Белорусские художники о том, как мог выглядеть столичный аквапарк, о нюансах работы с олигархами с Рублевки и способах сделать Минск ярче

 
01 июля 2014 в 8:45
Источник:  Оксана Красовская. Фото: Влад Борисевич
Источник:  Оксана Красовская. Фото: Влад Борисевич

Легко ли в современной Беларуси быть художником, да и в принципе человеком творческой профессии в то время, когда все лавры и внимание достаются преимущественно спортсменам и перевыполняющим план по инвестиционно-гостиничным «квадратам» строителям? Хватает ли в Минске «культурных» мест и почему московские олигархи предпочитают работать с белорусами — обо всем этом и многом другом мы беседуем с молодыми, но уже выполнявшими задания республиканского уровня мастерами — Алексеем Лосиком, Валерием Дудко и Ярославом Филипповичем.

Трое молодых художников познакомились еще во время обучения в Белорусской государственной академии искусств в середине 2000-х. С тех пор ваятели, специализирующиеся в различных жанрах (скульптуры и монументального искусства), стараются «подтягивать» друг друга на заказы — говорят, так они всегда уверены в качестве и сроках исполнения.

Вместе или в несколько усеченных составах они оформляли мозаичным панно «Слуцкие пояса» один из залов резиденции президента, принимали участие в реконструкции Большого театра оперы и балета (потолочные витражи с подсветкой), создавали витражи для «Белагропромбанка» и мозаику для конференц-зала известного заполнителя складов — завода «Атлант», продумывали и воплощали в жизнь витражи для нового «Лидо» возле «Комаровки» и украсили, пожалуй, один из самых важных для столичных жителей объектов — аквапарк. Впрочем, оригинальное панно «Ящерица», органично вписавшееся в интерьер долгожданного «Лебяжего», по признанию самих мастеров, не только стало сложнейшим из проектов, но и потребовало много времени.

— Впервые разговоры о том, что над будущим аквапарком надо будет серьезно и творчески поработать, начали вестись еще три года назад, — вспоминает Алексей Лосик. — Но, к сожалению, тогда дальше бесед и планов дело не пошло. В итоге, как мы знаем, огромное здание с горками и бассейнами «переехало» из гипотетических Силичей в Минск на проспект Победителей. Но даже в то время, когда возле Дроздов активно велась стройка, о художественной составляющей с нами не говорили. И вот перед самым Новым годом все-таки была поставлена задача: есть пустое место, и его надо творчески «решить». Тогда-то мы с Валерой, понимая, что времени до предполагаемого открытия осталось очень мало, начали рисовать эскизы.

— При этом, — продолжает скульптор Валерий Дудко, — была очерчена концептуальная составляющая работы: нам нужно было, основываясь на белорусской мифологии и ментальности, создать понятный образ, но при этом остаться в рамках абстрактного искусства. Более того, архитектор настаивал, чтобы своим произведением и излишне аутентичными деталями мы не разрушали существующую стилистику аквапарка. Это и понятно: в здании современное оборудование, стекло, железо, и «народность» там будет очевидно лишней.

После некоторых раздумий и проработки вариантов мы и пришли к тому, что для украшения аквапарка как нельзя лучше подойдет воспроизведение древнего белорусского культа рептилий, их глубинного почитания. В, казалось бы, простом образе заложен большой смысл: ящерица — одно из немногих существ, способных к регенерации. Только подумайте, какое чудо — возможность заново отрастить свой хвост. А учитывая тот факт, что предоставленная нам площадь — это зона «релакса», образ ящерицы на песке приходился в самый раз.

В разработке эскиза, который, получив воплощение в мозаике и объемных формах, должен был навсегда стать частью аквапарка, молодым людям помогал именитый архитектор Александр Тельцов.

— Мы работали очень последовательно — так, как это свойственно нашей школе монументального искусства: анализ ситуации, проработка места, его назначения и «функционала». Учитывая все, что предстояло сделать, можно сказать: мы брались за нечто невозможное для наших широт. Ведь традиционная «женитьба» объемной пластики и цвета у нас не так популярна, как, скажем, в Барселоне или на Кавказе. Не секрет, что наше искусство всегда находилось в области пропаганды, то есть несения конкретных, четких и ясных образов, идей. А декоративной составляющей отводилась второстепенная роль. Здесь же было почти все наоборот, — объясняет Валерий.

— Работа велась в очень сжатые сроки. Непосредственно на исполнительскую часть ушло две с лишним недели, трудились в том числе и по ночам. После этого, конечно, были «доделки» по мелочам, но в целом «Ящерица» — подвиг команды. За такие объекты сложно браться и в моральном, и в физическом плане: к аквапарку приковано внимание буквально всех, поэтому очень переживаешь, успеешь или нет, и прекрасно понимаешь, что не успеть не можешь, не имеешь права. Но мы гордимся тем, что, несмотря ни на что, «упрощать» эскиз не пришлось, — говорит Алексей.

По признанию молодых людей, воплотить в жизнь удалось, к сожалению, не все идеи. Отдыхающая на песке ящерица — не единственная мозаика, которая должна была украшать аквапарк. Рептилию, расположенную в мужской зоне, могли бы дополнять очаровательные бабочки для девушек возле чаш-купален.

— Безусловно, художники нуждаются в свободе, и директивные методы строительства нам очень мешают. Сделанная ящерица изначально развивалась в контексте с бабочками. И оба этих объекта «читались» как через передний план, так и по отдельности. Бабочки предполагали интерактивное взаимодействие: девушки, которые не хотят банально фотографироваться на фоне бассейна и горок, могли лечь на мозаику и сразу же «обрести крылья».

Думаем, это могло бы стать «фишкой» минского аквапарка — почти каждая посетительница наверняка захотела бы иметь фото, где она выступает в роли бабочки. Причем место, где они должны были «порхать», расположено так, что снимать можно как сверху, так и сбоку. Огромный потенциал своеобразной игры сначала одобрили, но потом решили отказаться. Целостность композиции нарушилась. Жалко, когда такая идея гибнет, — разочарованы молодые люди.

Думается, что для столичного аквапарка, посетители которого жалуются на нехватку цвета и с грустью вспоминают первоначальные яркие рендеры, появление бабочек возле чаш стало бы спасением.

— Зато оригинальные и неизбитые идеи очень ценят в Москве. На Рублевке нам довелось выполнить уже не один заказ: олигархи любя украшать свои дома скульптурами, витражами, фресками, мозаиками, — поясняет Алексей. — Вообще, земляков в соседней столице много, и белорус — это уже своеобразный бренд: трудолюбивый, работающий на качество, ответственный и, что называется, не «кинет». От заказчиков приходилось выслушивать истории о том, как приезжали ребята из вроде бы солидных столичных фирм, замеряли-обсуждали-продумывали декор, брали предоплату и потом исчезали. Да и цена, которую выставит белорусский художник, для москвичей будет интереснее.

Любопытно, но жители Рублевки — хозяева огромных домов — по отношению к художникам не кидают понтов: обеспеченные люди ценят, когда ты что-то умеешь. А вот у нас в стране зачастую можно встретить пренебрежительное отношение со стороны тех, кто более или менее разбогател. Олигархи же могут быть придирчивыми, тщательно, до последней копейки выверять цену, но относятся к мастеру уважительно. Может, сказывается то, что по соседству с каждым миллионером живет миллиардер — в такой ситуации люди понимают, что особо кичиться нечем и всегда есть кто-то, кто успешнее тебя.

В целом Рублевка живет отлично: довелось видеть особняки звезд российского шоу-бизнеса и просто очень богатых людей. Для такой категории жильцов маленьким считается дом для прислуги в 200 «квадратов». И этот коттедж для работников на фоне хозяйского дома действительно выглядит небольшим.

Что характерно — очень высокие заборы, за которыми не видно абсолютно ничего. По сравнению с Москвой поселок очень чистый, и лишних людей нет: там, где мы работали, вся территория разделена на небольшие «блоки», перед которыми расположены КПП, охраняемые добрыми молодцами с оружием. Въезд — только по пропускам или с разрешения встречающего тебя человека.

А вот ездить по рублевским дорогам страшно. Во-первых, все машины делятся на две категории: до $100 тыс. — для «нищебродов», а все что больше — уже для «нормальных» людей. А во-вторых, «господа», рассекающие с сумасшедшей скоростью на спортивных авто, и их охрана на джипах не очень-то считаются с остальными водителями.

В архитектурном плане и в оформлении интерьеров олигархи предпочитают эдакий имперский классицизм: многочисленные вензеля, статуи, золото. Заходишь в помещение — и хочется спрятаться. Но хозяева в этом окружении чувствуют себя нормально. Хотя есть и те, кто старается придерживаться современных веяний, но их меньшинство, — вспоминают молодые люди.

Говоря о нынешнем виде Минска, художники, привыкшие выражать свои мысли деликатно и интеллигентно, все же дают понять, что город требует перемен.

— Проектируя и возводя здания, к мнению художников-профессионалов, к сожалению, не прислушиваются (в данном случае мы говорим не о себе, а о большом коллективе заслуженных людей, уже доказавших свою состоятельность). Мы готовы помочь по всем вопросам, даже, казалось бы, по банальному цветовому решению: в Минске ведь не встретишь ярких пятен, оригинальных подходов. Хорошо бы, чтобы на законодательном уровне была закреплена необходимость консультации с людьми искусства при проработке тех или иных проектов.

Понимаете, ведь пройдут годы, и изучать историю будут по культурному наследию. Ну кто сейчас помнит, какая команда стала чемпионом мира по футболу даже 15 лет назад или кто был признан лучшим боксером? А архитектурные и культурные достопримечательности всегда в цене. В ту же Барселону, которую преобразил Гауди, каждый год приезжают десятки тысяч туристов.

У нас же вектор смещен немного в другую сторону, а культура должна развиваться как-то сама по себе. Только надо помнить, что, в отличие от экономики, культура не знала регрессов, она и сейчас развивается, только не на виду — уходит в подполье, так сказать, — рассуждает Валерий.

— В Англии есть замечательный закон, согласно которому несколько процентов от сметы возводимого здания застройщик должен потратить на монументальную пропаганду: украшение территории оригинальными скульптурами, картинами, чем-то запоминающимся и ярким.

И нам хочется, чтобы в Минске было примерно так же и чтобы каждый белорус, встречая гостей из-за рубежа, мог, знакомя их со столицей, показывать оригинальные и доступные на расстоянии вытянутой руки вещи. Потому как демонстрировать Троицкое предместье тому, кто как минимум был в Вильнюсе, смешно. Хочется простых и понятных объектов, как в лучших европейских городах, чтобы наше представление о красивом формировалось независимо от телевидения и интернета, а было на улицах.

Ситуация, конечно, двоякая: с одной стороны, за руки никто не держит, но с другой — нет и площадок для творчества. В той же Барселоне есть стена, которую полностью отдали на откуп художникам. Так давайте в Беларуси развивать хотя бы стрит-арт, если уж совсем нет возможности тратить деньги на современные скульптуры. Нужно больше свободы. Поверьте, у нас много талантливых людей, которых замечают на Западе и оперативно приглашают на работу за границу. И люди уезжают — не столько ради денег, сколько ради возможности высказаться, донести свои идеи.

В последнее время все чаще думаю над тем, чтобы сделать выставку «Нереализованные идеи Минска» — большинству художников найдется что показать. И пусть бы горожане смотрели, как выглядят сейчас привычные им места и как они могли бы выглядеть, если бы творческим людям дали возможность «развернуться». Те же однотипные спальные районы, где не отличишь одну «панель» от другой, можно преобразить при помощи экструдированного пенополистирола и мозаики. Разумно было бы создать в каждом «спальнике» культурный центр притяжения, потому как сейчас функцию таких мест выполняют гипермаркеты. Ну и вдобавок ко всему даже в Минске нет такой площадки, где могли бы «вариться» люди искусства — встречаться, обсуждать, критиковать и подсказывать, — замечает Алексей.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by