 по улице Притыцкого: просторные помещения отданы на откуп сотрудникам Инспекции по налогам и сборам Республики Беларусь по Минскому району.

Фрунзенский район, практически в одночасье «переуплотнившийся» Каменной Горкой, испытывает немало проблем с детскими садами. Минчанка Марина, в середине июня ставшая мамой, рассказывает:

— Недели через три или чуть больше после рождения Есении муж пошел записываться в очередь на детский сад. Теоретически мы имели право выбора аж среди трех дошкольных учреждений, но на практике попасть в списки очередников удалось только в одном саду, при этом не самом близком к дому и не самом новом. Не знаю, может, со временем и удастся перевестись, хотя и не очень в это верится. Тем более и женщины во дворе рассказывают, что в наши сады возят деток из Каменной Горки. Сомневаюсь, что через два с половиной года, когда дочка подрастет, ажиотаж спадет.

Детский сад на улице Розы Люксембург — далеко не единственный приютивший под свое крыло правоохранителей. Расположенная возле «Академкниги» «кузница детства» стала домом для суровых сотрудников Департамента охраны. Специально для них старенькое здание отремонтировали и даже установили «художественный» забор вместо старого бетонного.

Второе дыхание появилось и у некогда детского сада, воспитывавшего ребятню, выросшую на улице Калиниградской. Сейчас в аккуратных корпусах разместились кабинеты сотрудников агентства «Минск-Новости».

Необычная судьба была уготована дошкольному учреждению, расположенному на улице Берестянской. «Прописка» недалеко от центра города определила его светлое будущее: в миниатюрном двухэтажном здании разместилось посольство Китайской Народной Республики. Огородив себя от взоров посторонних забором, напоминающим Великую Китайскую стену, граждане дружественной нам страны трудятся не покладая рук.

А вот на улице Чеботарева по-прежнему все печально: разваливающийся садик так и продолжает ветшать и разрушаться. К слову, это далеко не единственный экземпляр «заброса» в столице. Реанимировать старые строения городские власти пытаются по-разному. Например, детсад на Партизанском проспекте пробуют продать, на полном серьезе выставляя потенциальным покупателям начальную цену, равную почти 6 млрд белорусских рублей. В качестве бонуса будущий владелец получит не только видавшее виды здание, но и 0,3834 гектара земли, забор, ворота, калитку, четыре беседки и сарай. Правда, покупателей, согласных выложить за здание на проспекте практически $540 тыс., пока не нашлось.

Еще более удручающее впечатление производит садик в Охотском переулке, 19. Двухэтажные белые корпуса, расположенные на естественной возвышенности, по словам местных жителей, заброшены так давно, что и считать их года кто-либо перестал. Пока здание основательно не защитили от нежелательных посетителей, в нем вовсю резвились малолетки, разрисовывая стены и оставляя после себя горы мусора.

Правда, именно этому объекту уготована наиболее интересная судьба: в феврале нынешнего года заместитель главы администрации Заводского района Минска Дмитрий Гуриненко рассказал, что в скором времени старое здание снесут, а на его месте построят арендный дом. «Панелька» в исполнении МАПИДа, как видно, ждет своего часа — с ее возведением никто не торопится.

Более оптимистично обстоят дела с бывшим детским садом на проспекте Любимова, 14. Даже три года назад часть здания уже была отремонтирована. Сейчас же территория дошкольного учреждения напоминает стройплощадку: по заказу Государственного комитета судебных экспертиз здесь будет проводиться «реконструкция нежилого здания под учебный центр с общежитием».

А вот детсад на улице Леси Украинки все никак не дождется своего «звездного часа».

Из года в год не решается проблема с детсадом на улице Калинина: районные и городские власти не могут не только понять, что с ним делать, но даже нормально законсервировать, чтобы корпуса не становились пристанищем для бомжей и подростков.

Все три корпуса некогда современного и необходимого Первомайскому району дошкольного учреждения с бассейном, просторными группами и основательными верандами находятся в жутком состоянии. Здесь же необходимые атрибуты бурной «недетсадовской» жизни: бутылки, пачки от сигарет, упаковки от закусок. Оно и неудивительно: вход в сад открыт для всех и каждого круглые сутки.

Этим летом в местах необетованных объявился инвестор, готовый заняться садом, но только при условии, что существующая застройка будет уплотнена 18-этажной высоткой. Была и еще одна оговорка: реконструкции подлежит только часть сада — два из трех корпусов. Правда, планы пока так и не осуществились, и на том месте, где могла бы быть высотка, продолжают существовать бомжи.

Еще два года назад велись горячие споры из-за заброшенного детского сада на улице Славинского. Тогда привыкшие к тишине под окнами пенсионеры встали горой, чтобы не допустить появления у себя под окнами новой «панельки», явить свету которую собиралась компания «ТАПАС». Однако отстояв право жить без новоселов, «аборигены» не учли возможность прихода нового инвестора. А он не заставил себя долго ждать — пустующее около десяти лет здание решили перепрофилировать под офисы. Местные жители снова возмутились. «Восстановите детский сад, а если нет — руки прочь!» — заявили они бизнесменам. Правда, на этот раз, похоже, ничего у них не вышло. На площадке хоть и не спеша, но уже ведутся кое-какие строительные работы.

Не увенчалась успехом и борьба жителей Зеленого Луга за право неприкосновенности заброшенного детского сада. Дошкольное учреждение на Мирошниченко, 41, закрыли в 1998 году, и с тех пор здание не эксплуатировалось. В 2002-м его вывели из разряда дошкольных учреждений, после чего двухэтажное строение несколько раз меняло собственников, последний из которых решил перепрофилировать детсад под офисное здание. И все бы хорошо, но минчане возмутились: «Зачем нам офисы? Кто позаботится о детях?»

Пока стороны препирались и не могли прийти к единому мнению, садик все больше ветшал. Сегодня его территория больше напоминает заказник или заповедник. Без присмотра человека растения настолько разгулялись, что даже зимой в некоторых местах здание еле просматривается.

А вот само строение уже претерпевает изменения: старые деревянные окна уступили место пластиковым, меняется и конфигурация проемов. Очевидно, что детского сада здесь уже не будет, как бы ни причитали и ни вздыхали местные жители, вынужденные записывать детей в группы с младенчества и ранним утром отводить и отвозить их на занятия, в том числе в нескольких остановках от дома.

Очевидно, что мы назвали далеко не все столичные детские сады, переставшие быть таковыми. Но даже этот список в 20 некогда детских учреждений впечатляет. Если предположить, что в среднем в саду находятся места для 150 малышей, то можно понять, что как минимум 3000 маленьких минчан остались без своего сада и сейчас вынуждены с самого рождения не только стоять в очереди, но и конкурировать за место.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции, db@onliner.by