Как в Минске сдаются дома «для галочки»: отсутствие горячей воды, ветер в окнах, отказ от запроектированного паркинга

 
24 551
28 октября 2014 в 9:55

К 1 июля страна должна была забыть о долгостроях. Это поручение президента. И в целом оно выполнено. Из полторы сотни с лишним проблемных домов на контроле нынче значатся шесть. Подготовлен ряд нормативных актов с новыми требованиями к проектировщикам, застройщикам и подрядчикам, где учли все нюансы и лазейки. Дома в 3-м Железнодорожном переулке не значатся в списках долгостроев, по факту совершенно готовыми к эксплуатации их назвать можно лишь с большой натяжкой.

Трехсекционный дом №10 в 3-м Железнодорожном переулке должен был принять новоселов 31 августа. К концу лета с великим трудом заселили первую 9-этажную секцию. Вторая, 12-этажная, готова нынче на 65 процентов. К возведению третьей, 15-этажной, заказчик сможет приступить только после корректировки проектно-сметной документации.

Из проекта срочно нужно исключать подземные гаражи-стоянки. Жильцы финансировать их отказываются. И у заказчика на подобную роскошь денег нет. Но как случилось, что квартиры в двух секциях практически полностью распроданы, а денег не хватает?

Основные причины долгостроевслабый заказчик либо недобросовестный подрядчик, — вот как видит ситуацию Вера Мацулевич, начальник управления КГК. — В данном случае на рынок пришел непрофессионал государственное объединение городского жилищного хозяйства. Очевидно, хотели заработать деньги. Но в итоге хорошо, если выйдут без убытков. Уже на уровне договорных отношений с подрядчиком неопытный заказчик сделал массу ошибок, не сумел застраховаться от рисков, авансы выдал до начала работы. Проектировщиков привлек не очень компетентных. В объединении трижды менялся директор и, соответственно, его команда.

Кстати, точно такая же кадровая чехарда творилась и в УКСе Первомайского района, комментарий от главного инженера которого мне оперативно получить не удалось. Жильцы дома №25а по улице Волгоградской четыре месяца не могут дождаться горячей воды. Первый подъезд этого дома был сдан в эксплуатацию еще в феврале. Все жильцы получили ключи в июле. А горячая вода по трубам пошла только на днях.

— И холодную давали с перебоями, — вспоминает Екатерина Махнач, мама новорожденной Виктории. Купать малышку приходилось, нагревая воду в чайнике.

Дом стоит практически в центре города. Трубы, обеспечивающие жилье горячей водой и отоплением, застройщик не смог передать на обслуживание в Минские теплосети. Только под нажимом Комитета госконтроля, многочисленных жалоб людей ЖСПК, УКСу и энергетикам удалось заключить трехсторонний договор на теплоснабжение и поставку горячей воды. В связи с этим возникает резонный вопрос: как приняли дом в эксплуатацию? Этот вопрос был адресован Александру Драгуну, главному инженеру Минских тепловых сетей, и также получила совет «пишите письмо». Но это еще не все проблемы новоселов с улицы Волгоградской. С трудом поданное в их квартиры тепло выдувает ветер из окон.

Очевидно, установлены окна были с нарушением, — предполагает председатель ЖСПК-853 Наталья Кудина. — Мы предъявили претензии УКСу, но, как нам отвечают, заказчик не расплатился с компанией, монтировавшей окна, и та отказывается реагировать на претензию.

Благоустройство нашего дома тоже выполнено только частично. Хотя горисполком выделял на это деньги. Теперь жильцам предлагают завершить работы за свой счет. А заодно и восстановить ограждение контейнерных площадок, которое разрушили строители.

В последний, вводной месяц на этой стройке работало 40 строительных организаций. Но дом до сих пор полностью не завершен. Двухуровневая стоянка на 44 машино-места не построена, хотя является неотъемлемой частью этого жилого комплекса. По словам председателя ЖСПК, потенциальным покупателям мест под авто до сих пор не передали бумаги с расчетом стоимости строительных работ:

Сумма, которую называет подрядчик — 8 тысяч долларов, многим будет не по карману. 90 процентов владельцев квартир — семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, строившиеся с льготными кредитами. У них машины стоят меньше, чем парковки для них!

Обратите внимание на одно общее место в двух этих историях. Парковки. В первом случае гаража-стоянки не будет вообще, во втором — места могут продать автомобилистам из соседних пятиэтажек. Между тем и в одном, и в другом доме более 100 квартир. Практически в каждой семье есть автомобиль. Где будут размещаться все эти транспортные средства? На газонах и детских площадках?