Немалая часть территории в жилом районе Домбровка во Фрунзенском районе Минска представляет собой брошенную строительную площадку. Планировалось, что тут вырастут социально значимые объекты: школа, детский сад, поликлиника… Пока же на пустырях хозяйствует ребятня — игровых комплексов в районе кот наплакал, а дома заселены в основном молодыми семьями с детьми.
Местные жители знакомили нас со строительными проплешинами в районе улиц Матусевича, Алеся Гаруна и Жиновича постепенно, так сказать, по уровню представляемой ими опасности.
Первый пустырь площадью около 300 кв. м (судя по схеме застройки, там должен размещаться детский сад) выглядит относительно безобидно: примятая трава, остатки развалившегося ограждения, бревна, сброшенные тут же, мусор. Взгляд зацепился за тростник. Это болото, подтвердили наши проводники. Ребенку увязнуть ничего не стоит. Родители, безусловно, следят за играющими во дворе детьми, но путь в школу и обратно лежит мимо этого места, да еще и, напомним, почти неогороженного…
Здание то ли новой музыкальной школы, то ли поликлиники должно было занять пустырь между домами №6 на ул. Игнатовского и №4 на ул. Жиновича — об этом также указано в плане застройки. Пока же здесь из валяющегося под ногами строительного мусора (говорят, его свозили сюда грузовиками при строительстве домбровских многоэтажек) возводят свои нехитрые постройки местные мальчишки. «Осторожно», — обыденно предупреждают они, но поздно: зацепившись ногой за кусок арматуры, один из сопровождающих нас местных жителей упал. Ржавые стальные пруты диаметром в полсантиметра и больше — железки, как называют их дети, — торчат из вымытых дождями ям.
По мнению жителей Домбровки (и с ними трудно не согласиться), третья площадка — самая опасная. Пустырь с котлованом примерно 10 м в глубину раскинулся на ул. Матусевича прямо у дома №78. Назвать это место заброшенным не дают оставленные на песке свежие следы тяжелой строительной техники. Похоже, песок оттуда вывозят для нужд других строек, здесь же остаются отвесные ямы. Пока мы примеряемся к крутизне склонов, свободные от занятий в школе ребята спускаются вниз. Одни — чтобы вести подкоп под нависающий над краем котлована грунт, другие — бить брошенные тут же стеклянные бутылки. О том, что край котлована может обвалиться, дети не думают. Здесь, как и на предыдущей площадке, ни намека на ограждение.
Выяснить, кто хозяин на этой территории, оказалось делом непростым. Организаций, которым в свое время выделялась земля под строительство, немало. В первую очередь мы обратились за комментарием в ЖРЭО №2 Фрунзенского района. Его директор Сергей Яновский уточнил, что землепользователь действующего карьера (именно так он назвал площадку напротив дома №78 на ул. Матусевича) и двух других пустырей — ГПО «Минскстрой».
А директор УП «Зеленстрой Фрунзенского района» Николай Остапенко появление беспризорных пустырей объяснил так:
— У нас нет механизмов, чтобы заставить строителей привести в надлежащее состояние брошенные по разным причинам участки — засыпать ямы, разровнять землю и вывезти мусор. В компетенцию нашего предприятия эти работы не входят, как и затраты на ограждение. На пустырях низшей, 4-й, категории, подобных домбровским, предусмотрены лишь ежемесячная уборка территории и один раз в год покос травы.
Начальник отдела перспективного развития, проектирования и инжиниринга ГПО «Минскстрой» Наталья Грунина предположила, что появление рытвин и глубоких ям на третьем по счету пустыре — дело техники сторонних строителей, прокладывавших кабель к стоящей рядом трансформаторной подстанции и проигнорировавших правило о том, что опасное место должно быть как минимум огорожено предупреждающей лентой. Что же касается будущей средней школы возле дома №78 на ул. Матусевича, то работы по ее возведению ГПО «Минскстрой» планирует начать в следующем году при условии достаточного финансирования. Все остальные работы, по словам Натальи Груниной, в микрорайоне со строительным адресом «Масюковщина-3» (Домбровка-3) завершены еще в 2010 г.
— Мы неоднократно писали в районную администрацию и Мингорисполком, спрашивали, когда застроят пустыри, — не скрывает эмоций мама пятилетнего малыша Надежда, жительница Домбровки-5. — После этого приходят землемеры, поработают несколько дней, и все возвращается на круги своя. Пусть бы хоть одну школу из трех запланированных построили. Утром все автобусы в районе наполовину забиты детьми. Мальчишки пытались на одном пустыре футбольное поле сделать, но бросили эту затею — там из-за торчащей арматуры играть невозможно. Вот и ищут приключений на стройплощадках.