Дом кино: Москва 1940-х в фильме «Место встречи изменить нельзя»

 
32 567
03 мая 2014 в 9:03
Автор: darriuss
Автор: darriuss

В этом году исполняется 35 лет с момента выхода на экраны одного из самых культовых советских фильмов. «Место встречи изменить нельзя», экранизация романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» о борьбе беспощадного капитана Жеглова и его идеалистического юного коллеги Володи Шарапова с бандами послевоенной Москвы мгновенно стала любимым кино миллионов. Перед съемочной группой во главе со Станиславом Говорухиным, между тем, стояла непростая задача — воскресить дух и нравы Москвы 1945 года в городе времен позднего застоя. Onliner.by рассказывает, где и как снимался главный милицейский детектив Советского Союза.

Заказ на экранизацию популярного криминального романа Аркадия и Георгия Вайнеров Гостелерадио СССР отдало Одесской киностудии, известной в советском кинематографе своими приключенческими лентами (например, киномюзиклом «Д’Артаньян и три мушкетера»). Разумеется, снять 5-серийный сериал про послевоенную Москву полностью в самой Одессе было невозможно, даже несмотря на всю харизматичность этого украинского города. Съемочная группа во главе с известным режиссером Станиславом Говорухиным нашла из этого положения элегантный выход. Почти все натурные съемки действительно происходили в Москве, на выезде, а вот интерьеры квартир, отделов милиции, дворцов культуры, магазинов создавались в павильонах солнечной Одессы.

Молодой фронтовик и бывший командир разведроты Шарапов возвращается в Москву. В первых же кадрах первой серии «Место встречи изменить нельзя» он идет по самому центру города. На заднем плане — украшенный праздничной агитацией Театральный проезд, а арочные окна за киоском «Союзпечати» принадлежат знаменитой гостинице «Метрополь».

Окрестности памятника первопечатнику Ивану Федорову там же. Торец одного из зданий занимает огромный плакат, прославляющий в том числе и страны антигитлеровской коалиции. До Фултонской речи Черчилля с ее «железным занавесом», фактически считающейся точкой отсчета в «холодной войне», осталось еще несколько месяцев. До начала борьбы в СССР с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом — около двух лет.

В кадр случайно угодил отразившийся в окне проезжающей машины софит съемочной группы.

Для пущей аутентичности авторам фильма разрешили натурные съемки на территории огромного комплекса Московского ГУВД, располагающегося по всем ныне известному адресу Петровка, 38. Фоном для въездных ворот в комплекс служит церковь иконы «Знамение» за Петровскими воротами, храм XVII века.

А вот интерьеры МУРа — это уже павильоны Одесской киностудии.

Вновь Москва. Эпизод с жестоким убийством Васи Векшина снимали на Чистых прудах. Интересно, что изначально именно актер Евгений Леонов-Гладышев, исполнивший в «Место встречи изменить нельзя» роль Векшина, должен был играть Шарапова, однако позже худсовет утвердил Владимира Конкина.

Рабочий момент съемки этого эпизода.

Убийца Векшина и древний трамвай КМ. Вагон №2170 помимо «Места встречи...» засветился еще и в «Покровских воротах». Обратите внимание, что в съемке этого эпизода авторы фильма допустили несколько «киноляпов». Слева живописный доходный дом 1908 года у Чистых прудов, чьи стены украшены растительно-животным орнаментом. Рядом с вывеской «Юридической консультации» хорошо заметна типичная для 1970-х красно-белая телефонная будка, в Москве 1945 года, конечно, абсолютно невозможная. Более того, справа у границы кадра видна и «Волга» ГАЗ-24, еще более редкий футуристический объект на улицах послевоенной Москвы.

Любовно созданная в Одессе московская коммуналка на Ордынке, совсем рядом с Петровкой, 38. Жеглов жил в получасе езды от работы на трамвае, а потому сразу же, со свойственной себе решительностью, переезжает к новому молодому сотруднику.

Стены одесского МУРа не забыли украсить портретами «вождя народов» и агитплакатами тех лет.

Ночная прогулка героев по Москве на фоне классического открыточного вида Кремля, открывающегося с Большого Каменного моста.

Первая встреча Шарапова с Фоксом во время ограбления склада — один из редких натурных эпизодов классики советского милицейского кино, снятых в Одессе, по месту прописки местной киностудии.

Плавучий ресторан «Прибой» у Якиманской набережной, где во второй серии зрители знакомятся с Манькой-Облигацией. В послевоенной Москве «Прибой» на самом деле был одним из самых популярных «поплавков» (как рестораны такого типа называли в обиходе) и одним из немногих мест в городе, где можно было при желании насладиться цыганской музыкальной культурой (обратите внимание на вывеску над входом). Авторы фильма соблюли здесь максимальную историческую достоверность.

Слегка нэпманская атмосфера внутри.

И вновь в кадре все тот же, ранее засветившийся у Чистых прудов вагон №2170. На этот раз Жеглов с Шараповым ловят тут карманника Кирпича в блистательном исполнении Станислава Садальского.

Кирпича, как все помнят, Жеглов «раскалывает» с помощью бесчестно (по крайней мере по мнению Шарапова) подброшенного ему кошелька. Владимир Высоцкий произносит свою сакраментальную фразу про «вора, который должен сидеть в тюрьме», а Кирпич сдает Верку-модистку, живущую вместе с Фоксом в Марьиной Роще. В роли последней сняли старые дореволюционные кварталы Сокольников, к настоящему моменту во многом уже уничтоженные.

Милицейский автобус «Фердинанд» и купол Воскресенской церкви в Сокольниках.

Теперь здесь совсем иные пейзажи. Патриархальной купеческой Москвы XIX века осталось куда меньше.

Ограбление магазина «Черной кошкой» снимали на углу Бродникова и Полянского переулков на Якиманке.

Реликтовый заокеанский кассовый аппарат производства фирмы National из Дейтона, штат Огайо.

Ассортимент не слишком богат: консервы и выпивка — суровые реалии послевоенной Москвы.

Тем не менее какие-то элементы нормальной жизни уже присутствовали. Бывшую любовницу Фокса Соболевскую Шарапов находит на показе мод в парке Сокольники.

Вновь двор Петровки-38, сотрудники МУРа организованно выезжают на уборку картошки. Оператор и режиссер старательно избегают попадания в кадр монументального здания московского ГУВД 1950-х годов.

Свидание с Варей Синичкиной Шарапов назначает вновь в Сокольниках — вся застройка на заднем плане будет вскоре снесена. Кадры фильма для москвоведов теперь представляют немалую историческую ценность. Слева виден рекламный плакат 1940-х годов с креативным слоганом «На папиросы я не сетую, сам курю и вам советую».

Вход на станцию метро «Сокольники».

Романтическая прогулка Вари и Володи в Лефортовском парке.

Боковой фасад Большого театра, где Шарапов с Жегловым на месте преступления задерживают Ручечника.

Экстерьер «милицейского клуба», где герои присутствуют на торжественном собрании по поводу 28-й годовщины Октябрьской революции — это Дворец культуры комбината «Правда».

А вот интерьеры вновь-таки снимались в Одессе, в Доме офицеров военного округа.

В эпизоде на станции «Лосиноостровская» в кадр регулярно попадает железнодорожная техника 1970-х, например рижские электропоезда ЭР-2, которые начнут выпускать только через 17 лет после времени действия «Места встречи...».

Или вагоны-рефрижераторы.

Кульминация поимки Фокса начинается в «коммерческом ресторане „Астория“», этом выдуманном эпицентре «сладкой жизни» Москвы бандитской. Дворцовые интерьеры заведения были найдены в ресторане «Центральный» одноименной гостиницы, занимавшей роскошный особняк на Тверской.

Хамоватые официантки осуждают Шарапова, который смог себе позволить на выданные Глебом 100 рублей лишь чашку кофе.

В юной девушке с еле заметными усиками за столом Шарапова слева сложно угадать будущую теледиву 1990-х Наталью Дарьялову, по совместительству дочку Аркадия Вайнера, автора романа «Эра милосердия» и сценария к «Место встречи изменить нельзя».

Знаменитая сцена погони за Фоксом снималась на улицах и в переулках сначала Замоскворечья, а затем Китай-города. Авторам фильма пришлось изрядно потрудиться, выбирая планы, где не были бы заметны архитектурные объекты 1950—1970-х годов. Впрочем, им значительно помогла и утренне-ночная съемка.

Андроньевская набережная с силуэтом одноименного монастыря на заднем плане.

Наконец, знаменитое падение «Студебеккера» в реку происходит у моста Казанской железной дороги через Яузу.

Шарапов возвращается к памятнику Ивану Федорову для встречи с подругой Фокса Аней, оказавшейся вовсе не Аней.

Булочная, у которой Шарапов встречается в итоге с настоящей Аней (а заодно и со всей ее бандой), — настоящая еще дореволюционная булочная на улице Русаковской в Сокольниках. Двухэтажный дом, на углу которого она находилась, давно снесен, а кадры в «Место встречи...» остались для истории.

Та самая сожительница Фокса, Аня, выглядящая для нищей послевоенной Москвы (да и, собственно, даже для СССР конца 1970-х) роскошной заморской кинозвездой.

Вскоре Шарапов волею судеб оказывается в бандитском фургоне «Хлеб» и в конце концов в логове «Черной кошки».

Интерьеры бандитской «малины» вновь-таки были созданы в Одессе. Щедрый стол, ковры, картины и иконы под потолком — квинтэссенция воровского шика 1940-х годов, заимствованного еще от дореволюционных времен.

В финальном эпизоде действие вновь возвращается в ограбленный еще во второй серии продмаг на Якиманке.

Церковь Троицы Живоначальной в Серебряническом переулке. В этом дворе Жеглов убивает Левченко.

Болотная набережная с трамвайной электростанцией 1906 года и кинотеатром «Ударник». Шарапов едет в роддом, чтобы забрать подкидыша, но его опережает Варя.

Финал сериала (в отличие от литературного первоисточника) оптимистичен. Варя с подкидышем и, судя по всему, нашедший свое счастье Шарапов. Есть надежда, что в будущем эра милосердия восторжествует.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by