Дом кино: Минск середины 1990-х в фильме «Сын за отца»

 
15 января 2014 в 8:45
Автор: darriuss
Автор: darriuss

Успешный московский бизнесмен возвращается на родину, в Минск, и обнаруживает своего отца — хирурга, профессора и доктора наук — в глубоком запое. Пытаясь спасти старика, он создает частный медицинский центр, который быстро становится смутным объектом желания для лихой минской мафии. В 1995 году на кино- и телеэкраны вышел незамысловатый боевик Николая Еременко — младшего «Сын за отца», спустя почти два десятилетия выглядящий почти комедией, но при этом позволяющий сквозь смех и слезы ностальгии вспомнить позабытые уже белорусские реалии середины 1990-х.

Даже первые кадры этой совместной работы «Беларусьфильма» и «Мосфильма» представляют собой определенную историческую ценность. Ту-134 уже достаточно давно выведены из флота компании «Белавиа», а тогда они вовсю летали между Минском и Москвой. Зато ливрея главного авиаперевозчика страны с тех пор практически не изменилась.

Главный пассажирский терминал аэропорта Минск-2 с летного поля. К середине 1990-х здание, по сути, только-только сдали в эксплуатацию в полном объеме, но выглядит оно уже довольно потрепанным.

Главный герой — бывший врач и успешный ныне московский бизнесмен Виктор Пинчук (Николай Еременко — младший) — прилетая на родину, немедленно усаживается в самый статусный автомобиль 1990-х — Mercedes-Benz W140, тот самый легендарный «шестисотый».

Небольшое путешествие на заставлявшей в то время оборачиваться машине по Минску. Логических несоответствий нет: герой торжественно возвращается в город детства по тогда еще проспекту Франциска Скорины. Слева в кадре — корпус архитектурного факультета столичного политеха, впереди — ни одного намека на будущий «алмаз знаний».

Площадь Победы.

И площадь Независимости с грязно-серой пока высоткой главного корпуса педагогического университета. Торговый центр «Столица» начнут строить только через восемь лет, и схема движения по площади сейчас уже совершенно непривычна.

Приезжает Еременко-Пинчук в квартиру своего отца — хирурга, профессора и доктора наук, бывшего главного врача 1-й городской клинической больницы, уволенного на пенсию за то, что «назвал министра г**ном», и предсказуемо продолжившего общение в основном с продукцией минского завода «Кристалл». Роль Александра Пинчука сыграл Николай Еременко — старший, народный артист СССР, звезда Купаловского театра и, естественно, отец Николая Еременко — младшего.

По случаю приезда сына медицинское светило решил употребить вкусную и полезную водку «Крышталь-100», выпуск которой на заводе был приурочен к его столетнему юбилею, отмечавшемуся в 1993 году.

Впрочем, батарея зеленых бутылок на кухне как бы намекает зрителю, что пустившемуся во все тяжкие профессору не чуждо был качественное и при этом недорогое вино из натуральных соков плодов и ягод.

«Ты за демократов, а я был коммунистом, коммунистом и остался. И из партии не выходил», — горячится отец. «Никакой ты не коммунист, партия всегда боролась с пьянством. А ты алкоголик!» — сын суров, но справедлив.

Живет идейный коммунист в хорошем «сталинском» доме, как и положено представителю научной интеллигенции.

Пытаясь вернуть отца, уютно устроившегося в крепких объятиях зеленого змия, на передовую медицинской мысли, его наследник отправляется к своей давней знакомой, работающей в Белорусском государственном медицинском университете. В кадре — его главный корпус на проспекте Дзержинского.

Обратите внимание на белорусский язык в оформлении центрального подъезда вуза — пока еще реалии нашей страны. Благодаря приветствию абитуриентам можно точно определить и время съемки картины.

Виктор Пинчук в галереях-переходах кампуса БГМУ.

Таблички на кабинетах также выполнены еще на белорусском. Создатели фильма не то хотели добавить картине национального колорита, не то действительно отражали реальную ситуацию.

Заведующую кафедрой пластической хирургии Ядвигу Заборовскую играет народная артистка России Вера «В 40 лет жизнь только начинается» Алентова.

Кабинет Заборовской. Обратите внимание на карту страны за рабочим столом врача: уходящая натура.

У завкафедрой медицинского есть свой уголок отдыха с мини-баром.

— Это подарки от благодарных пациентов. У вас в Москве так же?

— Нет, мы берем деньгами.

— Ха-ха, какая прелесть! Я об этом мечтала всю жизнь, но, ты знаешь, белорусская медицина так консервативна, мы все еще пытаемся лечить бесплатно.

В кабинете Заборовской рождается гениальная идея организации в Минске филиала медицинского центра Пинчука-младшего. Специализация на пластической хирургии тут же подсказывает и кандидатуру генерального директора — Пинчука-отца. Бизнес-план обсуждается прямо на улице, в пока еще присутствующих в Минске злачных пивных под открытым небом.

За мужиком в ностальгической бейсболке — классический столичный красно-белый киоск.

А еще чуть правее — улица Веры Хоружей.

Действие происходит на перекрестке Хоружей с Богдановича, а за пивнухой расположился магазин «Охота и рыболовство». Интересно, что в фильме герои наслаждаются продукцией минских пивзаводов, разлитой в классические советские бокалы, уже редкую к тому времени на наших улицах сущность. Обычно в середине 1990-х страждущие использовали для удовлетворения своей жажды банки разной вместимости.

Вид на перекресток, справа вдалеке — корпус Минской мебельной фабрики.

После уличного производственного совещания Пинчук-старший решает бросить пить и с головой погружается в работу нового медицинского центра. Собрание правления фирмы. Организационные вопросы решает, разумеется, бывший заведующий хозяйственным отделом горкома партии.

Здесь же Пинчук-сын знакомится с будущей заведующей отделом физиотерапии и «прекрасным врачом» Яной Богданович. Девушка (актриса Ирина Феофанова) — отличный образец стандартов женской красоты 1990-х годов.

Не успев толком познакомиться, парочка немедленно едет в ресторан, по сюжету расположенный где-то в Троицком предместье.

Роскошный по тем меркам ресторан, к сожалению, идентифицировать не удалось.

Богатый стол: мясные и овощные нарезки, салатики в вазочках, много хлеба, белое вино и апельсиновый сок.

Прекрасный врач Богданович ласково смотрит на спонсора вечеринки, играясь с листиком петрушки. Отличная режиссерская находка.

После такого день предсказуемо заканчивается в частном особняке под Минском, по некоторым данным в Колодищах.

В этом доме сконцентрировались все представления бывших жителей Советского Союза о прекрасном. Колонны, лепнина, мощный каменный руст и, конечно, золотые львы. Не хуже, чем в панском дворце, — типичные комплексы недавних выходцев из деревни. Пинчуки по сюжету как раз с Полесья, из некоего выдуманного райцентра Верховичи.

Завершает набор пришедшего к успеху жителя первой половины 1990-х шестисотый «мерс».

Внутри — обязательно гобелены с голыми женщинами.

Стену над кроватью украшает настоящий барельеф.

Тем временем процесс создания бизнеса идет своим чередом. Медицинский центр оборудовали в обычной гостинице, роль которой сыграл бывший международный молодежный центр «Юность» на Минском море.

Так это здание выглядит сейчас.

Незадачливые бизнесмены быстро знакомятся с суровыми нравами десятилетия. На прием к гендиректору центра прибывает в белых штанах, носках и туфлях некий «президент международного финансово-инвестиционного и торгово-промышленного объединения». Импозантный мужчина предлагает арендовать помещения центра, а именно бассейн, сауну и массажный кабинет, в ночное время. Наивный профессор, естественно, даже предположить не может, что будет твориться там на самом деле, и гонится за легкими деньгами.

Зато благодаря им он покупает для больницы в родном городке рентгенаппарат.

Полесский райцентр Верховичи снимали под Минском, в Заславле. В кадре — Спасо-Преображенская православная церковь, бывший кальвинистский собор XVI века, главная достопримечательность города.

В центре Заславля. Родной дом Пинчуков.

Вернувшись в Минск, профессор Пинчук неожиданно обнаруживает, что творится в его медцентре по ночам. Минские нравы середины 1990-х сразу заиграли новыми красками.

Президент международного финансово-инвестиционного объединения оказывается обычным бандитом. Выгоняя его «ночной клуб» из своих помещений, Пинчуки становятся объектом рейдерского «наезда». Минская милиция помогать отказывается, и тогда им на помощь приходят милиционеры из родных полесских Верховичей. Обратите внимание на их форму.

Бело-красно-белые погоны, «Погоня» на кокардах и нарукавных нашивках, многоугольные фуражки — робкая и долго не просуществовавшая попытка белорусской милиции не выглядеть наследницей советской.

Мафиози назначают Пинчукам встречу в ресторане «Зубр». Его роль исполняет бывший ресторан «Свитязь» у парка Челюскинцев.

Интерьер.

Золотые часы Пинчука-младшего.

Тем временем поджидавших московского бизнесмена внизу милиционеров из Верховичей соблазнили холодным пивом со снотворным.

Доблестные полешуки не смогли устоять перед столичным пивом «Немига» производства пивзавода «Оливария».

Расплата за искушение наступила быстро.

Пинчук-младший в отсутствие соратников вынужден спасаться бегством. Вокзал Детской железной дороги еще темно-зеленого цвета.

И какой зеленый был проспект!

Опозоренных милиционеров, лишившихся формы и табельного оружия, отправили обратно на Полесье. Поездом Минск — Санкт-Петербург.

Доведенный до отчаяния профессор Пинчук бредет по перрону станции «Минск-Пассажирский». Вагоны «Беларускай чыгункі» еще советской расцветки.

Решив вершить правосудие своими руками, он с трофейным «Люгером» заявляется в офис бандитов и пытается совершить смертоубийство. Отдельно хочется отметить интеллигентность белорусских гангстеров, гнездо которых находится в помещении, похожем на библиотеку.

У дедушки, конечно, ничего не получается. Пистолет у него отбирают и под руки выводят на улицу. Оказывается, мафия засела в Белорусском союзе архитекторов на ул. Карла Маркса, 14.

Народный артист СССР Николай Еременко — старший на улице Маркса.

Последнюю попытку избавиться от назойливой «крыши» предпринимают жаждущие реабилитироваться полесские милиционеры. Недолго думая, они берут в заложники жену главного мафиози вместе с малолетним сыном. Нравы у белорусской милиции, прямо скажем, странные, зато в этом эпизоде появляется модель Лариса Гимбут, звезда клипа на культовую песню Александра Солодухи «Здравствуй, чужая-милая».

Финальная разборка добра со злом происходит где-то в пригороде Минска. Добро, конечно, побеждает до зубов вооруженное автоматическим оружием зло.

Герои возвращаются на родину, на Полесье, фотографируются на память и шумно пьют самогон. Хеппи-энд по-белорусски.

Фильм «Сын за отца» стал долгожданным семейным бенефисом отца и сына Еременко. К сожалению, он получился, по сути, и их лебединой песней. В 2000 году ушел из жизни Еременко-старший, а спустя всего год скоропостижно скончался и его сын. Их единственный крупный совместный проект — типичный продукт своего времени, плоть от плоти еще перестроечного кино, но спустя почти 20 лет после выхода на экраны для нового поколения белорусов он уже может служить своеобразной мини-энциклопедией эпохи, а для зрителей постарше — хорошим поводом вспомнить о своей молодости, пришедшейся пусть и на сложное, но от этого тем более интересное время.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by