Дыра дырой или город будущего? Репортаж из Островца — первого белорусского атомграда

 
07 апреля 2014 в 8:45
Автор: Оксана Красовская. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Оксана Красовская. Фото: Алексей Матюшков

О существовании небольшого городка под названием Островец большинство белорусов, возможно, даже и не знало бы, если бы в один прекрасный момент именно здесь, практически на границе с Литвой, не было решено воплотить в жизнь бетонно-ядерный мегапроект. Атомная станция, которая еще только возводится примерно в 20 километрах от населенного пункта, уже изменила жизнь города: рост цен на недвижимость, сотни приезжих, в том числе и из стран СНГ, строительство новых микрорайонов и гостиницы… Обычно спокойные и «памяркоўныя» белорусы в Островце и вовсе через одного фаталисты: говорят, что судьбу не обманешь и что если суждено «атомке» «бахнуть», то непременно «бахнет». О том, как выглядит первый белорусский атомград, что думают по поводу строительства станции у себя «под окнами» люди и с чем связывают свое будущее, — в репортаже Onliner.by.

На машине добраться до Островца, города будущего и родины белорусского мирного атома, можно буквально за несколько часов. В предобеденное время в тихом и уютном населенном пункте малолюдно: рабочие — на стройках, дети — в школах, взрослые — в кабинетах и на производстве. В центре Островца, как и положено, призывно протягивает пролетариям руку Ленин. Не слишком внушительный по размерам памятник со всех сторон украшают аккуратные клумбы, обвивают мощенные тротуарной плиткой дорожки. За спиной вождя — приятный скверик с подстриженными по последней моде кронами деревьев и дающими простор фантазии скульптурами.

В обычный будний день Островец выглядит так, будто не сегодня завтра с официальным визитом сюда должны пожаловать высокие гости. Похоже, к внезапному осмотру, да и просто к повышенному вниманию здесь готовы всегда. Несмотря на бурную жизнь в 20 километрах и строительство новых микрорайонов, центр городка практически не изменился: исполком, или, как его называют местные, белый дом, почта, гостиница, ресторан и романтичный уголок — Остров любви.

Никаких стеклянных бизнес-центров или уплотнений. Автобусов, равно как и любого другого вида общественного транспорта, в Островце просто нет — выручают велосипеды, личные автомобили, такси или пешие прогулки. Ходить тоже особо некуда: кинотеатр, кафе, несколько ресторанов и клуб «Галактика».

К соседству с «атомкой» местные жители относятся спокойно. «А чего переживать, пусть строят. Как восприняли „горячую“ новость? У нас же народ, сами знаете, спокойный, тихий, терпеливый. Особо никто не возмущался, было пару человек, но это даже не бабушки, а гражданские активисты. Поговорили и забыли», — вспоминает, как все начиналось, островичанин Александр. «Больших проблем с этой стройкой нет, и такого, чтобы из-за соседства с „атомкой“ продавали квартиры и уезжали куда глаза глядят, никогда не было. Трудность только в том, что, когда началась эта „заваруха“, жилье подорожало. Сейчас „однушка“ тысяч 30 долларов стоит, не меньше. 50—55 тысяч — „двушка“ или „трешка“, в зависимости от состояния. А первое время вообще был ажиотаж на недвижимость: домов для приезжих еще не построили, жить им было негде, соответственно, начали снимать комнаты, квартиры. Так родственники съезжались по несколько семей и сдавали свои хаты, чтобы заработать. И цены, я вам скажу, были как в Гродно или еще в каком областном центре», — рассказывает мужчина.

Островец, утопающий в зелени и строительных касках, и вправду выглядит безопасным: по пустынным улицам регулярно курсируют две машины со стражами порядка на борту. «Город не жалко, понятно, что он кардинально изменится. Но главное, чтобы польза была народу. Хоть дали денег нормально заработать людям на стройке. Наши очень многие пошли на „атомку“. Еще и приезжие — не только из Бреста, Гомеля и Гродно, но и из Украины и России. Все вкалывают. Правда, и воровать в магазинах стали больше — в основном бутылочки чернильца. Что поделаешь, люди-то разные приезжают. Но здесь, честно говоря, и своей вредной молодежи хватало. Думаю, наркоманов и болванов еще прибавится: как будет станция расти, так сюда и причалят разные товарищи», — предполагает Александр.

И если центр города с главной улицей под названием Ленинская остается нетронутым, то окраины Островца активно застраиваются. Два новых микрорайона возводятся на выезде из населенного пункта в сторону атомной станции, в перспективе между собой их соединит прямая и ровная дорога. Здесь утомленный от количества столичных безликих панелек взгляд еще может отдохнуть на кирпичной застройке. Правда, недолго: стоит немного углубиться, как натыкаешься на ставший уже, видимо, непременным и неискоренимым атрибут строительства двухтысячных. Островецкие панельки выкрашены в омерзительные зеленый и розовый цвета. Столичный тренд делать все бежевеньким сюда еще не добрался.

Местные говорят, что жилье в новых домах достанется не только атомщикам, но и всем, кто приедет в город работать на станцию. Сейчас в уже построенных и успешно сданных в эксплуатацию зданиях живут люди. В микрорайоне Восточный строят еще одну школу и практически заканчивают работу над детским садом. А буквально через дорогу, по слухам, должны построить «офис» КГБ. Кроме того, в городе появится еще один ресторан и уже возводится вторая гостиница: первая и единственная, которая расположена в центре, стала слишком мала для провинциального городка.

«На самом деле город благоустраивали всегда, а не только когда стало известно о строительстве „атомки“, — говорит Александр. — За последние годы вообще многое сделали: Остров любви, речку возле леса расширили, отличный прудик получился, появились аккуратные скверики. Но нынешним атомщикам это не нужно — им бы злачных мест побольше, вот в „Галактике“ потанцевать им на руку, а все скамейки-беседочки для них — ерунда. Думаю, еще что-то такое появится: одна „Галактика“ перестанет справляться. Народу, понятно, прибавилось, но пока еще город спокойный, вечером гулять не страшно и за детей не боишься».

С появлением очередной «стройки века» почти все местные жители (кто хотел) нашли себе там работу. Но и о приграничном бизнесе не забывают. «Гоняет в Литву народ, а что тут ехать? 50 километров даже не будет. Туда бензинчик, а обратно — что по пути захватишь: шмотье, порошки, памперсы. Но иногда товар там даже и дороже, чем у нас. А вот если на распродажу попасть, тогда да, очень удачно. Ну и автомобильные детали там найти проще», — поделился секретами выживания Александр.

Переезжать в другой город мужчина, имеющий семью, не собирается: «Свои деньги я и тут заработаю». Не опасается он и соседства в будущем с работающей атомной станцией: «Ай, если судьба ей бахнуть, то бахнет. Если не судьба — значит не судьба. И вообще, Островец — город будущего, и это все понимают».

Оптимизм Александра не разделяют двое рабочих, приехавших в атомград из Гомеля. В середине дня с неизменной «полторашкой» и пачкой сигарет они отдыхали недалеко от Острова любви. Как выяснилось, молодые люди рассуждали, как обустроить свою жизнь. Рабочие, находящиеся приблизительно в возрасте Христа и, судя по лицам, повидавшие и выпившие немало, махнули в Островец за длинным рублем. Круто изменить жизнь и уехать на другой конец Беларуси молодых людей заставила отнюдь не жажда приключений или желание поучаствовать в глобальном и судьбоносном для страны проекте. Рабочие, удостоверившись, что родной «Гомсельмаш» уже не тот, рассчитывали сказочно разбогатеть на «ядерных приисках»: «Не, ну город-то сам по себе нормальный. Мы тут всего пару вахт отработали и теперь думаем, оставаться дальше или что другое искать. Платят тут мало, вообще зарплата маленькая — семь с половиной миллионов. Даже не тысяча. Живем по семь человек в „трешке“ или по пять в „двушке“. Хорошо хоть за жилье не высчитывают, а продукты сами покупаем. Жилье-то ладно, строители ко всему привыкли, но по зарплате ожидали лучшего».

Не в восторге от происходящего в городе и россиянин Станислав, которому пришлось задержаться в Островце, чтобы выгодно продать доставшиеся в наследство дом и землю.

«Здесь же шаг налево, шаг направо — арестован. Милиции, особенно вечером, очень много. У меня даже слов нет: идет выпивший человек, сам себе, никого не трогает, а тут милиция подъезжает, забирает его и еще штраф дает! Оно ведь как: если что-то должно произойти, оно и случится, и никакая милиция не поможет», — беззлобно возмущается местными строгими порядками добродушный пожилой мужчина. Правда, как выясняется, душа у него болит не за неизвестного выпившего мужчину, а за себя: «Или вот я ехал на велосипеде, с фликером, но не по правилам: два стакана пива выпил. Так что? Сразу повезли меня в больницу и 360 тыс. штрафа выписали. Кому скажи — это нереально! В России вообще порядка больше и на милицию есть куда пожаловаться».

«Люди здесь на самом деле не живут, а выживают, — продолжает местный житель. — Если не на „атомке“, то зарплата миллион двести — миллион триста. А рабочие, да с хорошим разрядом — нормально, до 15 млн в месяц имеют. У меня товарищ устроился сварщиком, так у него всего второй разряд, зарплата — 7 млн. А где пятый разряд, там уже и о 10 млн говорят. Кто как работает, так и получает. Народ, конечно, всякий приехал: как говорится, в каждом стаде есть баран. Идеально же нигде не найдете. И живут по всему городу: кто снимает квартиру, кому выделили жилье, а кто и в гостинице».

Свой участок в 20 соток с кирпичным домом и кирпичными же хозспостройками мужчина продает за $30 тыс. Объявление дал в местную газету и через интернет. «Приходят смотреть много, но все хотят подешевле. А я не тороплюсь продать, — размеренно говорит Станислав. — Я цену свою держу. Земля только дорожает, сколько людей сюда еще приедет. А хотя бог его знает, может, побегут они все отсюда потом…»

Однозначно и бескомпромиссно отзывается об атомграде еще один строитель, который уже три года работает в Островце, переходя, в зависимости от задания, с «атомки» на жилые дома: «Город — дыра дырой, вот такое мое мнение. Здесь по вечерам затосковать можно, как еще народ не поспивался. Молодежи делать абсолютно нечего. Я бы карьеру здесь даже не начинал строить. Как говорится, «нет перспектив и фитнеса». Только вахтовая работа спасает: уезжаешь отсюда на две недели».

«Или вот в поликлинику обратиться: приходишь с чем-то, а тебе говорят, что обслуживаться надо по месту прописки. А я и еще минимум человек 90 из Гродно, как нам медпомощь получить? Помирать, если что, тоже по прописке?» — возмущен мужчина.

«Здесь очень многое делается на показуху, — рассказывает он. — И рассказы о том, что рабочие получают по три тысячи долларов, — только для газет и телевидения. Нет таких зарплат, может, россиянам и платят побольше, но белорусы таких денег и близко не видят. В основном семерка, восьмерка, десятка. Видел я и как студенты с колен „поднимают“ стройку: пока видеокамеры работали, так они с лопатами ходили, а потом сразу разогнали их. Зато репортаж прошел, что молодежь трудится».

«А живем мы нормально — по семь человек в «трешке», в самой большой комнате сразу четыре человека. Но это все равно лучше, чем общага, где ванная, туалет и кухня на сто строителей. Тут даже стиралка есть», — доволен жильем мужчина.

Самое удивительное, что больше всего строительством атомной станции под боком у города оказались довольны местные бабушки. Они почему-то убеждены, что через пару лет будут получать электроэнергию бесплатно, и очень гордятся тем, что их дети, работая на станции, смогли заработать нормальные деньги.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by