Как живется туркменским, индийским и нигерийским студентам в одной общаге

 
26 911
16 апреля 2014 в 9:35
Источник: Елена Николаева. Фото: Глеб Фролов
Источник: Елена Николаева. Фото: Глеб Фролов

Ежегодно сотни иностранных абитуриентов устремляются в Гомель. Они преодолевают расстояние в несколько тысяч километров, чтобы оказаться в числе студентов гомельских вузов. Причина банальна — сравнительно невысокая плата за приличное образование. Особенно много иностранцев приезжает в Гомель за дипломами врачей. И это несмотря на то, что африканцы не переносят зиму, индусы — отсутствие солнца, а туркмены сходят с ума вдали от своей многочисленной родни… Оnliner.by узнал, каково это — грызть гранит науки в чужой стране.

Иностранные студенты Гомельского медуниверситета живут в девятиэтажке на окраине города. Сейчас здесь находится 325 граждан Нигерии, Шри-Ланки, Индии, Непала, Ливана, Сирии, Ирана и еще 20 стран. Но больше всего студентов из Туркменистана. К ним первым и отправляемся в гости.

— Как же вам повезло, к нам как раз родители приехали, — встречает нас девушка в национальном платье в пол и тут же проводит к столу. Вернее, к скатерти на полу.

— А мы думали, в современном Туркменистане уже и не садятся так…

— Еще как садятся!

Национальные традиции у туркменов настолько сильны, что даже после нескольких лет жизни в чужой стране они исправно варят на своих студенческих кухнях плов и никогда не покупают хлеб, а пекут лепешки.

В небольшой комнате студентов, а по совместительству мужа и жены Максата и Аккус и так не больно разгуляешься. Сегодня же здесь совсем тесно. На праздник по случаю приезда родителей второкурсника Вепы собрались все его студенческие друзья.

— Не страшно было отпускать сына в чужую страну?

— Теперь, когда мы приехали и сами все увидели, как здесь хорошо и спокойно, то не страшно. Мы посмотрели не только как сын живет, но и как учится. Нам разрешили даже посетить лекции. Преподаватели очень хорошие, понравились. Мы очень довольны, — не скрывает радости отец Вепы Овез.

У себя на родине, в городе Мары, он уважаемый человек — ветврач. Верблюды, лошади, овцы, коровы в Туркменистане едва ли не в каждом дворе. Поэтому работы хватает, ну и, соответственно, зарплата приличная. Средствами в семье решили распорядиться разумно — вложить в образование троих детей.

— Очень тяжело деток учить. Вот смотрите, только Вепе три тысячи в год надо за обучение отдать, еще две уходит на жизнь. Конечно, это для нас большие деньги.

Но родители знают, ради чего терпят. Врач в Туркменистане — профессия на вес золота. Диплом специалиста гарантирует хорошую зарплату плюс уважение и почет в округе.

— А почему у себя не учитесь?

— В нашей стране только один медицинский университет. Там конкурс 10 человек на место. А частных вузов совсем нет. Вот и приходится искать, — объясняет пятикурсница Айна.

Она на восьмом месяце беременности. На родине маму-студентку уже ждет один малыш. Многие туркмены пока учатся, обзаводятся семьей. Детей сразу после рождения отправляют на родину. Там за ними присматривает родня.

— А почему вы все выбрали гомельский вуз?

— Из нашего города ребята уже учились здесь, рассказали, что уровень преподавания высокий и город спокойный, — рассказывает будущий гинеколог Джамал, кстати, участница популярного конкурса красоты «Королева весна — 2013». Выбор своей профессии объясняет просто. «Мужчины гинекологами работать у нас не могут. А в стране большой дефицит врачей этой специальности».

Этажом ниже очень шумно. Здесь живут студенты из Нигерии.

— Они постоянно в движении, танцуют, поют… Очень жизнелюбивая нация. Но с ними, пожалуй, тяжелее всего в вопросах дисциплины. Когда требуешь от них что-то, могут сделать вид, что не понимают. Но я-то знаю, что они все прекрасно понимают. Мальчики более дисциплинированны. Девочки очень эмоциональны и импульсивны, — рассказывает воспитатель общежития Светлана Абраменко.

— Наркотиками не балуются?

— Не-ет, что вы! Я ведь их за вечер несколько раз обойду. Попадись они с наркотиками, их тут же ждут отчисление и депортация. И они прекрасно об этом знают, — кроет железными аргументами Светлана Яковлевна.

Заходим в гости к Окларе, Агхе и Океке. В отличие от туркменских девушек, нигерийцы в национальной одежде ни дома, ни по улице не ходят, надевают ее только по случаю. И сегодня, по всей видимости, этот случай настал.

В комнате чистота и порядок. В начале учебного года парни сами сделали ремонт.

Разговариваем о том, как было холодно прошлой зимой и как тяжело в чужой стране без знания языка. Но то трудное время позади. За два года нигерийские студенты уже освоились, перестали обращать внимание на снег и выучили русский.

— На улицах не обижают?

— Нет. Дети иногда удивляются, подходят, чтобы вытереть нас, думают, что грязные, а так никто не трогает, — рассказывают студенты. Но потом вдруг вспоминают: все-таки было дело.

— На Сельмаше ко мне пристали двое. Но я в таких случаях не ругаюсь, а убегаю. Я очень быстро бегаю, — смеется студент Агхе.

— Что вам больше всего понравилось в Беларуси?

— Девушки здесь красивые. И трудолюбивые. Я бы даже женился на белоруске и увез к себе, — откровенничает Агхе.

— А если б не поехала?

— Как это не поехала?! Ну-у, если б уже совсем не захотела, то, может, даже здесь остался бы.

— А я бы здесь не остался. Зачем? Я домой приеду — буду получать в клинике минимум две тысячи долларов. А здесь пятьсот? Так зачем здесь оставаться? — рассуждает будущий кардиолог Оклара.

В общежитии всех стараются селить по национальному признаку. Так меньше проблем.

— Между студентами разных наций дружбы особой нет. Взять тех же индусов. Вроде бы должны держаться в чужой стране друг за друга. Но, как правило, разбиваются на небольшие компании. У них же множество религий: индуизм, ислам, буддизм, сикхизм. На этой почве и ссорятся. Однажды произошел у нас инцидент. Одна студентка молилась своему богу, а в это время другая гремела кастрюлями. Оскорбила ее чувства. Произошел конфликт. Но вообще все от самих людей зависит. Вот в этом блоке, к примеру, живут девочки из Индии и Шри-Ланки. Все разной веры, но ладят, — заводит в очередную комнату Светлана Яковлевна.

На этот раз нас встречают разноцветными сари и печеньем вада. В блюде из ингредиентов — горох и репчатый лук. Все остальное — приправы: перец черный, перец чили, кинза и еще бог знает что… Получается что-то среднее между крекерами и чипсами. После второй печенюшки захотелось пива.

Индусы, как и туркмены, свято хранят кулинарные традиции даже за тысячи километров от родины. В комнате на столе батарея баночек со всевозможными приправами. Все специи индианки везут из дома. Здесь не покупают. Говорят, не то.

Блюдут индийские и шриланкийские студентки и другие национальные традиции. Девочки признались, что молодых людей у них здесь нет. А все потому, что чужестранцев в род приводить запрещено. В идеале жених вообще должен быть из той же касты. Вот так шесть лет и мучаются.

Поэтому или нет, шестикурсницы Дилини и Буддика мысленно уже на родине.

— Когда приедем, нужно будет подтвердить диплом — и можно приступать к работе. Зарплата, если устроиться в хорошую клинику, может доходить и до $3—4 тыс. А так минимум $1,5—2 тыс. будем получать. Так что образование окупится за год.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by