Выбираем кондиционер: узнаваемый бренд — не всегда высокое качество, а «суперфильтрация» — скорее маркетинговый ход

 
07 августа 2014 в 8:45
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков

Температурные рекорды нынешнего лета наверняка заставили многих белорусов задуматься о покупке кондиционера. Однако выбор настолько велик, что разбегаются глаза. Одни продавцы указывают, что у них самые низкие цены, другие акцентируют внимание на известности брендов, третьи говорят о скидках и «практически бесплатной» установке. К каким предложениям стоит присмотреться, а где реклама откровенно лукавит? Чтобы разобраться в этом, сегодня мы поговорим о выборе кондиционера, а в качестве приглашенного эксперта выступит директор компании Smart Home Андрей Мороз.

Мы будем говорить о бытовых кондиционерах, так как промышленные и полупромышленные вам понадобятся вряд ли. Скажем только, что отличаются они мощностью и, как правило, уровнем шума. Бытовые работают тише и не такие мощные (как правило, до 5 киловатт), но это не значит, что они не справляются с поставленной задачей.

Кондиционеры делятся по нескольким критериям. Во-первых, по типу монтажа: есть те, что монтируются на стену, устанавливаются на пол (консольные блоки), кроме того, есть кондиционеры кассетного типа, которые встраиваются в потолок (чаще всего мы их видим в магазинах). Наиболее популярны кондиционеры, в которых используются настенные блоки.

Помимо этого, стоит знать, что существуют сплит-системы и мульти-сплит-системы. Сплит-система представляет собой наружный и внутренний блоки, мульти-сплит — один наружный блок и до девяти внутренних. Можно поделить их также на те, что работают по системе «on-off», которые начинают функционировать на полную мощность сразу после включения (как правило, это недорогие модели), и инверторные системы, позволяющие более тонко подстраиваться под температуру в комнате, работающие, как правило, тише и затрачивающие меньше электроэнергии.

Давайте начнем с цены, так как бюджет, как правило, и определяет, какие из желаний клиента можно воплотить в жизнь.

Сегодняшний рынок кондиционеров можно условно поделить на три сегмента. Первый из них — низкокачественные и дешевые кондиционеры, в подавляющем большинстве своем произведенные в Китае. Количество производителей из Китая настолько велико, что я боюсь даже назвать порядок — десятки их или сотни. Скажу только, что, посетив в позапрошлом году выставку «Мир климата» в Москве, я попробовал собрать брошюры от каждого из брендов, но когда набрался внушительный пакет, плюнул и стал просто фотографировать их, чтобы после посмотреть в интернете. При этом заводов, которые производят кондиционеры в Китае, не так много. Говоря образно, все эти дешевые бренды «штампуются» на 5—10 линиях, только логотипы меняют.

Стоит понимать: когда кондиционеры продают за $350 в розницу, себестоимость их производства вряд ли превышает $100—150. Такая техника сделана из пластика низкого качества, что можно заметить невооруженным глазом по вмятинам и прочим огрехам литья. Помимо этого, он наверняка очень скоро пожелтеет на солнце. Чтобы вложиться в $100, приходится использовать самые дешевые комплектующие, соответственно, вероятность поломки значительно повышается. Грубо говоря, если мы повесим 10 таких кондиционеров, скорее всего, в 1—2 проблемы возникнут сразу. А спустя год какие-то поломки возникнут еще в 2—3. Обычно я говорю клиенту, что здесь все так же, как с автомобилями. Есть Mercedes, а есть Geely. Оба после покупки поедут, но если в первом вероятность того, что в дороге что-то будет поскрипывать и попискивать, практически исключена, то во втором это обычное дело.

Гарантия на китайские кондиционеры дается от года до пяти. Здесь есть хитрости, на которые обязательно стоит обратить внимание: если в рекламе заявлен срок 5 лет, присмотритесь, нет ли там сноски маленькими буквами, где говорится, что эта гарантия распространяется только на компрессор, а на все остальное — 1—2 года.

Второй сегмент включает кондиционеры среднего качества и ценового диапазона. Это, как правило, известные марки, например LG, Samsung или Panasonic, произведенные в Корее, Малайзии, в отдельных случаях — в Китае. Как кто-то хорошо сказал про такую технику, это стабильно высокое среднее качество. При ее производстве используются более дорогие компоненты, такие кондиционеры если и будут уступать верхнему ценовому сегменту, то, скорее всего, только в энергоэффективности, уровне шума.

Процент рекламаций по технике такого уровня существенно ниже 1%. Как правило, гарантийный срок на эти кондиционеры составляет 3 года. Стоят модели среднего класса от $500 до $1500, при этом следует помнить, что в «не сезон» на распродажах эта цена может быть значительно ниже.

Вам предлагают изготовленный в Швеции кондиционер Electrolux? Можете сразу разворачиваться и уходить от такого продавца. Кондиционеры Electrolux в Швеции не производят, на самом деле это выкупленная российской компанией торговая марка, а продукция изготавливается на тех же китайских заводах. Стоит отметить, что среди таких кондиционеров также есть вполне приличное оборудование, но говорить о какой-либо стабильности качества в данном случае, наверное, не стоит. По такой же схеме с недавнего времени на рынке появились кондиционеры Zanussi, Komatsu и некоторые другие.

Верхний сегмент — качественная надежная техника, произведенная, как правило, в Японии, например Mitsubishi Electric, Daikin, Hitachi и так далее… Она стоит дороже всего, при этом не настолько богата опциями, как малобюджетные китайские кондиционеры, и нередко уступает им в дизайне. Зато эта техника работает тихо и качественно, из категории «поставил и забыл».

Такие кондиционеры практически не ломаются в гарантийный период (а он, как правило, достаточно длинный), поскольку каждый из них проходит контроль качества. За все время работы мы сталкивались лишь с тем, что проблемы возникали из-за неаккуратной транспортировки или плохой работы монтажников.

Такие кондиционеры просты в эксплуатации, все «фишки», что в них есть, действительно важны, а не являются маркетинговым ходом. Например, дорогие кондиционеры в большинстве своем оснащены хорошей защитой от дурака. Если на улице минус 30, то вы вряд ли сможете включить его в режиме охлаждения и сжечь компрессор. А еще некоторые из таких кондиционеров будет менять направление струи холодного воздуха, если под ней долго стоит человек, или же сканировать комнату, находить зоны с отклонениями от заданной температуры и направлять туда поток холодного воздуха или, наоборот, отводить его в сторону.

Стандартные монтажные работы по установке кондиционера в Минске стоят порядка $200—250, в эту сумму включены проведение 3—5 метров коммуникаций, навеска внутреннего и наружного блока, их настройка и подключение. Каждый дополнительный метр коммуникации стоит $15—20. Есть отдельные монтажники, которые просят за свои услуги $130—150, но я бы на месте заказчика задумался, стоит ли к ним обращаться: по статистике, порядка 80% проблем с кондиционерами возникает в результате некачественного монтажа. Давайте просто посчитаем: только расходные материалы на стандартную установку стоят порядка $80, добавьте амортизацию оборудования, стоимость доставки… Что в итоге заработает такой мастер? Да практически ничего! Поэтому он экономит на комплектующих. Например, хорошие кронштейны, на которых крепится наружный блок, стоят около $20—30, но можно купить их и за $9. Кронштейны плохого качества наверняка через пару лет начнут ржаветь, а спустя 7—10 лет коррозия может оказаться настолько сильной, что они могут переломиться. Экономя, можно также купить дешевые медные трубы, не очень качественную проводку и так далее.

Устанавливают кондиционер двумя способами. Когда у вас уже сделан ремонт в квартире, все коммуникации монтируются «поверху» с использованием коробов. В этом случае вы, как правило, сможете пользоваться кондиционером уже через 4—5 часов после того, как к вам приедет монтажная бригада. Есть второй вариант, когда кондиционер устанавливается во время ремонта. Тогда монтажники выезжают к вам дважды. Сначала, когда в квартире голые стены, они режут штробы и закладывают коммуникации в стены. Когда ремонт доведен до конца, специалисты приезжают вновь и навешивают оборудование.

Признаюсь, по моим наблюдениям большинство заказчиков установленные кондиционеры не регистрируют, как того требует нынешнее законодательство. Лишь 20—30% клиентов готовы проходить эту муторную процедуру. К слову, некоторые фирмы предлагают услуги специалиста, который займется регистрацией вместо вас. Стоить это будет порядка $200—250 — сюда входят все траты, в том числе изготовление проекта.

Сейчас, когда вступили в силу ограничения по установке наружных блоков, заказчики нередко стараются повесить их на балконе или лоджии. При этом стоит помнить, что главная проблема, с которой вы столкнетесь, — балкон должен хорошо проветриваться. Если этого не будет, очень скоро температура там резко поднимется и кондиционер отключится. Помимо этого, любителям покурить на балконе стоит быть готовым к тому, что на протяжении лета они будут стоять под потоками горячего «отработанного» воздуха и слушать, как работает вентилятор.

Обслуживание разных кондиционеров мало чем отличается: необходимо достать и промыть фильтр, расположенный во внутреннем блоке. Есть фильтры грубой очистки, есть и более сложная защита, например фотокаталитические фильтры, похожие на поролоновую губку, которые останавливают более мелкие частицы грязи и пыли, а также уничтожают бактерии. Еще есть электростатические фильтры, намагничивающие пыль и притягивающие ее в сборник. Но по большому счету роль фильтров в кондиционерах несколько преувеличена, и бо́льшая часть заверений в рекламе и на упаковках — это, скорее, маркетинговый ход, так как разницу между ними заметить достаточно трудно.

А вот наружный блок раз в 2—3 года должен обслуживать специалист, иначе эффективность кондиционера начнет падать. Он очистит теплообменник, замерит давление фреона в системе, проверит электрические параметры. Стоит это порядка $30—50.

Кондиционеры в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by