Капитальный ремонт, наступления которого как манны небесной ждут почти все жильцы старых многоэтажек, в доме №1 по улице Ленинградской пошел по нестандартному сценарию. Часть владельцев квартир построенного еще в 1952 году и видавшего разное на своем веку здания «встали на дыбы» и отказались пустить в родные стены сантехников для замены труб. С этого момента хорошие соседские отношения, длившиеся годами, начали трещать по швам и люди объявили друг другу «коммунальную войну».
Такому состоянию дома, как на Ленинградской, 1, на первый взгляд, могут позавидовать многие «панельки», построенные значительно позже: выкрашенные в нежно-желтый цвет фасады, блестящие водосточные трубы, обновленные стены в подъезде и даже облицованные плиткой лестничные площадки.
Однако за основательными и крепкими стенами здания, которые умудряются «погасить» не стихающий круглые сутки вокзальный шум, кипят настоящие страсти. Жильцы 4-й и 7-й квартир вместе с сотрудниками ЖРЭО уже который год пытаются найти управу на соседей с первого и четвертого этажей, отказавшихся предоставить доступ в свои квартиры для завершения капремонта.
— В 2012 году работники ЖРЭО Октябрьского района, заключив договоры со всеми жильцами, начали делать капремонт, — рассказывает Злата, которая по воле соседей на две зимы осталась без отопления. — Я ничего не хочу сказать, делали просто отлично: быстро, качественно, аккуратно. Поменяли проводку, оштукатурили потолки и стены, поклеили свои обои, причем очень симпатичные. Более того, поменяли окна, всю систему подачи газа. И никто из соседей не жаловался — с радостью пускали к себе рабочих.
А уже 7 августа на двери подъезда появилось объявление: вскоре придут сантехники и будут менять канализационный стояк, водоотводные трубы и батареи отопления. Попросили всех жильцов демонтировать старую сантехнику и предоставить доступ в квартиры. Тут-то и начались проблемы.
— Мы как законопослушные люди все «разбомбили» и приготовились к тому, что на пару дней придется отдать ванную, туалет и кухню в распоряжение специалистов, — вступает в разговор подруга Златы по несчастью Лариса. — И вдруг выясняется, что наши соседи с первого и четвертого этажей заняли категоричную позицию и пускать сантехников в квартиры не собираются. То есть на все остальные работы они были согласны, а вот поменять трубы и батареи уже нельзя. Они пытались что-то сочинять, будто сами все заменили, однако это неправда. Уж поверьте мне. В итоге систему отопления поменяли только в наших двух квартирах, но тепла зимой мы так и не дождались.
— Представляете, у меня на окнах во время морозов наледь со стороны квартиры толщиной до трех сантиметров была. После многочисленных звонков в исполком и разные инстанции нам, чтобы хоть как-то могли перезимовать и не замерзли, временно вживили в батареи шайбы. В квартирах стало несколько теплее. Благо зимы были не суровые, а так не представляю, как бы мы выживали, — жалуется Злата.
— Кухни у меня, по сути, нет, — продолжает Лариса, — посуду уже который год приходится мыть в ванной. Разве это нормально? Квартиры вообще выглядят будто после погрома какого-то: в комнатах склады вещей, везде стройматериалы, невозможно закончить ремонт и навести элементарный порядок. Готовить приходится в спартанских условиях, ведь даже кухню заказать и собрать не могу, потому как раковина не подключена. И подключить мне ее в индивидуальном порядке в ЖРЭО отказались, мол, не положено — только всем сразу и одновременно.
Я уже не говорю про ванную и туалет. А кроме того, бытовая техника, которую мы покупали в расчете установить через неделю или максимум месяц, уже потеряла гарантию: посудомоечная машина, новый холодильник, духовка так и стоят…
Коммунальные проблемы доставляют сложности не только Злате и Ларисе, но и их родителям, которые в своем почтенном возрасте вынуждены жить в состоянии непрекращающегося капитального ремонта.
— У меня больные ноги, головокружение, я не могу вот так постоянно бегать: холодильник — в одной комнате, плита — в другой, вода — в третьей, — говорит мама Ларисы Елена Прокофьевна. — Я уже два раза упала из-за этих «походов», здоровье только ухудшается, а тут такая «радость» на старости лет. Вы посмотрите, сколько я таблеток пью, целая аптека! Живу, можно сказать, на одних лекарствах, а еще и соседи доводят.
— Пробовала поговорить с ними, но они только одно и знают: у нас все хорошо, делать ничего не будем. Сами бы подумали: если, не дай бог, лопнет труба, здесь все зальет. Сантехника ведь в ужасном состоянии: трубы грязные, ржавые, запыленные, их срочно менять надо, — рассказывает пенсионерка.
— А мой отец, которому 86 лет, и вовсе говорит: «Злата, я не доживу до конца ремонта». Представляете, каково такое услышать? — не скрывает эмоций хозяйка квартиры.
По словам женщин, ровно до начала капремонта со своими «заклятыми» соседями они были в приятельских отношениях.
— По большому счету, они очень неплохие люди, мы дружили много лет, — удивляется повороту событий Злата.
Как рассказали «обезвоженные» хозяйки квартир, их соседи с первого и четвертого этажей — интеллигентные люди: 73-летний «отказник» от капремонта, живущий под самой крышей, когда-то работал в Совмине, а сейчас вроде бы трудится в частной фирме. Его супруга — преподаватель в медучилище. Вместе с родителями-пенсионерами живут взрослая дочь и внук-студент. Еще одна семейная пара, занявшая позицию «обороны от коммунальщиков», в свое время преподавала в одном из университетов Минска, а глава семьи даже дослужился до звания проректора. Женщины в один голос уверяют, что недопуск сантехников в квартиру совершенно не связан с боязнью испортить шикарный ремонт или дизайнерскую отделку: «Обычный советский ремонт, там не за что дрожать. А все их аргументы сводятся к одному: после рабочих много грязи и пыли, нам это надоело, поэтому мы никого к себе не пустим. А на то, что кругом страдают люди, им просто наплевать».
— Дошло ведь до абсурда, — рассказывает Злата. — Мы периодически затапливаем соседей снизу. Но дело в том, что труба, которая идет по нашей квартире, целая, а течет между этажами. Это подтвердила «аварийка», которая приезжала по вызову. Что ж тут мудрить: дайте вы сантехникам сделать свою работу, поменять все трубы — и не будет никаких проблем. Однако «стойкие» соседи отвечают, что это не их трудности, а мы сами должны каким-то образом устранить протечку. Но нам-то что, сырости у нас нет, это у них потеки на потолке. И мы на ремонт согласны, более того, ждем его с нетерпением.
В квартире Златы и ее родителей, почетных ветеранов труда и инвалидов, тоже никак не могут навести порядок: одна из некогда жилых комнат превращена в полукухню, в других хранятся стройматериалы и сантехника, которая неизвестно когда сможет занять свое место.
— Это спасение, что мы не поторопились и не демонтировали ванну и унитаз, а ведь собирались. Счет шел буквально на секунды, — вспоминает Злата.
Во всей этой истории есть и еще одна сторона — общение с чиновниками, которых для восстановления справедливости женщины попытались призвать на свою сторону. За годы «недоремонта» у Златы и Ларисы скопилась внушительная папка ответов из различных инстанций, которые уместнее будет назвать отписками.
— Обращались в ЖРЭО, исполком, Госконтроль, Минюст — бумаги просто ходят по кругу и возвращаются опять в ЖРЭО с пометкой «на контроле». Мы так «счастливы» от того, что уже три года нас контролируют, — иронизирует Злата.
— ЖРЭО Октябрьского района подало на наших соседей в суд — выиграли дело на районном и городском уровне. «Обиженные» владельцы квартир подавали кассационную жалобу в Верховный суд, но она была отклонена, — вспоминают женщины. — Однако до сих пор ничего не сделано: соседи просто не открывают двери, и им все сходит с рук. Элементарно игнорируют постановления суда, и за это им даже штраф никто не выпишет. Да и приставы не сильно шевелятся: спросишь у них, как продвигается дело, начинают лепетать что-то невнятное.
Или такой случай: судебным приставом было разослано уведомление во все структуры, связанные с нашим капремонтом, чтобы в 10 часов утра рабочие были на месте «для исполнения судебного решения». Представители ЖРЭО Октябрьского района, «Сантехгазмонтажа», «Минскремстроя» и бригада субподрядной организации для замены труб прибыли в назначенное время. Сами же судебные исполнители появились только в 12 часов, когда все разошлись. Получается, около 10 человек просто потеряли два часа рабочего времени, ожидая служителей Фемиды!
Несмотря на опоздание, судебными исполнителями все же была предпринята попытка связаться с владельцами проблемных квартир, но безрезультатно: двери не открыли, хотя хозяева находились дома и даже выглядывали в окно.
— Скоро пойдет уже третий год, как у нас начался капремонт. Мы с мужем находимся в таком возрасте, когда переносить все эти строительные неразберихи очень сложно. Почти во всем доме еще в мае 2012 года в квартирах уже закончили ремонт. Люди живут и наслаждаются жизнью, а нам впору кричать «Помогите, люди добрые!». Вместо того чтобы здоровьем заниматься, отсылаем письма во все министерства, — делится наболевшим мама Златы Тамара Николаевна. — Чтобы решить проблемы, я обращалась к чиновникам, но общение с ними — просто какой-то кошмар: делают все, чтобы ты ушел и никогда не возвращался. Пыталась рассказать о нашей проблеме Якобсону, Ладутько — так даже на прием к ним записаться невозможно: в приемной такие женщины сидят, что как коршуны на тебя кидаются и ничего сказать не дают. Короче, слуги народа для народа ничего делать не хотят. Это какая-то стена, которую мы не можем пробить.
О причине появления непроницаемой стены, которую не могут преодолеть ни судебные приставы, ни уж тем более соседи, женщины говорят почти с уверенностью:
— Вероятно, им кто-то помогает — влиятельные друзья или родственники. Но этот клубок в любом случае надо распутывать. И нам все равно, кто у них друзья: работники ЖРЭО должны попасть в квартиры и выполнить свои обязанности. Тем более что есть постановления всех судов.
Единственный положительный момент во всей этой истории — это то, что нас поддерживает главный инженер ЖРЭО и сотрудница, осуществляющая технадзор (Людмила Ганулич). Этот человек всей душой переживает за нас и старается помочь. А все остальные структуры… Наплевать им на все проблемы.
Самое любопытное, что за те деньги, которые наши соседи потратили на суды, можно было на три-четыре дня, пока идет замена труб, уехать в гостиницу, пожить там, а потом еще и нанять клининговую компанию, чтобы все вымыли-вычистили. Ведь только подать кассационную жалобу стоит около 800 тыс. А еще судебные издержки и услуги адвоката, которого они нанимали.
Кто-то может сказать: нечего, мол, обвинять соседей, могли бы и сами поменять свои трубы. Но, согласитесь, если водоотводные трубы мы еще в состоянии заменить, даже заплатив при этом немалые деньги, то менять самим целый стояк — просто уму непостижимо. У всего есть свой срок службы, и у нашей канализационной системы он давно истек.
— Возвращать воду в квартиры индивидуально сантехники отказываются, вот и сидим неизвестно до каких времен в «разбомбленных» квартирах и не можем привести их в порядок. Ни друзей в дом пригласить, ни день рождения отпраздновать, — посетовали женщины.
Прокомментировать сложившуюся ситуацию и рассказать о возможных мерах воздействия на нерадивых жильцов мы попросили судебного пристава, который курирует это дело. Согласившись с тем, что граждане, живущие на первом и четвертом этажах, ведут себя непорядочно, Денис Курганский категорически отказался поделиться своими мыслями и соображениями.
Не высказали желания пообщаться и хозяева тех самых «нехороших» квартир: несмотря на то, что люди были дома (маячили в окнах и подходили к входной двери), объяснить свою позицию они не захотели.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by