Форт Шоненбург: подземный город-крепость в недрах Эльзаса

 
22 октября 2014 в 8:30
Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский, lignemaginot.com
Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский, lignemaginot.com

Полтора миллиона кубометров бетона, 150 тысяч тонн стали, сотни километров подземных тоннелей — перед Второй мировой войной Франция стахановскими темпами соорудила линию Мажино, систему долговременных укреплений, которая должна была обезопасить ее от германской угрозы. Как показала практика, миллиарды евро (в современном эквиваленте) оказались буквально закопаны в землю: немецкая армия захватила страну за месяц. Ныне объекты линии оказались частью заброшены, частью превращены в музеи. Корреспонденты Onliner.by посетили один из них — форт Шоненбург, спустились на 30-метровую глубину в эльзасских лесах и обнаружили там удивительный подземный город с казармами, столовыми, госпиталем, электростанцией, церковью и даже собственной железной дорогой.

Главный урок, который Франция вынесла из двух последних войн с Германией (1870—1871 и 1914—1918 годов), — это то, что немцам доверять нельзя. Более того, нельзя доверять настолько, что даже от, казалось бы, демократической Веймарской республики она предпочла надежно отгородиться. К концу 1920-х после ожесточенной борьбы двух лагерей в военных кругах (одни генералы требовали строить линию пассивных укреплений, другие — инвестировать в современное вооружение и военную технику) выбор французского правительства склонился в пользу первой точки зрения. На границе с Германией было решено возвести непреодолимую для немецкой армии преграду — линию, названную в честь тогдашнего министра обороны страны Андре Мажино.

Мощная, глубоко эшелонированная система разнообразных укреплений должна была ликвидировать угрозу внезапного нападения с востока. Предполагалось, что, пока немцы увязнут в ее форсировании, у французских вооруженных сил появится время для мобилизации и перехода в Бельгию, где Германии предполагалось дать генеральное сражение. В соответствии с этим стратегическим планом линия Мажино первоначально проектировалась и строилась вдоль франко-немецкой и франко-итальянской границ.

В 1936 году Бельгия разорвала союзнические отношения с Францией, что нанесло непоправимый удар по намерениям французов воевать с немцами на ее территории. В связи с этим началось спешное возведение дополнительного участка линии, прикрывшего бы страну со стороны Бельгии и Люксембурга. Однако малое количество оставшегося до нападения Германии времени и болотистые почвы не позволили создать здесь столь же полноценный укрепрайон, как в Эльзасе и Лотарингии, чем успешно и воспользовался Гитлер в мае — июне 1940 года.

Всего за 1930—1939 годы французы успели построить 45 больших фортов, 97 малых и 352 каземата (по сути, отдельные доты). Капитальные железобетонные постройки оборудовались и дополнительной инфраструктурой: противотанковыми (вкопанные вертикально металлические рельсы) и противопехотными (заборы из колючей проволоки) заграждениями, наблюдательными пунктами, позициями тяжелой артиллерии, разветвленной системой наземных и подземных узкоколейных железных дорог, по которым осуществлялось снабжение линии. Глубина обороны на участках, которые успели достроить полностью, составляла 20—25 километров, что должно было надежно остановить немцев.

Как показала впоследствии практика, частично эти планы оправдались. Немцы смогли оперативно взять лишь слабоукрепленный бельгийско-люксембургский участок, которого им, впрочем, оказалось достаточно для стремительного захвата Франции. Полностью завершенный центральный фрагмент линии в общем и целом сопротивлялся вплоть до капитуляции страны, и одним из главных центров ее обороны как раз и оказался форт Шоненбург, расположенный в 55 километрах к северу от Страсбурга.

Шоненбург представляет собой классический образец «большого форта», основной фортификационной единицы линии Мажино. Фактически это были небольшие, но полностью автономные подземные военные городки, на поверхности представлявшие собой неприступную крепость.

Большой форт линии Мажино в разрезе

Боевая и жилая части располагались на расстоянии друг от друга и соединялись тоннелем. Шесть шоненбургских боевых блоков заняли один из местных холмов, пара жилых блоков разместились в соседнем лесу на расстоянии до километра.

Цифрами на карте обозначены: 1 — жилая часть, расположенная на глубине 30 метров под землей; 2 — входной блок для вооружения и боеприпасов; 3 — входной блок для личного состава; 4 — группа из шести боевых блоков

На схеме, составленной немцами после захвата этого укрепления, хорошо видно устройство подземной части крепости. В южной части форта находились отдельные входы для боеприпасов (отмечен как №1) и военнослужащих гарнизона (№2). Между ними уже под землей была построена жилая часть с казармами, кухней, столовой, госпиталем (все под №3), складами вооружения (№4) и зоной технического обеспечения (№5 — электростанция, насосная, мастерские и так далее). С боевой частью жилая и входная зоны соединялись километровым тоннелем, по которому была проложена узкоколейная железная дорога. В начале и конце тоннеля располагались вокзалы для подвижного состава (№6). Непосредственно перед боевыми блоками (№8) находился и командный центр (№7), из которого, собственно, и осуществлялось руководство обороной форта.

Практически все большие форты центрального (германского) участка линии Мажино были устроены примерно одинаково (с поправкой на меняющийся рельеф местности), однако попасть внутрь случайному туристу без сопровождения проблематично, а порой и опасно. В послевоенное время большинство сооружений этой системы были заброшены. Форт Шоненбург в этом смысле представляет собой счастливое исключение: его музеефикация началась еще в 1980-е годы, и в настоящее время он в полной мере доступен для свободного посещения.

Правда, для этого сюда придется приехать в весенне-осенний период. Шоненбург открыт с апреля по октябрь, причем, за исключением воскресений и отдельных праздничных дней, только во второй половине дня (с 14:00 до 18:00). Масштабы подземных сооружений, возведенных французскими инженерами и строителями, таковы, что их полноценный осмотр отнимет у вас минимум два часа. В связи с этим допуск посетителей внутрь фактически осуществляется только с 14:00 до 16:00. Все эти ограничения следует учитывать при планировании поездки сюда. Одно, впрочем, можно сказать точно: ее результат не разочарует даже человека, равнодушного к фортификации.

Так сейчас выглядит входной блок №8, предназначенный для личного состава крепостного гарнизона. В 1945-м при немецком отступлении он был взорван и восстановлен уже не в оригинальном виде. На архивном снимке его первоначальный облик.

По соседству, в 150 метрах, находится и второй входной блок (№7). Он служил для доставки под землю боеприпасов и прочих грузов, необходимых для функционирования форта. Именно здесь находится портал местной узкоколейки, а рядом экспонируются образцы вагонеток, вовсю использовавшихся французами в 1930-е годы.

Здесь же сейчас устроен и основной вход для приезжающих в Шоненбург туристов. За незамысловатым бетонным фасадом, сохранившим на себе следы боевых действий 1940 года, скрывается комплекс, способный шокировать своими масштабами и объемом вложенного труда заранее не подготовленного теоретически путешественника. Дружелюбная тетушка, прежде чем пропустить вас внутрь, изымет с каждого человека по €7 за двухчасовое посещение комплекса. При этом, если вы задержитесь внутри сверх этого нормативного времени, вам придется доплатить уже на выходе.

И, наконец, еще один немаловажный фактор, про который необходимо помнить, — внутри, на 30-метровой глубине круглый год поддерживается одна и та же температура в +11—12 градусов. Поэтому даже жарким летом необходимо запастись верхней одеждой, способной скрасить те несколько часов, которые предстоит провести в недрах Эльзаса.

Оригинальный локомотив, использовавшийся для доставки в подземный город грузов

Наземная часть блока №7. Слева и справа от входа оборудованы огневые комнаты, защищавшие подступы к ключевому с точки зрения проникновения внутрь противника объекту комплекса.

Одна из огневых комнат доступна к осмотру и полностью оборудована в соответствии с замыслом. Здесь установлена спарка из пулемета и противотанковой пушки калибром 47 миллиметров, способных заменять друг друга в амбразуре комнаты в зависимости от формата штурмующей форт потенциальной жертвы.

Эффективному погружению в атмосферу 1940 года служит звуковое сопровождение, включаемое благодаря специальной красной кнопке. Небольшое помещение сразу наполняется ревом сирены, выстрелами и криками защитников Шоненбурга.

Зарядившись такими неподражаемыми впечатлениями, посетитель отправляется к лифтам, по пути преодолевая семитонную раздвижную бронедверь, очередной элемент обороны крепости. Над дверью дата «1932», когда в Шоненбурге завершились основные строительные работы. Сооружался форт около трех лет, но только спустившись вниз понимаешь, насколько невелик этот срок в сравнении с проделанной работой.

Блок №7 был оборудован двумя лифтами различной грузоподъемности, каждый из которых был способен вместить вагонетку с грузом. Слева — меньший (на две с половиной тонны), сейчас он законсервирован. Справа — большой, пятитонный. Сейчас в его шахте установлен современный пассажирский лифт, но спускаться вниз лучше по окружающей его лестнице.

Так устройство блока №7 выглядит в поперечном разрезе.

Вниз опускались только вагонетки с грузом. Здесь их встречали мотовозы подземной железной дороги, после чего развозили в соответствии с назначением по обширной системе потерн — тоннелей, служащих для сообщения между различными частями форта. Общая длина потерн Шоненбурга достигает трех километров, и мысль, что подобные системы возводились еще в 1930-е да еще тиражировались на десятках и десятках объектах линии Мажино, поначалу немало удивляет.

Вблизи грузовых лифтов находилась зона пороховых складов. В ее многочисленных камерах складировались доставляемые с поверхности боеприпасы, которые затем по мере необходимости отправлялись в арсеналы боевой части форта.

Основной перекресток подземного города. Вперед, к боевым блокам уходит центральная потерна, до них предстоит пройти еще около километра. Направо — поворот к жилой части комплекса, зарывшейся в землю между входными блоками №7 и №8.

Развилка отмечена красным кружком

Именно здесь, в этой сети узких камер, соединенных тоннелями, 620 человек (полный гарнизон Шоненбурга) могли существовать, будучи полностью отрезанными от поверхности, как минимум три месяца — на такой срок был рассчитан запас продовольствия и топлива.

Стандартная солдатская казарма была рассчитана на 36 коек.

Офицеры жили с бо́льшим комфортом. Спальная комната для них была рассчитана всего на четырех человек.

Старший офицерский состав жил в двухместных «номерах» с собственными умывальником, столом и санитарным узлом.

Единой канализационной системы в подземных городах линии Мажино не существовало. По сути, в ее укреплениях имелось то, что сейчас мы назвали бы биотуалетами. Отходы человеческой жизнедеятельности попадали в своеобразные резервуары, где с помощью специальных химикатов разлагались.

Для офицеров была предусмотрена собственная кухня со столовой.

Кухня, обслуживавшая рядовых солдат, была куда более крупной. Оборудование, кстати, было полностью электрическим.

Своей столовой солдаты из-за недостатка свободного места не имели — они ели за откидными столиками прямо в потернах комплекса.

Продовольственные склады с консервами и холодильная комната.

Линия Мажино была все же сооружением французским, поэтому в больших фортах имелся и винный погреб. Каждый рядовой гарнизона ежедневно получал для оздоровления (прежде всего, конечно, психического) пол-литра вина.

Умывальники и душевая, предназначенная в том числе и для дезинфекции. Уроки немецких газовых атак времен Первой мировой французами забыты не были.

Госпитальная часть была оборудована не только палатами для реабилитации, но и полноценной операционной. Лазарет Шоненбурга активно использовался в те несколько дней, когда форт активно сопротивлялся немцам в июне 1940 года.

В небольшом ответвлении потерны была устроена даже часовня.

Вплотную к жилой части примыкала техническая зона. Здесь находились насосная станция (питьевая вода добывалась из собственной скважины глубиной 117 метров), электростанция с дизель-генераторами, топливные цистерны, трансформаторная, установки для вентиляции и фильтрации воздуха, специальные ремонтные мастерские.

Собственная электростанция. Любопытно, что ее дизель-генераторы выполняли резервную функцию. В обычном режиме электроснабжение подземного города осуществлялось через силовой кабель, подключенный к ближайшей деревне.

Впрочем, вся эта впечатляющая инфраструктура играла лишь вспомогательную роль. Основной ее задачей было обслуживание боевых блоков. Они расположились в километре от жилой и технической части и соединялись с ней центральной потерной с узкоколейной железнодорожной линией.

Один из «вокзалов» с тремя мотовозами, осуществлявшими подземные перевозки. Локомотивы работали на постоянном токе напряжением в 600 вольт

Железная дорога была сугубо грузовой и доставляла боеприпасы из арсенала в южной части форта к огневым точкам в части северной. Гарнизон передвигался пешком — это же предлагается сделать и туристам. В самом начале тоннеля на стене висит предупреждение, что отправляющийся на свой страх и риск в боевую часть посетитель должен располагать примерно часом времени. Впереди у него 800 метров только основной потерны. Для сравнения, именно такой длины и самый короткий перегон в минском метрополитене между станциями «Октябрьская» и «Немига».

По пути расположены и секретный запасной выход из подземной части Шоненбурга, на поверхности замаскированный, и специальная штольня для сточных вод, и морг крепости, где сейчас устроен современный туалет для туристов. В 1940 году помещение использовалось по назначению. В ходе боев за этот объект линии Мажино погибло два француза из его гарнизона.

Фотовыставка на стенах потерны с архивными снимками форта. Не без самоиронии французы подписали один из снимков с немцами так: «Первые туристы открывают для себя форт Шоненбург».

Непосредственно перед боевой частью располагается командный центр, место, откуда осуществлялось непосредственное руководство обороной форта, его «мозг».

Спальные комнаты высшего офицерского состава.

Комната телефонистов, принимавших сообщения с наблюдательных постов в окрестностях Шоненбурга и из соседних фортов, на основе которых и принимались боевые решения.

Рядом в складских помещениях устроена выставка рисунков, сделанных гарнизоном крепости во время «странной войны» 1939—1940 годов, когда боевые действия практически не велись, а солдаты скучали в подземном комплексе.

Противопожарный бассейн с одним из современных арт-объектов, которыми щедро украшены интерьеры 1930-х годов

Из шести боевых блоков форта Шоненбурга лишь третий возможно осмотреть в полной мере, поднявшись по лестнице к поверхности земли.

Командный пункт блока №3

Так выглядит третий боевой блок в разрезе. Слева видны отсек для сбора отстрелянных гильз и спиральный желоб, по которому они попадали под землю с поверхности. Справа лифтовая шахта: ящики с боеприпасами поднимались к орудию с помощью грузового лифта.

Механизация процессов внутри форта была доведена французами до максимального в межвоенные времена уровня. Например, к орудийному лифту ящики с боеприпасами доставлялись с помощью своеобразного монорельса, к которому они подвешивались на цепях.

Основание артиллерийской установки блока №3. Ее высота отсюда и до поверхности составляла 12 метров, вес — почти 190 тонн

Монументальное сооружение заканчивалось двумя 75-миллиметровыми пушками, закрытыми сверху бронекуполом толщиной 300 миллиметров. Многотонная башня могла подниматься для выхода в боевой режим с помощью электродвигателя или вручную, причем для этого было достаточно усилий всего лишь одного человека.

Выхода непосредственно на поверхность в целях безопасности здесь предусмотрено, естественно, не было. Доступа в бронебашню нет и теперь, но образец артиллерийской установки с двумя 75-миллиметровыми орудиями имеется в подземных помещениях блока №3. Дальность их стрельбы составляла до 9200 метров, а скорострельность — 13 выстрелов в минуту.

А так боевой блок выглядит снаружи. Сложно представить, какое огромное многоэтажное и многотонное сооружение спрятано под этой верхушкой холма.

Еще один боевой блок по соседству. Весь боевой сектор форта Шоненбург тесно сгруппирован (в отличие от большинства других больших фортов линии Мажино) и занимает одну из местных стратегических высот, господствующих над окрестностями.

Внешне все это отдаленно напоминает знакомую белорусам линию Сталина, однако реальное внутреннее содержание превосходит все ожидания. Конечно, здесь не постреляешь из боевого оружия и не съешь «солдатской каши», но вместо подобных непритязательных аттракционов любой желающий может увидеть грандиозный подземный комплекс, усилиями всей нации реплицированный в десятках копий. Линия Мажино, «Великая Французская стена» — очередной монумент самому жестокому веку в истории человечества.

Благодарим «Атлант-М на Независимости», официального дилера KIA, за предоставленный для поездки автомобиль KIA cee’d.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by