Изнутри: как устроен минский аквапарк

 
09 июля 2014 в 8:53
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Владислав Борисевич
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Владислав Борисевич

Десятки тысяч посетителей, миллионы кубометров воды, высокие технологии, высоты, глубины и скорости — все это минский аквапарк «Лебяжий». Открывшись два месяца назад, он уже успел стать достопримечательностью столицы. Его стремятся посетить как жители города, так и гости Беларуси, которые сравнивают его с аквапарками других стран, и нередко от этого сравнения он только выигрывает. Но до сих пор мы рассказывали только о том, что и так может увидеть рядовой посетитель аквапарка. Сегодня же изучим, что скрыто от взора простых смертных. Как поступает вода на горки? Как ее очищают? Как следят за нашей безопасностью? Все это и даже больше — в репортаже о том, как устроен аквапарк «Лебяжий».

Экскурсию по незнакомому аквапарку мы начали с рабочего кабинета специалистов по безопасности. Бо́льшая часть информации на эту тему, как оказалось, является секретной, однако некоторые факты все-таки обнародовали.

— В аквапарке установлена современная и одна из самых больших в Беларуси система IP-видеонаблюдения, — рассказывает сотрудник аквапарка Александр. — Всего на объекте порядка 500 HD-камер с разрешением от 1 до 5 мегапикселей. Имея определенные права и доступ, можно зайти и посмотреть трансляцию из любой точки мира.

Показать пульт наблюдения охраны нам не смогли — не положено. Сказали только, что со своего рабочего места оператор может наблюдать буквально за каждым уголком аквапарка и оперативно реагировать на внештатные ситуации.

Система безопасности интегрирована со специальными механизмами, отслеживающими каждый браслет посетителя и сигнализирующими, если их обладатель находится под водой на глубине метра более 40 секунд. Этот сигнал поступает на пульт и на радиостанцию спасателя, в сообщении указано место, где человек долго находится под водой, так что найти его не составляет труда.

Помимо этого, на парковке возле «Лебяжего» установлена автоматизированная пропускная система, распознающая номерные знаки автомобилей и принимающая решение, впускать их или нет. Машина подъезжает к белой черте, камера фотографирует номер авто, сверяется с базой, и, если парковка оплачена, система поднимает шлагбаум. Пока эта система проходит тестирование.

Рядом с основным зданием «Лебяжего» стоит неприметное строение — это газовая котельная. Она работает круглосуточно, без выходных: вода должна подогреваться беспрерывно. Процесс контроля достаточно непростой. Для того чтобы выйти на оптимальную температуру (а она для разных бассейнов разная — от 29 до 36 градусов), пришлось греть воду несколько дней — именно поэтому в первые дни работы аквапарка она была прохладной.

Сердце аквапарка — насосы и очистные сооружения — находится в подвале здания. Его без преувеличения можно назвать огромным. В лабиринте труб и многочисленных сооружений непонятного назначения легко запутаться. Разобраться в этом всем нам помогает сотрудник «Лебяжего» Олег.

— Загрязненная вода проходит через несколько систем очистки и подготовки, — рассказывает он. — Всего в «Лебяжем» более 20 бассейнов, на каждый из них предусмотрен как минимум один фильтр. Общий объем бассейнов — 2842 куб. м. Вода полностью проходит цикл отчистки в них за час-полтора. Так, например, в волновом бассейне она полностью обновляется за 1 час 10 минут.

Вода проходит очистку через несколько слоев фильтрации, в том числе и через угольный фильтр. Так выглядят основные фильтры. Периодически фильтры проходят самоочистку, сливая всю накопившуюся грязь в канализацию.

Кроме того, ее обрабатывают ультрафиолетовым излучением, убивающим большинство микробов и бактерий. Очищенную воду, поступающую в бассейн, можно пить. Это условие было даже прописано в проектном решении.

А это — станция контроля за состоянием воды. Все происходит в автоматическом режиме, оператору достаточно ввести необходимые параметры: температуру воды, ее мягкость, содержание специальной хлоросодержащей добавки и другие. В некоторых аквапарках за рубежом в воду добавляют специальный компонент, который окрашивает ее в темный цвет, если в ней появляется аммиак. Сейчас о возможности применения такой добавки задумываются и в минском аквапарке.

А вот сколько аудиоаппаратуры требуется для функционирования «Тропического грота». Только аудиоусилителей целых 12 штук! Оператор может установить совершенно разные комбинации звуковых эффектов и способов подачи воды, в том числе задать определенные запахи, которые смогут почувствовать посетители грота. Рядом шипят и фыркают многочисленные гидравлические насосы, подающие воду в грот.

Все фильтры и насосы устанавливали немецкие специалисты. В подвале аквапарка до сих пор осталось их оборудование для резки труб. На некоторые горки приходится по 4—5 насосов.

В аквапарке сложная система вентиляции. Для подготовки воздуха установлено множество систем — как в подвале, так и под самой крышей. На выходе везде стоит система рекуперации, позволяющая улавливать неиспользованное тепло и направлять его в нужное русло.

Помимо этого, посетителей обслуживает множество других структур. Одна из них, спрятанная на техническом этаже, — прачечная. За сутки она может постирать и погладить 1,3 т белья. Сейчас нагрузка не такая большая: гладят 150 кг, стирают около 400 кг. В самые большие стиральные машины можно сразу загрузить 57,5 кг белья.

По словам директора прачечной Натальи, пока работают только три человека, но новых сотрудников уже ищут. Сегодня эта служба работает в одну 12-часовую смену, но когда выйдут на полные мощности, придется трудиться в три смены практически круглосуточно.

— Оборудование — как в космосе, мы им очень довольны, — шутит Наталья. — Вот, к примеру, гладильная машина, которая может погладить 5—6 халатов за 10 минут.

Мы покидаем технический этаж через широкий коридор. Оказывается, он создан специально и опоясывает аттракцион «Дарк-райд» по периметру. Александр еще раз акцентирует наше внимание на том, что к безопасности посетителей в аквапарке относятся очень серьезно. В случае ЧП, например пожара, этот коридор может выступать в качестве альтернативного пути для эвакуации.

А это — серверная, электронное сердце аквапарка.

Наша небольшая экскурсия заканчивается в комнате диспетчера, расположенной под самой крышей «Лебяжего», откуда ведется управление большинством систем аквапарка. Инженер Павел может в любой момент включить или выключить любую горку, он управляет освещением, вентиляцией. Сюда же выведена информация по теплоузлу, есть доступ к системе видеонаблюдения и системе контроля за безопасностью отдыхающих.

Кроме того, в постоянном режиме онлайн ведется мониторинг целостности конструкции здания аквапарка. На сводах кровли и в других его местах установлены специальные датчики деформации и углов наклона. Если на кровлю пойдут какие-либо дополнительные нагрузки, диспетчер узнает об этом заранее. Рядом расположился пульт диджея, откуда открывается отличный вид на закрытую акваторию.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by