Портрет обновленного Национального аэропорта: от современной зоны вылета до споттинг-бара и телевизора в позолоченной раме

 
06 марта 2014 в 8:25
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков

В последние месяцы Национальный аэропорт Минск преображается буквально на глазах. Еще в прошлом году главные воздушные ворота страны могли удовлетворить только самого неприхотливого клиента: старые лифты, страшные туалеты, пустые темные коридоры, неудобные залы ожидания, устаревшая система подачи багажа — вот неполный перечень справедливых претензий, которые предъявляли аэропорту посетители. Необходимость реконструкции назревала давно и удачно совпала с подготовкой к проведению чемпионата мира по хоккею. Проведенные авральными темпами строительные работы заставили многих усомниться в том, что скорость перерастет в качество. Для того чтобы развеять опасения скептиков, руководство аэропорта провело презентацию обновленного здания и его интерьеров.

Небольшая историческая справка. Возведение нового аэропорта началось в 1977 году. Необходимость назрела: воздушные ворота столицы, расположенные в черте Минска, технически не могли принимать современные самолеты. Строительство велось долгих 11 лет и завершилось в 1988 году. В 1990-м пассажиропоток достиг 2,2 млн человек. Ситуация кардинально изменилась в 1991-м, после распада Советского Союза. Количество пассажиров начало падать и к миллениуму опустилось до рекордно низких 400 тыс. В последние годы пассажиропоток неуклонно рос и в прошлом году наконец достиг уровня 1990 года.

Экскурсия началась с VIP-зала, который начал работать еще в ноябре прошлого года. Одновременно здесь может находиться 117 пассажиров, к их услугам — конференц-зал, комната с несколькими рабочими местами с доступом в интернет и оргтехникой, бар, две отдельные VIP-комнаты и так называемая комната-трансформер, которая при необходимости превращается в просторное помещение для больших делегаций. Помимо этого, есть четыре комнаты индивидуального пребывания классом пониже. В здании Национального аэропорта курить запрещено, но в VIP-зале есть отдельная курительная комната.

Центральный зал, в котором расположен бар, выглядит так.

Конференц-зал.

А это — VIP-комнаты.

Некоторые из них выглядят действительно роскошно.

Комната-трансформер в момент нашего посещения готовилась к приему гостей.

Наконец-то в Национальном аэропорту появились туалеты, достойные всяческих похвал. К сожалению, мы смогли увидеть только те, которые расположены в VIP-зоне. Остается надеяться, что и простых смертных не обидят.

Отдыхая за столиками зала для особо важных персон, гости могут перекусить бутербродом с сыром стоимостью 20 250 рублей, посмотреть телевизор в позолоченной раме и полюбоваться необычной конструкцией за окном: гигантскую шайбу — символ чемпионата мира — сотрудники аэропорта сделали собственными руками.

Стоимость пребывания в VIP-зале для взрослого пассажира составляет $154, граждане Беларуси платят только 331 тыс. рублей. «С момента открытия через эти стены уже прошло немало пассажиров, не было ни одного нарекания, только благодарности», — с гордостью заявляют сотрудники аэропорта. За каждый из нескольких последних месяцев количество посетителей VIP-зоны регулярно вырастает на 10%.

Прозвучал вопрос: а как же родители с детьми, которые захотят воспользоваться услугами VIP-зала? Будут ли удобства для них?

«Специально ничего не делали, — отвечает генеральный директор аэропорта Дмитрий Меликян, — но только потому, что условия для ожидания, созданные нами здесь, универсальны. Мать с ребенком всегда найдет тихую комнату, в одной из них даже есть душевая кабина».

К самолетам пассажиров VIP-зала доставляют отдельные комфортабельные автобусы. Не забыли и о лифтах. Они новые, произведены в Могилеве, сверкают металлом, во время движения играет музыка, номера этажей объявляются на английском языке. Эскалаторы, которые доставляют пассажиров к выходу из здания, произведены компанией Otis.

Такой увидят зону прилета пассажиры, только покинувшие борт самолета. Работники аэропорта отмечают, что даже при наличии небольшой ступеньки везде сделаны пандусы.

Зал по обслуживанию прилетевших пассажиров пока работает «вполсилы». Сегодня здесь обсуживают только прилетевших из России, им не требуется проходить пограничный контроль. В ближайшем будущем эта зона станет «территорией за границей», в которой гости аэропорта будут готовиться к прохождению пограничного контроля.

Дмитрий Меликян рассказывает: «Если человеку необходима виза, он поднимется на второй этаж и оформит ее. Вот кабинка, в которой можно сделать экспресс-фото. Вскоре здесь появятся банкоматы и прочие удобства, жизненно необходимые человеку, только прибывшему в страну».

Оборудование в кабинах, где будет располагаться таможенный контроль, находится в процессе наладки. Генеральный директор аэропорта обращает внимание на их конструкцию: «Они значительно отличаются от старых. Нет глухих роллетов, двери, через которые проходит человек, прозрачные. Мы постарались создать максимально спокойную и открытую атмосферу». Дмитрий Меликян высказал уверенность в том, что в течение марта зона прилета будет полностью готова.

Переходим в зал, где получают багаж. По словам сотрудников аэропорта, новое оборудование, произведенное голландской фирмой Vanderlande, позволит ускорить сроки обработки багажа в несколько раз. Таким оборудованием оснащены аэропорт Домодедово, новые терминалы Борисполя, Сочи и Баку.

«Старые транспортеры были маленькие и никудышные, — признает Дмитрий Меликян. — Новые — большие и удобные. Зал просторный, светлый, оборудован хорошей системой кондиционирования и вентиляции. Алгоритм передвижения с момента прилета до выхода из аэропорта прост и понятен, мы постарались сделать все для того, чтобы пассажирам не пришлось путаться по лабиринтам, как это было раньше. Уверен, пассажирам будет удобно».

Следующая остановка — обновленный ресторан и столовая, которые открылись 16 января. Пол коридора, ведущего к ним, выполнен в виде взлетно-посадочной полосы, даже мигают навигационные маячки. Пойдешь по красным — попадешь в ресторан, по зеленым — в столовую. На стене — роспись до потолка. В гардеробе — ячейки для багажа, закрывающиеся на ключ, который отдается посетителю.

Самая яркая деталь ресторана — барная стойка в виде крыльев самолета. Было принято решение оставить старые люстры, освещавшие помещение до реконструкции. Установленные в 1986 году, они, по мнению Дмитрия Меликяна, уже являются историческими раритетами.

Столовая удивляет посетителей ценами. Сегодня полноценный обед здесь обойдется в 30 тыс. рублей. Основные посетители — персонал аэропорта, а сейчас еще и строители. «Но и пассажирам вход не закрыт, — оговаривается Дмитрий Меликян, — любой желающий может прийти и покушать».

На втором этаже столовой сейчас ведутся строительные работы. К 1 апреля там планируется открыть споттинг-бар «Полет». Панорамные окна, выходящие на ВПП, позволят любителям фотографии делать отличные снимки в комфортной атмосфере. «Полет» предложит посетителям целый ряд сортов пива белорусского производства.

Заключительная часть экскурсии — зона вылета. Именно эта территория изменилась после реконструкции больше всего. Раньше здесь был коридор, а теперь — просторный зал. С учетом пристройки ширина здания увеличилась до 86 метров. По стандартам для идеального функционирования аэропорта она должна составлять от 100 метров. К сожалению, в силу конструктивных особенностей достичь этого не удалось.

На верхние уровни ведут эскалаторы и обзорные лифты. Особое внимание уделено освещению — атмосфера полумрака, которой раньше грешил аэропорт, теперь уйдет в прошлое. Зал пока пуст. Но уже вскоре, по уверениям руководства аэропорта, здесь появятся пункты проката автомобилей, обмена валют, точки оказания трансферных услуг, общепита и многие другие объекты, без которых нормальный аэропорт просто не может существовать.

После окончания реконструкции зона регистрации будет иметь 44 отдельные стойки. Пока часть из них старые, и можно легко сравнить, что было, а что стало.

Количество парковочных мест, расположенных вблизи аэропорта, по мнению его сотрудников, уже достаточно: сегодня здесь могут стать 1300 машин на платной стоянке и более 600 на бесплатной. Помимо этого, есть служебная стоянка на 1000 автомобилей, которая также может быть использована пассажирами. Естественно, платные парковки расположены к основному зданию несколько ближе, чем бесплатные.

Первый этап реконструкции — обновление аэровокзального комплекса — подходит к завершению. Осталось обновить залы 5 и 6 секторов, в которых впоследствии разместятся структуры, обслуживающие территорию Таможенного союза. Но это далеко не все изменения, которые ждут аэропорт. В проектной разработке находится дополнительная взлетно-посадочная полоса. Она должна расположиться параллельно существующей сейчас, на расстоянии 1850 метров от нее. Под снос не попадет ни один населенный пункт, пока решается вопрос о том, какие мероприятия по снижению шумов от самолетов можно провести в близлежащей деревне Пятилетка, чтобы люди продолжали чувствовать себя комфортно.

Кроме того, уже готов проект по созданию железнодорожного сообщения с Национальным аэропортом Минск. Его концепция согласована в правительстве, и министр транспорта и коммуникаций уверяет, что вопрос будет закрыт к 7 ноября этого года. На первом этапе будет организовано движение по имеющейся железнодорожной линии на современных дизель-поездах, а впоследствии весь участок будет электрифицирован.

Еще одна насущная проблема, которая до сих пор не решена, — строительство гостиницы. То, что она здесь необходима, признают все. Заинтересованность в строительстве высказали белорусский и польский инвесторы. Но пока дело не сдвинулось дальше предварительных переговоров.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by