Порвать шаблоны: современные частные дома в Минске

 
19 февраля 2014 в 8:50
Автор: Николай Градюшко. Фото: Влад Борисевич, Кирилл Скорынин
Автор: Николай Градюшко. Фото: Влад Борисевич, Кирилл Скорынин

Символом новых веяний в белорусской архитектуре многие называют «Кристалл» на проспекте Машерова. А есть ли похожие примеры в жанре индивидуального жилстроя? Частный сектор Минска сегодня — довольно колоритное зрелище. Друг с другом соседствуют хлипкие деревянные домики, 2—3-этажные особняки, китчевые «замки». В последние годы на фоне архитектурного винегрета стали появляться коттеджи, выглядящие по-настоящему современно. Их владельцы не побоялись бросить вызов общественным стереотипам. Присмотримся поближе к этим домам.

Лаконичность форм, четкость пропорций, сдержанность цветовой гаммы, отказ от украшательства. Все это характерные черты модернизма — стиля, вошедшего в моду в первой половине прошлого века. Модернизм актуален и сегодня: иногда этот термин употребляется как синоним понятия «современная архитектура». Здания отличаются большими окнами-витринами (иногда от пола до потолка), комбинацией различных материалов в отделке: камень, дерево, стекло, металл. Внешняя простота сочетается с внутренней функциональностью. В таких домах не увидишь бесполезных башенок, шпилей и громадных чердаков. А крыши, как правило, служат большими террасами.

Сегодня в Минске около 20 частных домов, уже возведенных и еще строящихся по проектам в духе европейских архитектурных тенденций последних десятилетий. Расположены они в основном в трех районах: коттеджный поселок за Национальной библиотекой, называемый то Рублевкой, то Царским селом, окрестности Цнянки и берега водохранилища Дрозды (бывшая деревня Веснинка).

Отдыхающие на пляже Цнянского водохранилища наверняка обращали внимание на два похожих друг на друга белых особняка. Прямоугольные формы, плоские кровли, отсутствие лишних деталей на фасаде — во всем угадываются черты функционализма 1930-х годов. Хозяйка одного из коттеджей рассказала нам, что дома проектировал белорусский архитектор Александр Трусов.

Неподалеку еще один примечательный коттедж. В оформлении экстерьера использованы штукатурка, кирпич, дерево и сталь. Забор сочетается с деревянными элементами отделки фасада.

Окрестности Цнянки. Широкие окна коттеджа обращены на лужайку во дворе. Со стороны улицы — сравнительно небольшие продолговатые оконные проемы. На фоне окружающей застройки довольно незаурядное архитектурное решение.

Лаконичность, строгость форм, обилие стекла со стороны двора. Архитектор этого коттеджа явно стремился создать образец современного жилья.

По сравнению с деревянными домами с прогнившей крышей строящийся коттедж в Веснинке выглядит словно гость из будущего. Кровля второго этажа здесь, по-видимому, эксплуатируемая. А третьим этажом служит остекленный прозрачный объем, на котором покоится массивная плита.

В частном секторе Минска есть место и брутализму. Вот этот дом смотрится как увешанный бронею танк, ворвавшийся на тихую деревенскую улицу. Полная противоположность нашим бесчисленным коттеджам с бежевым фасадом и синей металлочерепицей, почему-то так популярной у минчан.

Еще больше потрясает воображение дом в районе Цнянки. Словно пришелец из других миров.

Фасад со стороны улицы почти глухой. А в боковых секциях большие окна — на всю ширину стен.

Ни с чем не сравнимое архитектурное произведение — жилой дом из стекла, построенный по принципам энергоэффективности. И это тоже Минск!

Обзор современных коттеджей Минска мы закрываем, на наш взгляд, самым интересным объектом. Его спроектировал для себя и своей семьи молодой архитектор Кирилл Скорынин совместно с коллегой Эдуардом Медведевым. Кирилл согласился подробно рассказать нам о том, как устроен его модернистский дом на улице Жасминовой.

Забор

— Нам не нравится, когда дом огораживают по периметру, закрывают его со всех сторон. Люди боятся, что к ним залезут воры? Но при желании перелезть можно и через трехметровый забор, так что эти изгороди в принципе бесполезны, — рассуждает Кирилл. — По-хорошему, перед домом должна быть входная группа, которая приглашает гостя зайти, а не заставляет его чувствовать себя как на КПП. У нас невысокий, почти незаметный заборчик, он не прячет красивый фасад. А с боку и со стороны двора подросла живая изгородь. Она не воспринимается как глухая стена, но скрывает лужайку от посторонних глаз.

Отделка фасада

Конструктивная система дома комбинированная — сочетание стального и монолитного каркаса. Стены кирпичные, утепленные минеральной ватой и ветрозащитным слоем. Первый этаж облицован плиткой с вентилируемым зазором, фасад второго этажа тоже вентилируемый — лиственница на алюминиевой подсистеме.

— Лиственницу выбрали из-за долговечности породы, — поясняет архитектор. — Фасад немного обработали пропиткой и выбелили. Спустя четыре года заметно небольшое старение, но для нас это старение дерева естественное и красивое. Это как благородная патина на меди.

Интересная архитектурная находка: по периметру здания первый этаж отделен от второго полосой стекла. Вечером, когда свет выходит из помещения, кажется, будто второй этаж парит в воздухе.

На крышу ведет винтовая лестница.

Особенность многих современных домов — эксплуатируемая кровля. Это хороший вариант для тех, у кого маленький участок.

Окна и энергосбережение

Дом на Жасминовой спроектирован по строгим немецким стандартам энергосбережения. Здесь предусмотрена приточно-вытяжная вентиляция с рекуперацией: входящий холодный воздух частично подогревается выходящим из помещения воздухом, что позволяет экономить на отоплении. До 80% тепловой энергии возвращается обратно. По словам Кирилла, благодаря энергоэффективной «начинке» коттеджа, экономному газовому котлу и хорошему утеплению за всю «коммуналку» семья платит в среднем 150 долларов в месяц. Зимой — немного больше.

Система воздухообмена устроена таким образом, что в холодное время года можно вовсе не открывать окна, не создавая тем самым сквозняков.

Пол на первом этаже — это большой отопительный прибор. За счет равномерного распределения тепла по плитке нет необходимости слишком сильно нагревать теплоноситель. Второй этаж отапливается за счет встроенных в пол радиаторов, расположенных вдоль окон. Сверху видны только их решетки.

Благодаря огромным окнам солнечный свет проникает вглубь комнат. Большая часть остекления выходит на юг, что позволяет использовать солнце для пассивного обогрева зимой. А козырьки над окнами предотвращают перегрев помещений жарким летом.

Это стереотип, что если в доме много стекла, то он будет холодным. Энергоэффективное стекло хорошо держит тепло внутри. В его состав входит специальная пленка, не пропускающая наружу инфракрасное излучение.

— Пожалуй, есть соотношение между размером окна и открытостью человека. Нам нечего прятать и нечего скрывать, — говорит Кирилл. — Так почему бы не сделать большое окно там, откуда красивый вид. На входе в дом у нас не глухая железная, а прозрачная дверь, на кухне — большое угловое окно, обращенное на перекресток. Соседи видят, как мы готовим. Мы им махаем, а они в ответ нам — это здорово. Но есть и минус — в отличие от Европы в Беларуси не привыкли к такому и не все адекватно себя ведут. Когда изгородь не подросла, группы строителей частенько останавливались и смотрели нам в окна, это неприятно.

На первом этаже мы не используем шторы и ни разу об этом не пожалели. Находясь дома, ты чувствуешь улицу. Пошел дождь — внутри поменялись краски, выглянуло солнце — и все снова изменилось. Это делает дом безграничным.

Интерьеры

Интерьеры дома модернистов выглядят довольно строго и лаконично. На полу первого этажа монолитно-серая плитка. По словам Кирилла, это практично: с плитки легко смывать рисунки тянущейся к искусству младшей дочери.

Все деревянные поверхности — выбеленный ясень. Это и пол на втором этаже, и лестница, и столешница.

— Найти правильный белый было непростой задачей, — вспоминает Кирилл. — В одной из комнат мы несколько раз перекрашивали стену, пока не добились нужного оттенка.

На Западе такие коттеджи уже давно никого не удивляют, тогда как в Минске прохожие часто останавливаются возле дома на Жасминовой, других похожих зданий и в недоумении спрашивают: «Это жилье или офис? Как можно жить в этом аквариуме?»

— Жить в городе и иметь собственный коттедж — у минчан такая возможность появилась относительно недавно. И получая ее, люди, как правило, отдают предпочтение классическим вариантам, тогда как в Европе это уже позавчерашний день, — говорит Кирилл Скорынин. — Я сам архитектор, часто бываю за границей. И у меня есть свое представление о том, каким должен быть дом: красивым, функциональным, энергоэффективным, удобным в уборке и светлым внутри. Хорошо, что потихоньку сторонников такой архитектуры в Минске становится все больше.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by