Большие круглые очки в медной оправе, медный браслет на руке, телефон в медном корпусе, представляющий собой удивительную конструкцию из кнопок и рычажков, — об увлечении стимпанком в облике Дмитрия Тихоненко говорит многое. Правда, сам мастер о модном направлении узнал уже после того, как создал многие свои работы из меди.
Мастерская Дмитрия официально занимается ремонтом бытовой техники. Тюнинг холодильников и электроплит — это, скорее, увлечение, ставшее визитной карточкой Тихоненко. В отдельную комнату, где стоят работы Дмитрия, пускают далеко не каждого. Знали бы рядовые клиенты Тихоненко, какие чудеса он умеет создавать, наверняка бы ахнули. Мы разговариваем, сидя за окованным медью столом, рядом стоит медная плита, медная кофе-машина, микроволновка.
«Увлечение металлом началось еще в армии, когда служил на Северном флоте в Баренцевом море. На корабле много деталей из меди, которые тебе регулярно приходится драить. Постепенно это переросло в привычку, — улыбается Дмитрий. — Первые поделки из меди были немудреными — украшения для дембельского альбома: буквы, корабли… А если копнуть еще глубже, мой отец всю жизнь работал слесарем, причем был настолько хорош в своем деле, что ставил на свои изделия именное клеймо. Это считалось высшим пилотажем на заводе, деталям, сделанным руками отца, даже не надо было проходить ОТК».
После трех лет на флоте Дмитрий сразу попал в атмосферу «лихих девяностых». Как и многие молодые люди в то время, занимался куплей-продажей, а в итоге стал владельцем мастерской по ремонту бытовой техники, чем занимается и по сей день. Параллельно он начал собирать предметы старины из цветного металла. Так как постоянно приходилось работать с бытовой техникой, мастеру захотелось сделать что-то необычное для себя. То, что предлагали мировые серийные производители, его не устраивало.
«От бабушки мне остался рабочий холодильник, выбрасывать его было жалко, решил „обновить“, — рассказывает Дмитрий. — Следующей была микроволновка, после — плита… Если кто-то отдыхает в барах, за бильярдным столом, то я шел в мастерскую».
О том, что такое стимпанк, Дмитрий узнал в 2011 году. Поразительно, до этого он тюнинговал множество единиц бытовой техники, даже не представляя, что работает в определенном стиле!
«Приходит мне однажды письмо на электронную почту: ребята из Москвы увидели мои работы и пригласили на фестиваль стимпанка. Я им отвечаю: ребята, вы ошиблись, никакой я не панк… — смеется Дмитрий. — Уже после разобрались, я почитал литературу, посмотрел фотоотчеты со встреч стимпанкеров и понял: это мое».
Как вы уже, наверное, поняли, Дмитрий Тихоненко — человек основательный, поэтому вскоре он создал белорусский сайт, посвященный стимпанку, и, по сути, стал одним из главных движителей этой культуры в нашей стране, при этом оставаясь по-своему уникальным. Если у большинства стимпанкеров основная цель — создать образ, бутафорский костюм, то у Дмитрия каждая вещь, которую он изготовил, функционирует. На шее у мастера висят защитные очки, или, как их еще называют, «гоглы», на поясе — кожаный фартук, в таких его постоянно можно увидеть за станком, так что на стимпанк-вечеринки он приходит в повседневной рабочей одежде.
«Каждая кнопка, каждый рычажок за редким исключением работает и выполняет определенную функцию, — рассказывает Дмитрий, показывая свои изделия. — Мало того, я стараюсь, чтобы вещь была не только красивой, но и удобной, а также ремонтопригодной. Для этого, например, в плите сделал смотровое окно, открыв которое, можно увидеть, что происходит в духовке».
Дмитрий продолжает показывать свои работы: «Это одна из первых моделей плоских телевизоров. Корпус у нее был традиционный — серебристый пластик, и меня это совершенно не устраивало, так как дома у нас все в желтом металле. Больше года он пылился в коробке, пока я за него, наконец, не взялся. Теперь телевизор в медном „чехле“, все кнопки рабочие (их дизайн был позаимствован у духовых музыкальных инструментов). Единственная бутафория на нем — расположенный рядом с клавишами змеевик, это просто украшение. Потом добавил к телевизору чехол для DVD-проигрывателя, колонки, сделанные из старой „Радиотехники“. Колонки сверху в виде раструбов тоже рабочие. Мой знакомый занимается рупорной акустикой, и я сделал их точно по его чертежам».
Кофе-машина создавалась одновременно с телевизором и постепенно развилась в большой проект. К ней добавилась барная стойка, сделанная по спецзаказу. Сверху располагаются емкости для напитков. Снизу несколько полок, каждая из которых несет свою определенную функцию. На первой лежит медный поднос, на второй хранится посуда, причем эта посуда подогревается специальным устройством.
Ну и, конечно, телефон. Его все замечают сразу. Несколько лет назад жена Ольга подарила Дмитрию Nokia 6670, который после долгого и кропотливого труда превратился в настоящее произведение искусства.
«Металл экранирует сигнал, и больше всего мне пришлось повозиться с выводом антенны, — рассказывает мастер. — Но и эту проблему удалось решить. Результат поражает: каждая из кнопок рабочая, мы лично проверяли».
На каждом из изделий Дмитрий ставит именное клеймо и прикрепляет особую табличку с номером, в котором зашифровано сразу несколько важных для него параметров. Мастер тюнинговал холодильники, микроволновки, вытяжки, кофе-машины, телевизоры, мойки…
На сегодня таблички имеются более чем на сотне предметов, но увидеть их и приобрести очень нелегко: большинство работ мастер или дарит друзьям, или ставит у себя дома. Есть исключения. К примеру, кофе-машина «Медный Джо», тюнингованная Тихоненко, с недавнего времени стоит в клубе T.N.T. А недавно «улучшенная» его руками бытовая техника появилась в передаче «Квартирный вопрос». Представитель знаменитого бренда, предоставлявший плиту, попросил, чтобы не было видно логотипа компании. Не потому, что ему не понравилась работа Тихоненко. Наоборот, опасались, что потребители начнут спрашивать такие же плиты в магазинах, а там их, естественно, нет.
Подобный тюнинг плиты, если заказывать его у российского мастера (которых можно пересчитать по пальцам), будет стоить порядка $10 тыс. минимум. Тихоненко дискутировать о «цене вопроса» отказывается, говорит, что большинство из показанных им работ не продаются, но при этом признает, что иногда все-таки изготавливает что-то на заказ. Так, например, сейчас он трудится над колонками, которые появятся в одном из столичных клубов.
«Знакомые меня называют счастливым человеком, — говорит на прощание мастер, — Помимо того, что у меня есть любимая жена и дети, я занимаюсь любимым хобби, которое даже приносит немного денег. Что еще надо, чтобы получать удовольствие от жизни?»
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by