Примерно год назад минчане Андрей и Мария рискнули попрощаться со стабильностью и пресловутой белорусской социальной ориентированностью и, собрав чемоданы, отправились работать на другой континент. Как ни удивительно, но выбор молодых людей, работающих в сфере информационных технологий, пал не на привычные Соединенные Штаты Америки, а на далекую и загадочную Южно-Африканскую Республику.
* * *
Можно сказать, что сейчас мы находимся в большой командировке. Согласно контракту, в ЮАР нам предстоит работать в течение двух лет. На другом конце света мы оказались не только благодаря хорошим знаниям и опыту, но и в силу некоторых местных особенностей: найти первоклассного специалиста в IT-сфере среди жителей ЮАР не так уж и просто. А если это и удастся, то платить такому сотруднику придется значительно больше. Поэтому нанимателю гораздо проще и дешевле пригласить специалиста из другой страны, оплатить ему перелет, снимать хорошую квартиру, начислять зарплату и командировочные, чем искать профи среди своих.
Прежде чем решиться на такой глобальный переезд, мы, естественно, много думали. Не скрою, что у меня были сомнения относительно благополучия этой страны. Да и все друзья, родственники, с которыми делилась планами, только и делали что причитали: «Куда ты едешь, там же белых воруют и убивают». Но муж, который до этого бывал в ЮАР в командировках и жил в Йоханнесбурге по месяцу-полтора, успокоил: «Неужели ты думаешь, что я повез бы тебя в такую страну, где опасно, а каждого появившегося на улице непременно грабят?» После этих слов я решила, что рискнуть все-таки стоит. Уладив все вопросы с документами и пережив очень продолжительный перелет, мы оказались в Йоханнесбурге.
Уже на месте удалось убедиться в том, что все новости про «страшную и опасную» страну сильно преувеличены. Безусловно, в том же Йоханнесбурге, как и в любом крупном городе, есть неблагополучные районы, где без лишней надобности лучше не появляться, но в целом все очень мирно, спокойно и даже «процветающе». Свои нюансы, первое время смущавшие меня, конечно же, были, но к ним быстро привыкаешь.
К примеру, стоит принять как данность высокий забор, увенчивающийся проволокой под напряжением, ограждающий как жилые комплексы, так и частные дома, где живут состоятельные люди — и белые, и черные. Помню, что первое время обращала внимание на треск «заборного» электричества: выйдешь во двор — птички поют, насекомые стрекочут и провода гудят. Но потом понимаешь, что все делается для твоей же безопасности, и просто привыкаешь с этим жить.
Единственное, что сразу очень бросается в глаза, — это сильное разделение на богатых и бедных. Если в Беларуси этот процесс более нивелирован, то в ЮАР пропасть между состоятельными людьми и нищими огромна. Первое время, когда только приехали в страну, мы много путешествовали, изучая достопримечательности. Так вот, довелось убедиться в том, что иногда за пределами города можно увидеть настоящие трущобы. Я и не думала, что в наше время такое еще может быть: домики сколочены из фанеры, жмутся друг к другу, кругом грязь и антисанитария. Даже из машины смотреть на это жутко — одни лачуги. А для полной зрелищности — местный рынок: прямо на земле кучками разложена одежда, еда, никаких палаток и навесов. Вот в эти пригородные районы действительно лучше не соваться.
«Нехорошие» места, где лучше не появляться ни поодиночке, ни даже вдвоем, есть и в самом городе.
Йоханнесбург — огромный город, в котором место найдется каждому. Конечно, район, где будет жить семья, имеет значение, и зависеть он будет от того, сколько супруги готовы заплатить за квартиру. Нам жилье оплачивает фирма-наниматель, при этом сумма, которую можно потратить на аренду, ограничена 15 000 рэнд, это практически $1500. За эти немалые по белорусским меркам деньги нам удалось снять чудесную квартиру в одном из жилых комплексов района Сэндтон. По своим размерам район этот напоминает небольшой город и считается местом, где живут состоятельные люди. Здесь есть все из разряда развлечений: торговые центры, рестораны, кинотеатры, клубы.
Что касается жилья, то строят здесь в основном невысокие дома — в нашем комплексе здание выше трех-четырех этажей не встретишь. Это не значит, что жилых высоток в городе нет, но предпочтение все же отдается компактным и уютным домикам. У каждого жилого комплекса есть своя охрана и, конечно же, тот самый «гудящий» электрический забор.
Впрочем, это не означает, что мы живем как в осаде, отгородившись стеной от бедных. Ощущения какой-то крепости, где мы укрываемся, совершенно нет. Просто чувствуешь себя всегда спокойно и защищенно. Поверьте, «злодеи» по улицам не ходят, рядом с тобой совершенно обычные люди — те, кто работает в офисах, обслуживает здания и организует досуг.
Снять квартиру в Йоханнесбурге не проблема. Ее цена будет зависеть от каждого конкретного комплекса и количества комнат. Примечательно, что сдавать квартиру всего на месяц здесь не любят. Каждый арендодатель хочет найти жильцов сразу на год-полтора, а то и на два. Это связано с тем, то сами хозяева сдачей квартиры не занимаются, а поручают все агенту, который за свои услуги берет плату, равную месячной стоимости жилья. Добавьте к этому уборку, потраченное на поиск новых жильцов время — получится немаленькая потерянная сумма. Поэтому, к примеру, наш хозяин сразу оговорил минимальный срок — полгода.
Наша двухэтажная квартира, которой мы очень довольны, стоит $1500. За эти деньги в нашем полном распоряжении две спальни, большая гостиная, соединенная с кухней, одна ванная. На втором этаже находится комната отдыха, которая по размерам примерно равна половине гостиной. Здесь стоят диванчики, стол, телевизор со стереосистемой. Из этой комнаты можно подняться на собственную террасу, часть которой находится под крышей, а другая — на солнце.
Нам как «переселенцам» была нужна полностью укомплектованная квартира: мебель, посуда, бытовая техника. К слову, бо́льшая часть жилья именно так и сдается — под ключ, вплоть до стаканов и разделочных досок. А если чего-то не хватает, то этот вопрос можно обсудить с хозяином, и он добавит все, что нужно жильцам. Прежде чем переехать в свою новую временную квартиру, мы подписали стандартный договор. Кроме платы за проживание, внесли и залог — двойную стоимость аренды на месяц, то есть $3000, который страхует арендодателя в том числе и от того, что квартиранты съедут раньше оговоренного срока.
Что касается оплаты коммуналки, то этот вопрос на совести нашего работодателя. Знаю лишь, что представитель фирмы договорилась с хозяином, что за свет и воду по нашей квартире будут платить по средним показателям. Так что «жировочку» в своем почтовом ящике мы не видим.
К слову, каждый жилой комплекс старается привлечь постояльцев какими-то своими «фишками». В нашем случае это бассейн, отдельная территория, где можно проводить вечеринки (со столами, стульями, умывальниками и грилем) и теннисный корт. Само собой, красивая и ухоженная территория, где все цветет и зеленеет. Пользование всеми благами для жителей комплекса бесплатно, единственное, теннисный корт нужно бронировать заранее. А так с 6 утра и до 10 вечера все желающие могут отдыхать в пределах комплекса.
Еще один момент: здесь очень любят домашних животных, и во многих семьях живут коты, собаки, а иногда и те, и другие. Нередко любопытные котики заходят в гости к своим соседям.
Кстати, о соседях. Отношения с посторонними людьми здесь выстраивают совсем не так, как у нас, когда ты знаешь живущих на площадке по именам, а из-за тонких стен еще и в курсе абсолютно всех их проблем. В ЮАР очень уважают личное пространство, право на тишину и покой, поэтому с «душевными» разговорами приставать никто не будет, а вот вежливо поприветствовать друг друга и поинтересоваться, как идут дела, никогда не забудут. И даже ремонт в соседней квартире умудряются делать так, что ты ничего не слышишь. А единственное достоверное свидетельство того, что соседи все-таки есть, — это машины на парковке.
Автомобилями в Йоханнесбурге можно действительно залюбоваться, так что фанатам машин есть на что посмотреть и чему позавидовать.
В городе не принято ходить пешком, поэтому машины есть у всех, и, что самое главное, почти все они не старше 10 лет. Тротуаров даже в районах для богатых совсем немного. А если для пешеходов и предусмотрена собственная дорога, то это будут далеко не те широкие тротуары, к которым мы привыкли в Беларуси.
Конечно, в Йоханнесбурге не все идеально. Тот же Хилброу — очень неоднозначный район: часть его совсем неприглядная — грязь, белых людей почти нет, заброшенные коммунальщиками дома, которые черные довели до ручки… Одному там лучше не находиться.
Но, с другой стороны, в этом же районе много офисных зданий, в которых работают тысячи людей, здесь же расположены музеи, клубы (в один из них мы даже ходили на концерт). Так что все относительно. Но в целом жить здесь проще, чем в Беларуси, и многие остаются в ЮАР навсегда.
К примеру, наши знакомые украинцы уже купили здесь квартиру, а сейчас, получив кредит в банке, строят свой дом.
Единственный минус этого места — большая удаленность от дома, а значит, от родственников и друзей. Если бы не это, мы, возможно, тоже переехали бы.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by