Специалист: «В пропорциональном отношении люксовых гостиниц в Минске больше, чем в европейских столицах. При этом уровень их заполняемости охраняется как гостайна»

 
14 734
27 ноября 2014 в 16:15
Автор: Оксана Красовская
Автор: Оксана Красовская

Прошедший в мае чемпионат мира по хоккею показал, что перевести названия улиц на «понятный» иностранцам язык, пустить «озвучку» в метро и построить десятки гостиниц — еще далеко не все мероприятия, способные привлечь в нашу страну туристов. Отгуляв спортивный праздник, зарубежные гости уехали из Минска с положительными эмоциями, но возвращаться пока не торопятся. Почему же так происходит и как после ЧМ развивается белорусский гостиничный рынок, сегодня утром рассуждали специалисты.

— Большой вопрос, есть ли у нас вообще рынок отелей. Рынок услуг, безусловно, есть, но обсуждать качество обслуживания постояльцев той или иной гостиницы сегодня не имеет смысла. Если же говорить о гостиничном рынке, то, несмотря на количество объектов, можно сказать, что его практически нет — сделки с отелями не фиксируются, гостиницы, за редким исключением, не продаются, — констатирует руководитель отдела оценки и консультирования компании Colliers International Беларусь Денис Четвериков.

За 2014 год номерной фонд столицы увеличился на 110%. Казалось бы, что это прекрасный показатель — Минску удалось обогнать ведущие европейские города. Но вот что делать с этими многочисленными номерами, большая часть из которых относится к весьма дорогостоящему сегменту 4 и 5 звезд, и кем заселять, так и остается непонятным.

— До сих пор существует мнение, что в Минске, несмотря на большое количество отелей, негде остановиться — соотношение цены и качества устраивает далеко не всех, — продолжает Денис Четвериков. — Зарубежные партнеры и вовсе говорят о том, что если в городе не представлены мировые отельные бренды, то и рассуждать о гостиничном рынке не имеет смысла. Если нет брендов — нет и перспектив. У нас же в подавляющем большинстве отели находятся в государственной собственности — 82%. Как показывает мировая практика, небрендовые отели не конкуренты известным в своей сфере именам. При одинаковой возможности выбора постоялец отдаст предпочтение известной сети. В Минске сейчас только два бренда — Mariott и Crowne Plaza.

Любопытно и то, что какой-никакой белорусский рынок покрыт множеством тайн. К примеру, абсолютно невозможно узнать, сколько номеров занято в той или иной гостинице. В лучшем случае отельеры называют какие-то обобщенные цифры, в худшем — отказываются от комментариев.

— Свобода информации — один из ключевых параметров рынка. А этого у нас нет, уровень загруженности отелей охраняется как государственная тайна. Наше мнение — подобная информация должна быть в общем и открытом доступе. Если у кого-то загрузка ниже, значит, пусть работают над этим вопросом. Пока же предоставляются только обобщенные цифры — «заселяемость» порядка 60%, а у кого какая загруженность в конкретный период, выяснить невозможно. В итоге эта цифра — абсолютно бесполезная, — уверен специалист.

Перекосы в развитии белорусского гостиничного бизнеса очевидны: странный показатель «количество номеров на 1000 жителей», который, видимо, стремились выполнить чиновники, кое-как выровнялся и стал похож на цифры Риги и Вильнюса. При этом существенно уступая Киеву и Варшаве.

То есть можно было бы и больше. Но вот если говорить о туристах, которых в Минске, по разным оценкам, бывает 300—500 тысяч в год, то для них и это количество запредельное. То есть столица сильно отстает от своих соседей по количеству туристов, а показатель «количество номеров на 1000 иностранных туристов» существенно превышает аналогичные показатели на европейских рынках.

Более того, нет равномерности в развитии разных сегментов. В «богатой» Беларуси, как грибы, растут гостиницы премиум-класса и слабо развиваются достойные «трешки». «Количество отелей категории Luxury превышает аналогичные показатели в Европе, а с учетом проектов, заявленных до конца 2016 года, превышает очень существенно. При этом оснований полагать, что спрос на них существенно вырастет, нет, — убеждены сотрудники Colliers International. — На данный момент есть недостаток бюджетных отелей, и если ситуация не изменится, то к 2016 году он станет очень чувствительным».

Примерно такой же перекос и в стоимости проживания в отелях. «Минский уровень цен в сегментах 3 и 4 звезды выше, чем в Прибалтике и многих восточноевропейских городах, и практически соответствует ценам Москвы. Цены на отели в сегменте 5 звезд сопоставимы с большинством европейских городов. При этом Минск существенно дороже по стоимости проживания, если сопоставлять с туристической активностью: цены намного превышают аналогичное соотношение в большинстве европейских городов», — объясняет Денис Четвериков.

И один из главных недостатков отечественного гостиничного бизнеса — качество обслуживания. По словам специалистов, частные апартаменты по отзывам и оценкам постояльцев намного опережают отели.