Дом кино: зомби-апокалипсис в Минске

 
01 декабря 2014 в 8:30
Автор: darriuss
Автор: darriuss

Минску не привыкать становиться съемочной площадкой самых странных фильмов. Весной 1998 года в американском боевике Lima: Breaking the Silence он превратился в столицу Перу Лиму, а в августе 2010-го стал местом действия одного из первых российских хорроров про живых мертвецов. Как стали бы выглядеть улицы исторического центра нашей столицы, Золотой Горки или военного городка в Уручье, если бы обычные добропорядочные минчане неожиданно превратились бы в зомби? Можете ли вы представить православного священника, топорами уничтожающего богомерзкую заразу в поселке Тракторного завода? Почему наши ТЭЦ-4 и вагоноремонтный завод стали фабрикой сибирского криминального авторитета? Жарким летом четыре года назад в Минск пришла «Зима мертвецов: Метелица». Берегитесь, зомби атакуют столицу Беларуси!

Несмотря на то, что фильм «Зима мертвецов: Метелица» был снят еще в 2010-м, его премьера состоялась только в ноябре 2012 года — зато сразу на кинофестивале в Великобритании. В России же в широкий прокат он вообще не попал (по крайней мере пока), разошедшись в узких кругах любителей жанра через интернет. Выпущенная в сеть копия при этом явно ориентирована на западную публику: все титры, включая субтитры, сопровождающие диалоги героев, выполнены на английском языке.

«Метелица» позиционировалась как первый российский профессиональный зомби-фильм, при этом бюджет картины составил целый 1 млн американских долларов. По сюжету действие происходит в некоем неназванном российском областном центре в Сибири.

Хотя большинство автомобильных номеров и топонимов при этом отсылают почему-то к Смоленску. Впрочем, большинство минчан с первых же кадров киноленты узнают любимый город, который пока еще спит спокойно.

Съемочная группа использовала даже аэрофотосъемку центральной части Минска. Камера стремительно опускается с небес на землю…

…и оказывается на перекрестке улиц Комсомольской и Интернациональной, у кинотеатра «Победа». В июльском (по сюжету, ведь сам фильм снимался с 3 по 28 августа 2010 года) городе идет снег. Главный герой, московский журналист Константин, приехавший в сибирскую провинцию освещать предвыборный митинг, немало данным фактом удивлен.

Атмосферный феномен оказывается непосредственным образом связан с превращением обычных горожан в зомби, хотя как именно, так толком и не объясняется. В Минск пришла «зима мертвецов». Перекресток улиц Золотая Горка и Козлова. Обратите внимание на номер Смоленской области на автомобиле справа.

В тех же золотогорских кварталах было снято немало эпизодов «Метелицы». Для придания пущего российского колорита у забора Республиканского госпиталя МВД установили торговую палатку с одеждой.

Справа дом №10 по улице Смолячкова, слева и вдаль к Военному кладбищу уходит Краснозвездная.

Минчане, испуганные наступившей в июле зимой, на которую ушли, вероятно, все запасы бутафорского снега «Беларусьфильма», в панике устраивают на Краснозвездной пробку. Впереди видна арка выезда на проспект Независимости.

Журналист Константин по всегдашнему киношному обычаю чудесным образом мгновенно перемещается с Золотой Горки на Интернациональную и обратно. Торговля арбузами и бананами у кинотеатра «Победа» не задалась.

В перспективе арки виден известный долгострой бизнес-центра на Интернациональной, 3. Встреченный Константином прохожий недоумевает от происходящего вокруг.

Впрочем, недоумение быстро переходит в клиническую смерть после нападения первых русских зомби. Как гласит официальный слоган фильма, «бессмысленных и беспощадных».

Константин быстро и трезво оценивает ситуацию, после чего предпочитает удалиться. Сибирские дома, вероятно, для демонстрации дружбы народов в Союзном государстве украшены табличками на белорусском языке.

Комсомольская.

Тем временем вторая половина московской съемочной группы — видеооператор с водителем — на микроавтобусе осматривают достопримечательности Верхнего города. Улица Герцена, в фильме превратившаяся в смоленскую улицу Гарабурды.

Слева еще в разгаре активно ведшаяся в 2010-м реконструкция бывшего бернардинского монастыря. Справа пока никаких пивных ресторанов.

Выехав на Зыбицкую, журналистский автобус немедленно сбивает хипстера, возвращающегося в коворкинг после посещения бара «Чердак». На самом деле, конечно, никакого «Чердака» тогда еще не было, а труп, несмотря на перегрызенное горло («Неужто собаки?!» — наивно предположили герои), оказывается ходячим.

Сюда же, на Зыбицкую, прибегает с Комсомольской и Константин. Градус творящегося в Минске безумия увеличивается сразу же после встречи молодого человека с украшенной начесом Михайловной.

Так, по сути, и не познакомившись, герой расстается с героиней, чтобы не встретиться больше никогда.

Весело шлепая по лужам крови, Константин продолжает довольно бессмысленно метаться по городу.

Улица Герцена.

В кадр периодически попадают минский православный Кафедральный собор Сошествия Святого Духа и предательски выдающие город с головой белорусские автомобильные номера.

Минск, конечно, выдает не только архитектура, но и подобные детали. Жилые дома на Смолячкова украшены аббревиатурами минских футбольных клубов.

Константин знакомится у известного кафе на Комсомольской с главной лирической героиней, названной отцом, местным крупным криминальным авторитетом, Искрою в честь нелегальной газеты Ленина.

Подружившись, герои стремительно убегают от восставших зомби прямо на «Розочку», где посещают хозяйственный магазин «Алекор» на Карла Либкнехта, 118.

Вооружившись внутри гвоздометом, Искра элегантно расправляется с первым зомби в своей недолгой пока жизни.

«Твою мать», — восклицает Константин. «Jesus Christ», — сообщают англоговорящим зрителям субтитры. Спецэффекты в «Метелице» выполнены на довольно приличном для фильма подобного жанра уровне.

Настало время ввести в фильм нового персонажа. Им становится местный «браток», он же банкир, он же фабрикант, он же кандидат в губернаторы, он же отец представленной выше Искры Александр Хан. Зрители знакомятся с ним и его авторитетной командой в поселке Тракторного завода, на улице Олега Кошевого у перекрестка со Стахановской.

В нашем вымышленном сибирском городе улицу Кошевого зачем-то переименовали в Передовую, но мемориальная доска герою «Молодой гвардии» на месте.

Перспектива главной улицы района. Обратите внимание на группу людей (живых) слева вдалеке, увлеченно наблюдающих за историческим процессом съемки в Минске первого зомби-трэш-фильма.

Обычный летний вечер в поселке Тракторного завода после получения зарплаты.

Пара же главных героев в это время решает посетить банк отца Искры в поисках помощи. Начинают они поход там же, где мы их и оставили, — на Либкнехта, затем они незаметно возвращаются на Комсомольскую.

«Сибирьбанк» разместился в доме по Комсомольской, 8, здании, занимаемом проектным институтом «Минскградо».

Так могло закончиться обсуждение очередных корректировок генерального плана Минска, но на самом деле это результат выяснения отношений между Искрой и ее несостоявшимся женихом, банкиром.

Зомби-апокалипсис на Революционной.

Бар «Провинция» все на той же улице.

Услышав по радио объявление о сборе оставшихся в живых в штабе гражданской обороны, герои решают отправиться туда. Разместился он в здании городской администрации, роль которого сыграл гарнизонный Дом офицеров в военном городке Уручья.

Панорама послевоенных жилых домов и современной уплотнительной застройки района.

Несчастные жители военного городка собираются у местного очага культуры.

Смеркается. Вновь Тракторный завод. BMW героев вступает в единоборство с фонарным столбом на перекрестке Чеботарева и Стахановской, и, как видим, выходец из Баварии пережил это противостояние наилучшим образом.

А вот зомби — нет.

Ведь в этот момент на сцене появляется новое действующее лицо — православный священник. К этому моменту вооруженный двумя топорами и вологодским акцентом батюшка зачистил, по его собственным словам, от живых мертвецов уже полгорода.

— А святая вода? Крест животворящий? Это все на них не действует?

— Хм. Я больше народными средствами… Но с божьей помощью!

Кульминация «Метелицы» разворачивается на заводе криминального авторитета и по совместительству отца Искры. В роли завода задействованы сразу несколько минских предприятий. За экстерьер отвечает брутальный ансамбль ТЭЦ-4.

Труба с факелом дорисована с помощью ПЭВМ.

Малиновка тем временем изо всех сил догорает.

Интерьеры этих эпизодов снимались в цехах завода имени Кирова на улице Красноармейской. Их общая безнадежная заброшенность позволила авторам фильма использовать даже пиротехнику.

Наконец, Минский вагоноремонтный завод стал местом действия финальной сцены.

Покидая территорию предприятия на зеленом маневровом тепловозе и, казалось бы, отправляясь к новому счастью в светлое будущее, оставшиеся в живых герои «Метелицы» слышат по радио новость, реакция на которую у них получается исключительно лаконичной.

Серьезно воспринимать эту первую (или одну из первых) попытку российских энтузиастов поэксплуатировать жанр зомби-хоррора сложно. Тем не менее, даже несмотря на не слишком оригинальный сценарий, скромные актерские навыки героев и безусловное техническое несовершенство, минчанам «Зима мертвецов: Метелица», скорее всего, принесет несколько минут удовольствия. По крайней мере от вида родного города, по которому медленно бредут живые трупы. Таким Минск мы еще не видели.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by