В гости на дельтаплане, на работу на электрокаре: будни фермера-изобретателя из белорусской глубинки

 
18 февраля 2014 в 8:45
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков

Жители деревни Пласток, расположенной в 10 километрах от Любани, уже давно перестали удивляться «чудачествам» своего соседа. Круглое лето над селом летает дельтаплан. Взлетно-посадочная полоса для него — проселочная дорога, идущая возле дома Василия Голуба. Год назад супруга Василия приехала на работу в местный фельдшерский пункт на самодельном электрокаре. О технических чудесах, которые скрывает дом Кулибина из белорусской глубинки, по округе ходят легенды.

Дом Василия стоит на отшибе деревни. Местные жители указывают верный ориентир: «Вперед по дороге, увидите здание с огромной антенной, там наш изобретатель и живет». Аккуратный забор, двухэтажный кирпичный коттедж. На заднем дворе виднеется высокая хозяйственная постройка, иначе как ангаром ее не назовешь.

Хозяин встречает нас у калитки, готов сразу удовлетворить любопытство. Технические усовершенствования повседневной жизни можно увидеть прямо во дворе. Гаражная дверь открывается автоматически, только кнопку на пульте нажми. Рядом фонтан, который начинает бить, когда подойдешь к нему. Правда, зимой он отключен. Василий объясняет принцип работы, показывает установленный датчик движения. На стене дома — видеокамеры. Контролировать происходящее во дворе хозяин может, не отходя от телевизора. Важно, что все механизмы и системы Василий полностью разработал и сконструировал своими руками.

Правильно растущие руки очень пригодились Василию Голубу, когда он решил одним из первых в Беларуси заняться фермерством. На тот момент частнику купить трактор было практически невозможно, большинство первооткрывателей фермерского движения создавали сельхозтехнику своими руками. Голуб собрал два самодельных трактора, «сердцем» одного из них был двигатель из дизельного электрогенератора.

«К сожалению, зарабатывать на земле большие деньги у нас практически невозможно, — признается фермер. — Причин на то множество, одна из них — невысокая плодородность. Конечно, подойдя с умом, собирать неплохие урожаи можно, но оставаться при этом конкурентоспособным ох как непросто. Думаю, что большинство фермеров в стране сегодня держатся наплаву только потому, что работают на старой сельхозтехнике и самостоятельно занимаются ее ремонтом».

Работа в поле сегодня — основной источник дохода Василия. Но, возделывая землю, он в первую очередь думает о небе. «Многие мечтают летать, так вот я свою мечту осуществил, — говорит он с гордостью, снимая чехол с дельтаплана, который стоит в ангаре за домом. — Начинал в восьмидесятых годах, это уже третья машина. Первый мог только оторваться от земли на пару метров и планировать. Второй уже был полноценным летательным аппаратом. Тот, что стоит в ангаре сейчас, можно справедливо назвать крылом высокого качества».

 

— Нам ваши односельчане рассказали, что вы на этом дельтаплане в магазин за покупками летаете…

Василий в ответ смеется: «Нет, конечно, в этом нет никакого смысла. А вот в гости к другу в соседний райцентр Октябрьский нередко приходилось летать. На авто переезд у вас около часа займет. А я на своей воздушной машине за полчаса управлюсь. Иногда на заправку на дельтаплане подъезжаю, тогда, конечно, проезжие водители пребывают в шоке».

Рядом с дельтапланом стоит еще одно чудо инженерной мысли Василия — электрокар. Сев в него, изобретатель лихо выруливает из ворот и специально для нас делает несколько кругов по двору. Машина двигается совершенно бесшумно, плавно и сравнительно быстро.

«Максимальная скорость — 33 километра в час, — с гордостью заявляет Василий. — Одной зарядки хватает на 30 километров, для моей жены — аккурат четыре дня на работу и обратно прокатиться. А большего и не надо! Даже с учетом того, что машина сделана своими руками, экономия на топливе получается немалая».

Электрокар Василий Голуб создал с нуля за три месяца. Все в нем вплоть до корпуса сделано своими руками, даже диски на колесах изобретатель отливал сам. Рядом стоит еще одно инженерное достижение — внедорожник, собранный на базе ЛуАЗа. Заводской двигатель был заменен на более мощный японский, на бампере установлена автоматическая лебедка. Хоть машина и не выглядит сегодня презентабельно, даст фору многим внедорожникам.

Василий Голуб пристально следит за Олимпиадой в Сочи. Многие из знаменитых белорусских атлетов бывали у него в гостях — приезжали на «покатушки» на дельтаплане, как их называет сам Василий. «Даша Домрачева была трижды, Дащинский летал, — загибает пальцы Василий. — Зная спортсменов лично, конечно, переживаешь за них сильнее».

Большинство людей, отправившись в путешествие за границу, стремятся привезти оттуда впечатления или покупки. Главное для Василия Голуба — привезти идею, которую он впоследствии реализует дома. Например, концепцию электромобиля он привез из Америки, куда ездил в гости к дочке. В ближайших планах — изготовить свой электрогенератор.

«Я родом из этой деревни, — говорит нам изобретатель на прощание. — И никогда даже мысли не возникало уехать за хорошей жизнью в город. Что там может привлекать, особенно сегодня, когда любую информацию можно получить в интернете, а самые редкие детали заказать с доставкой на дом? А здесь тишина, простор, благодать. Свое хозяйство, опять же, где ты обустраиваешь жизнь так, как считаешь нужным. Я никогда ни к кому не приду с вопросом, почему мне денег на хлеб не хватает, а просто подумаю, как их заработать. Все остальное приложится. Могли бы вы, допустим, в Минске, сойдя с порога дома, сесть на свой дельтаплан и полететь в соседний город? То-то!»

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by