Десятки минчан имеют миллионные долги за воду: бракованные счетчики, невнимательность самих хозяев жилья и неправильная установка приборов учета

 
24 971
15 апреля 2014 в 10:45
Источник: Марина Зубович, «СБ. Беларусь сегодня». Фото: Алексей Матюшков
Источник: Марина Зубович, «СБ. Беларусь сегодня». Фото: Алексей Матюшков

Каждую неделю инспекторы «Минскводоканала» выявляют до пяти злостных неплательщиков. И вот парадокс: все они, за редким исключением, — добропорядочные граждане, которые вроде исправно платят по счетам. Но вдруг как гром среди ясного неба: до такого-то числа оплатить за воду, к примеру, 6 миллионов!

На прошлой неделе 71-летнюю Арину Альбертовну (все имена изменены. — авт.) с улицы Каховской вообще огорошили счетом на 9 миллионов рублей. Причина, по которой оказались неучтенными свыше 1000 (!) кубометров воды, пока выясняется специалистами, но факт, увы, остается фактом. С начала года в результате более 55 тысяч плановых проверок по Минску обнаружено 287 232 куба, пролитых квартиросъемщиками «мимо кассы». Таким образом, «Минскводоканал» только в I квартале недосчитался более 2,5 миллиарда рублей... В чем же причина столь массового явления?

Недоуменно пожимала плечами перед инспекторами «Минскводоканала» и 31-летняя Алла, проживающая с 10-летней дочерью в квартире по улице Плеханова, — цифры на ее счетчиках воды в сумме на 730 кубометров превышали оплаченные: «Может, приборы врут? Сломались?» Вскоре выяснилось, что хозяйка видела счетчики едва ли не впервые. До определенного момента показания с них аккуратно снимала и сообщала в ЖЭС мама Аллы, жившая отдельно, но являющаяся собственницей квартиры. Однако после очередного семейного конфликта она сняла с себя эти обязательства, причем забыла или не захотела провести с дочкой соответствующий ликбез. Алла, в свою очередь, обнаружив в жировке позицию «вода и канализация», была уверена, что проблем с оплатой здесь нет.

И специалисты расчетно-справочного центра, руководствуясь нормами действующего законодательства, 22 месяца (!) исправно выставляли счет всего за 0,5 кубометра холодной и 0,5 кубометра горячей воды. Такой показатель был выведен по среднему водопотреблению квартиры за 2 предыдущих месяца, когда мама Аллы еще сообщала показания: в августе — 0, а в сентябре — 1 кубометр. Уезжали, не использовали воду по каким-то другим причинам? В любом случае теперь придется погасить долг за два года — более 6,5 миллиона рублей... Впрочем, «Минскводоканал» принял во внимание затруднительное материальное положение Аллы и предоставил рассрочку по оплате на максимально возможный срок — полгода.

Счетчики же Арины Альбертовны, накопившей рекордный долг 9 миллионов, направлены на экспертизу, а на их месте временно появились самые точные — электронные. Они используются «Минскводоканалом» для установления истины в спорных ситуациях и нередко помогают остудить эмоции потребителей. Ведь в электронном устройстве — «картина маслом»: в какое время открыл кран, в какое — закрыл, сколько вылил...

Валерию Зиновьевичу с улицы Леси Украинки такие приборы временно установили по его же просьбе. И вот выясняется: семья действительно воду не транжирит, зато сам Валерий Зиновьевич сразу несколько кубов запросто выливает... за ночь в ванной вместе с тайной гостьей, пока жена дежурит на работе. В итоге он просил сохранить распечатку электронных водомеров в секрете, а долг 4 миллиона 200 тысяч погасил в тот же день.

А как-то в квартире по улице Машерова электронные водомеры просто-таки спасли 52-летнюю Галину Ивановну. Результат сверки показаний уподобился приговору: 1728 неучтенных кубометров! 13 миллионов 651 тысяча 200 рублей (при действовавшем тогда тарифе)! Ежемесячно снимавшая показания с приборов учета хозяйка чуть не лишилась дара речи. Первая причина несоответствия выяснилась буквально сразу: Галина Ивановна три года принимала в расчет только первые четыре цифры, считая, что пятая — это литры. Мол, счетчики уверенно каждый месяц накручивали семье из трех человек 40—50 кубометров воды — действительно многовато...

Инспекторы предложили временно установить электронные приборы учета, а прежние отправить на экспертизу. В итоге средняя норма водопотребления за месяц оказалась обычной — 17 кубометров, а счетчики — полностью исправными. В чем тогда дело? Выяснилось, что схема установки приборов учета была нарушена сотрудниками ЖЭСа, в связи с чем крыльчатка водомеров крутилась в 2,5 раза быстрее. Сотрудники «Минскводоканала» рекомендовали Галине Ивановне срочно обратиться за помощью в ЖЭС, куда одновременно направили письмо с подробным описанием проблемы. Долг пересчитали: теперь неучтенными оказались всего 423 кубометра. А раз уж вина только частично была на хозяйке, при расчете итоговой суммы пропорционально применили все тарифы, действовавшие в течение трех лет.

К слову, крайне редко, но все же случается, что неправдоподобные показания приборов учета — на совести самих механизмов, утверждают в «Минскводоканале». Скажем, был инцидент, в счетчике обнаружили самопальную резиновую нестандартную прокладку — и никаких следов «взлома». Такую халатность легко мог допустить специалист одной из уполномоченных фирм или ЖЭСа, устанавливавший изделие, если «родная» деталь вдруг куда-то запропастилась...

Начальник центра по расчетам с потребителями «Водосбыт» УП «Минскводоканал» Владимир Гинзбург поясняет:

По такому же принципу, как и долги, у абонентов «Минскводоканала» иногда формируются и переплаты. Например, на прошлой неделе в квартире по улице Лобанка инспекторы обнаружили 408 кубометров, оплаченных сверх показаний. Дело в том, что в определенный момент сведения о расходе воды от жильца поступать перестали и специалистам расчетно-справочного центра ничего не оставалось, как начать выставлять оплату по среднему показателю за два последних месяца — 23,8 кубометра. Ведь как они могли знать, что из квартиры вдруг съехала семья из трех человек, предоставив жилплощадь одному своему родственнику?.. Переплатившим абонентам «Минскводоканал» либо возвращает средства, либо предлагает перебросить их на квартплату. Обращаю внимание: в каждой жировке ежемесячно указаны последние начисленные показания. Их достаточно просто сверить с фактическими цифрами на водомерах. Обнаружили серьезные несоответствия — в ваших же интересах обратиться в «Минскводоканал».

Директор УП «Минскводоканал» Виктор Мелешкевич:

Увы, выносить решения по заявлениям должников приходится каждую неделю, поскольку всплывают горы неучтенных кубометров, как правило, у граждан со средним доходом. Речи о том, чтобы «простить», вообще идти не может. Рассрочка — да, но, разумеется, навстречу идем не всем, а лишь по объективным и очень уважительным причинам.