«Помогите! В семье восемь детей, а нас собираются выставить из обжитой квартиры в помещение с голыми бетонными стенами!» — с такими словами обратился в редакцию «СБ. Беларусь сегодня» отец большого семейства Руслан Таштимиров. Однако на поверку ситуация, описанная мужчиной, оказалась не такой простой — занимая просторное социальное жилье и получив от государства четырехкомнатную квартиру, супруги не спешат с переездом, а уже три года подряд делают ремонт, при этом дальше одной комнаты они практически не продвинулись.
Этот дом, весь отданный под социальное жилье, находится в деревне Копище рядом с Минском. Здесь вместе с Таштимировыми нашли временный приют несколько десятков многодетных семей.
В квартире супругов Руслана и Натальи топот детских ножек не утихает, кажется, ни на минуту. Старшему, Владиславу, — 12, младшему, Марку, — всего 3. И все восемь — мальчишки!
Заходим в игровую комнату: в центре — пластмассовые качели и горка, вокруг спортивный инвентарь. Руслан переходит к делу:
— Перед нами стоит угроза выселения в абсолютно неподготовленную для проживания квартиру — без полноценной кухни, обустроенных комнат. По сути, сейчас там есть лишь ванна, два унитаза да газовая плита. Полноценный ремонт сделан лишь в одной из комнат, хотя и там нужно поклеить обои. Работы еще не на один месяц, но уже к 1 мая нас вынуждают съехать из социального жилья и перебраться в голый бетон. Но разве может нормально жить в таких условиях семья с восемью детьми?
Еще четыре года назад Таштимировым приходилось ютиться в старом деревянном домике мамы Натальи в деревне Каролина Минской области. У бабушки была отдельная комната, вторую, площадью не больше 20 кв. метров, занимали тогда еще вдевятером. В доме — никаких удобств, транспортное сообщение — нерегулярное. Очень уж трудно отцу было добираться до работы в столице, а Наталье — отвозить детей в поликлинику.
Естественно, многодетная семья стояла в очереди на улучшение жилищных условий и в 2008 году получила место в одном из кооперативов, а вместе с ним и возможность построить в микрорайоне Сеница трех- и двухкомнатную квартиры в одном тамбуре. Но ожидания не сбылись. Стройка постоянно буксовала. Однако Таштимировы вскоре перебрались в столицу. В то самое социальное жилье, которое опять же получили благодаря своему статусу многодетных. Старые и новые условия — что небо и земля. Сразу 143 квадратных метра, 4 комнаты. Руслан вспоминает:
— Мы заселились 17 сентября 2010 года, одними из первых. Договор найма жилого помещения заключили только в следующем году. Оплачивать коммунальные услуги смогли лишь некоторое время спустя — не были готовы счета.
За электричество начали платить лишь с прошлой весны, добавляет Наталья. Так что сейчас приходится погашать и текущие счета, и возникшую из-за проволочек задолженность. А набегает коммунальных немало — около миллиона рублей за социальное жилье, ведь Таштимировы здесь не прописаны. Добавьте к этому еще 400 тысяч платежей за собственную квартиру.
Собственное жилье как раз и стало яблоком раздора между Таштимировыми и администрацией Минского района. В 2010 году радость в эту семью пришла дважды: в сентябре в виде социальной четырехкомнатной квартиры и в декабре в качестве собственной, тоже четырехкомнатной, но площадью поменьше — 113 квадратных метров. Правда, квартиру предоставили без всякой отделки, ведь изначально это жилье строила другая семья, но потом отказалась. Чиновники оперативно предложили ее Таштимировым, те согласились. Пусть и квадратных метров по закону им положено больше, добавляет Руслан. Сейчас семья все еще стоит в очереди на улучшение жилищных условий и рано или поздно получит трех-, а то и четырехкомнатную квартиру.
Поначалу Руслан и Наталья рассчитывали на помощь государства в ремонте, но получили официальный ответ: мол, раз дом сдан без отделочных работ, то вернуться на объект и сделать ремонт в отдельно взятом помещении за бюджетные средства нет никакой возможности. Смирившись, Таштимировы попросили хотя бы оставить их на время ремонта в социальном жилье. А уже в прошлом году ребром встал вопрос об их выселении.
Не на шутку испугавшее Таштимировых предписание от 29 октября 2013 года так и гласило: «В связи с улучшением ваших жилищных условий вам и всем членам семьи необходимо в течение трех дней освободить жилое помещение».
— Но какое же тут улучшение жилищных условий, ремонт-то не сделан, голые стены там! — вступает в заочный спор Наталья. — Когда нам разрешили остаться в социальном жилье, никто не называл конкретных сроков, не ограничивал нас! Сказали бы, что надо за год управиться, — мы бы затянули пояса, постарались бы. А так ведь и детям хочется фруктов купить, одежду новую, все в спортивные секции ходят, в детский сад. А за младшим, Марком, нужен особый уход, он инвалид с детства.
Причем чиновники поставили родителей перед фактом: перед тем как уехать, они должны вернуть квартиру в исходное состояние. Это значит как минимум переклеить обои — прежние здорово истерлись, а кое-где вовсе отошли от стены. Вот так вместо одного ремонта Руслану и Наталье придется сделать сразу два.
Сейчас на руках у многодетной семьи официальная бумага из Минского райисполкома с формулировкой «определить сроки окончания проведения отделочных работ в квартире до 01.05.2014». То есть к маю Таштимировы должны не только закончить ремонт, но и переехать, иначе им грозит суд. Наталья сейчас спешно осваивает технологию шпаклевания стен — на помощь пришел брат, но сил все равно не хватает. Как и средств. Руслан — индивидуальный предприниматель, занимается установкой дверей, денег за раз купить все необходимые стройматериалы нет. Благо кое-что успели запасти.
Адвокат специализированной юридической консультации №2 Юлия Панкова поясняет:
— В данном случае закон на стороне властей, предлагающих выселиться добровольно. В противном случае они имеют полное право обратиться в суд, где многодетная семья проиграет, и ко всему еще ей придется выплачивать судебные расходы. Факт: они обеспечены жильем по месту прописки, на новой квартире на каждого члена семьи приходится не менее 10 квадратных метров площади.
Председатель общественного объединения «Белорусская ассоциация многодетных родителей», сама многодетная мама Татьяна Кравченко заняла более жесткую позицию:
— Мне кажется, здесь идет речь об обыкновенной безответственности. Список социального жилья в Минске очень короток, а очередь на него велика. А здесь, можно сказать, люди три года занимают чье-то место, не дают кому-то выехать из непригодных для проживания условий. Я хорошо помню, как однажды помогла получить социальное жилье многодетной семье, жившей, по сути, в старом бараке, где по полу бегали крысы. А здесь выходит, что одна семья улучшила свои условия, заселилась в комфортное жилище и не думает о десятках других, дожидающихся своей очереди. Нужно быть честным: получил свою квартиру — будь добр как можно быстрее освободить социальную.