О том, что белорусские строители зачастую не особо утруждают себя соблюдением технологий при возведении дома и не отличаются аккуратностью, не понаслышке знают многие новоселы. Но вот то, что в новом доме практически все системы могут быть смонтированы неправильно, а бороться за правду и отстаивать свои права будет так трудно, и представить не могли пожилые супруги из Гомеля.
Пенсионеры Надежда Семеновна и Петр Степанович Гецман задумали на склоне лет построить квартиру в новом микрорайоне Гомеля. И хотя свои квадратные метры у супругов были — однокомнатная квартира в центре города — поменять место жительства и стать новоселами заставили пожилых людей обстоятельства. Точнее — подросший внук, который жил с дедушкой и бабушкой с детства. Делить с ним однокомнатную хрущевку становилось все обременительнее. И не столько им, привыкшим к жизненным неурядицам, сколько молодому человеку, который сейчас является студентом одного из гомельских вузов, пишет «Гомельская правда».
Словом, надумали они продать свою небольшую квартирку, чтобы добавить сбережения и построить просторную «двушку» в новом микрорайоне Волотовы. Чтобы реализовать задуманное и стать новоселами, пришлось даже полгода снимать чужой угол, дожидаясь новоселья. Но оно не принесло пенсионерам долгожданной радости, хотя добавило проблем и усложнило жизнь. И сейчас слезы на глазах у хозяйки дома Надежды Семеновны, которая вспоминает их старую теплую квартиру. Не может сдержать эмоций и Петр Степанович. Пенсионеры считают, что строители, в данной ситуации работники треста №14, обманули их надежды. И имеют на это основания.
— В конце февраля 2010 года мы первыми заселились в новый дом №113-а по улице Мазурова, — рассказывает Петр Степанович. — Наша квартира, которая располагалась на первом этаже, тогда была пустой коробкой, имелись только входные двери. Но мы были готовы потерпеть, лишь бы в своих стенах.
Примерно год жили пенсионеры в пустом доме, в котором стучали только будущие новоселы, ведущие перепланировку своих квадратных метров. Правда, супругам Гецман перед этим пришлось написать расписку прорабу строительного треста о том, что не имеют претензий к строительно-монтажным, сантехническим и отделочным работам, выполненным в их квартире.
Однако никто не предупредил, что в доме тогда не было горячей воды, не работал туалет, не было подключено электричество. Потому первый год жили как партизаны — «освещались» от трансформатора, готовили еду на плитке, мерзли в холодных комнатах: укладываясь спать, натягивали на себя пальто с шубами — в морозы одна из стен новой квартиры чуть ли не покрывалась инеем.
Конечно, за четыре прошедших года многое изменилось. Но они до сих пор взывают к строителям: ходят и пишут жалобы. Петр Степанович показывает ответы с отписками, которые получали на свои многочисленные обращения. В одном случае строители клятвенно заверяли, что замечания по вопросам подачи горячей воды и отопления устранены. В другом — давали советы регулировать температуру в квартире с помощью стеклопакетов и т. д. И только после обращения в Гомельский горисполком и комиссионного обследования их жилья обнаружились самовольные перепланировки системы горячего водоснабжения в квартирах, расположенных над их квадратными метрами. Потом при проведении пробной регулировки системы горячего водоснабжения шаровыми кранами горячая вода по стояку квартиры Гецман появлялась лишь в случае нарушения балансировки смежных стояков. То есть, когда она появлялась в их стояке, у соседей температура теплоносителя почему-то уменьшалась. Комиссия, напрямую связав эти проблемы с соседскими перепланировками, вынесла вердикт: привести систему горячего водоснабжения в соответствие с проектно-нормативной документацией. Или установить специальное оборудование (балансировочные краны и спускники воздуха по стоякам) за счет виновной стороны. Вопрос был поставлен на контроль в администрации Центрального района г. Гомеля.
— Только после такого решения комиссии из горисполкома, а также под давлением бывшего председателя товарищества собственников строители были вынуждены вскрыть отопительные трубы, заложенные в бетонированных полах и вдоль стены зала на уровне плинтуса, — рассказывает Петр Степанович. — Тут и оказалось, что они были уложены с нарушением технологии: вместо утеплителя из пенопласта и керамзита трубы были просто забросаны строительным мусором и кусками штукатурки. Когда сделали все как положено, в зале сразу потеплело…
С боем пенсионерам пришлось устранять проблемы и с канализацией: неправильная установка канализационного слива, неисправности сантехнического оборудования и т. д. — только заключение экспертизы заставило строителей выполнить немалый объем работ.
К сожалению, беды новоселов на этом не закончились: недавно потекла отопительная батарея под окном в одной из комнат. «Проснулись утром, а ковер мокрый, под ногами хлюпает, вздулся пол из ламината», — вздыхает Надежда Семеновна. При разбирательстве оказалось, что батарея была установлена под наклоном, то есть опять с нарушением нормативов. И хотя ЧП произошло не по их вине, последствия пришлось устранять за свой счет и своими силами.
Аналогичная ситуация была и с входной дверью. Пришлось также заменить стеклопакет в одной из комнат новой квартиры — сифонило так, что в холодное время поблизости невозможно было находиться. Оказалось, стеклопакет также установлен с нарушением технологии, без утеплителя. И это еще не все. В зале прогнулась над головой одна из плит потолка — пенсионерам объяснили, что жильцы квартиры, расположенной на втором этаже, «поставили в этом месте что-то тяжелое». На этом разбирательства и закончились.
Но самое неприятное: сегодня происходит «отсоединение стен» — в углах комнат злополучной квартиры змеятся щели. Пробовали шпаклевать, но безрезультатно. Отваливается кусками штукатурка и с потолка кухни. Причем подобные проблемы почти во всех квартирах первого этажа дома. Пошли трещины и по фасаду здания. Однако в УКСе Гомельского горисполкома разводят руками: гарантийные обязательства подрядчика по данному объекту истекли еще в прошлом году. Поэтому строительный трест №14 отказывается рассматривать жалобы жильцов дома. Правда, если экспертиза подтвердит, что указанные дефекты влияют на несущую способность здания жилого дома, то подрядная организация готова их рассмотреть и устранить. Однако проведение такой экспертизы не входит в компетенцию подрядчика. Словом, пусть сами жильцы ищут ответ на классический вопрос: что делать? И делают что хотят: дом-то уже построен и люди живут.
Все новости Гомеля и Гомельской области на gomelnews.onliner.by