Город против скейтбордистов и велосипедистов: охрана и милиция конфликтует с любителями экстрима

 
37 214
21 июля 2014 в 9:14
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

На днях в интернете появился ролик, в котором молодые столичные скейтбордисты показали, как у них отобрали скейты. Происходило это рядом с Оперным театром. К двум катающимся там молодым людям подошел охранник и попросил их уйти, ребята начали спорить, после появился второй охранник, забрал у них скейты и предложил прийти за ними на следующий день утром. Скейтбордисты все-таки вернули свои доски и дополнили видеозапись пространным комментарием с юридическим «ликбезом».

Рассказывая о случившемся, молодые люди сообщают, что «знание закона освобождает от ответственности», перечисляют статьи, которые могут защитить обладателей скейтов и, наоборот, быть использованы против них. Ирония заключается в том, что, выложив видеозапись, в которой они катаются по территории Оперного театра, являющегося памятником архитектуры национального значения, любители экстрима тут же указывают, по какой статье уголовного кодекса их можно привлечь к ответственности.

Правда, доказать, что именно эти парни разрушили бортики мраморных бордюров Оперного, будет непросто, и ребята это прекрасно понимают. «Не вы должны доказывать, что вы невиновны, вам должны доказать, что вы виноваты, — улыбаясь, заявляют они. — Мы свои доски все-таки „отжали“, побыли в милиции, написали заявление, все объяснили, нам отдали скейты, и мы ушли домой. А так бы нам надо было сейчас в Оперном театре доказывать, что мы не „козлы“».

В разговоре с нами один из героев ролика, Павел, подтвердил, что конфликты с охраной и милицией у них случаются достаточно часто и в самых разных местах: в переходах, у метро, возле магазинов и, конечно, у памятников.

«К нам просто подходили и говорили, что это не место для катания, не ссылаясь ни на какие законы, — рассказывает молодой человек. — Я как ходил кататься к Оперному, так и буду ходить, потому что в другом месте реализовать некоторые трюки у меня просто не получится. В Минске сегодня есть несколько площадок для скейтбордистов, но все они созданы, скорее, для галочки, и кататься там совершенно невозможно».

В Национальном академическом Большом театре оперы и балета ситуация, которая сложилась со скейтбордистами и велосипедистами BMX, вызывает бурную реакцию. С любителями экстремальных видов спорта, облюбовавшими мраморные лестницы и бордюры возле театра, здесь борются давно и пока безуспешно. Заместитель генерального директора театра Александр Прохоренко с готовностью вызвался показать нам, чем заканчиваются молодежные «покатушки».

«Мы и в милицию обращались, и к городским властям — все закрывают глаза, ситуация не меняется и вскоре может привести к большим проблемам, — рассказывает он. — Я посмотрел ролик и до глубины души возмущен поведением детей, тем, как они общаются с охраной — пожилыми людьми, среди которых есть кадровые офицеры. Да, мы дали охранникам задание прогонять подростков, которые катаются возле театра на скейтах и велосипедах. Дело в том, что они в буквальном смысле разваливают театр, на реконструкцию которого были затрачены огромные суммы. Забрали скейты… А как по-другому? Если бы эти детишки, например, пришли с кувалдами и начали ими лупить по граниту, охранникам надо было бы просто стоять и смотреть? Вы только посмотрите!»

Александр Владимирович подводит нас к парадной лестнице Оперного. Отреставрированная пять лет назад, она уже сейчас вся щербатая. По словам Прохоренко, главные виновники этого — бескультурная молодежь. Конфликты периодически возникают, привлекается милиция, но виновникам, как правило, удается избежать наказания, и они открыто смеются в лицо работникам театра.

«С проблемой сталкиваемся каждый вечер. Мне что, военизированную охрану выставлять, чтобы пацанов гонять? Это же смешно! Но возникает ощущение, что эти ребята так воспитаны, что нормального языка не понимают», — говорит Александр Прохоренко.

Памятник Максиму Богдановичу, расположенный неподалеку от Оперного, под юрисдикцию театра уже не попадает, но у сотрудника театра болит за него сердце. К слову, ровно год назад мы уже писали: минчане возмущены тем, что любители экстремальных видов спорта используют в качестве «инвентаря» памятники. Люди говорили, что монумент Богдановича выглядит так, как будто его «динозавры погрызли». Ситуация с того времени ничуть не изменилась, памятник так и стоит с «погрызенным» постаментом, любители велосипедов BMX и скейтов собираются рядом и день ото дня проверяют его на прочность.

Александр Прохоренко показывает нам черные, затертой резиной плиты, часть из них в выбоинах, а одна уже и вовсе покосилась.

«Представляете, какое усилие надо для того, чтобы сместить такой огромный камень? — возмущается заместитель директора. — Все бордюры приходится постоянно ремонтировать, некоторые — заменять».

Возле памятника на лавочке сидят два молодых человека с «тюнингованными» велосипедами.

— Вы понимаете, что, катаясь по памятнику, вы можете попасть под уголовную статью? — спрашиваем у них.

— Не знали, честное слово, — говорят ребята, — спасибо, что предупредили.

Быстро садятся на «байки» и уезжают.

Александр Прохоренко подводит итог: «Мы не формалисты и не ретрограды. Посмотрите: рядом с театром постоянно танцуют любители брейк-данса, дети ставят магнитофоны на полную громкость — и никто их не гоняет. А вон в фонтане купаются…»

«Но когда люди сознательно уничтожают красоту, мириться с этим не согласны, — продолжает он. — Есть же специально отведенные места для скейтбордистов и велосипедистов-экстремалов, пусть там и оттачивают свое мастерство… Мало таких мест? Добивайтесь, чтобы их было больше! В конце концов, попробуйте сделать что-нибудь сами или попросите родителей, чтобы они вам помогли. А то некоторые обеспеченные отцы только и делают что „отмазывают“ своих детей, вместо того чтобы создать условия, при которых сынок не попал бы в неприятности».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by