«Провинциальные» агроусадьбы пустуют: «Люди едут в Европу. Ведь за те же деньги там получишь настроение, антураж, магазины и прочие удовольствия»

 
35 948
13 января 2014 в 15:02

Похоже, популярность белорусских агроусадеб идет на спад. Хозяева домов и домиков в деревне, пару лет назад начавшие рьяно предлагать сельские радости, вынуждены констатировать: пик востребованности 2012-го года прошел и, возможно, уже не вернется. В 2013-м хорошо жилось только тем, кто организовал экобизнес в радиусе 50—60 километров от Минска. «Провинциальные» же агроусадьбы теряют клиентов, причины такого положения дел озвучивают сами хозяева.

В сезоне 2012—2013 гг. заказов от индивидуальных гостей и целых компаний было много. Однако прошедший сезон заставил некоторых хозяев «домиков в деревне» побеспокоиться, пишут «Витебские вести».

Обычно уже с октября начинаются звонки от потенциальных клиентов, но в этот раз их было в 3 раза меньше, — поделился тревогами председатель общественного совета по развитию агроэкотуризма и хозяин усадьбы «Ёлочки holiday» Виктор Ерошов. — Спасло то, что хотя бы на 31 декабря — 2 января у меня отдыхала большая компания из Витебска. На 7 января был только один заказ. В Минске 10 декабря была встреча представителей агроэкотуризма, на которой стало понятно, что то же происходит по всей стране. Хорошо себя чувствуют разве что хозяева усадеб в радиусе 50—60 км от Минска. Там другой рынок, другие клиенты.

Даже «Браславские озера» почти наполовину пустые. Между тем по дорогам, ведущим на запад, можно видеть большой поток машин, — продолжает рассуждать Виктор Ерошов. — Люди едут на отдых в Европу. Ведь за те же деньги там могут предложить совершенно иное рождественское настроение, антураж, магазины и прочие удовольствия. При этом нам снижать цены затруднительно: в течение 2013 года расходы на содержание усадеб заметно выросли, например только дрова подорожали в два раза.

По мнению Юлии Герцевой, хозяйки усадьбы «Петуховщина», сказывается еще и жесткая конкуренция в этой сфере.

Только в нашем районе 183 усадьбы, — говорит она. — Лично я и многие другие несколько снизили цены на свои услуги. Но все равно трудно конкурировать, когда в других областях появилось много усадеб, которые ближе к своим клиентам. И еще есть Египет, который из-за низких цен всегда пользуется спросом. Повысился интерес к сочинскому региону в преддверии Олимпиады. К тому же турист становится все более избирательным. Поэтому нужно расширять спектр качественных услуг. Крупным объектам, турбазам, например «Дривятам», не мешало бы включить услуги по оздоровлению. Российский турист выбирает санатории именно по этой причине. И вся инфраструктура регионов должна совершенствоваться, чтобы не получалось так, что за пределами усадьбы гостю и предложить-то нечего. В этом сезоне развлечений меньше: снега нет, поэтому на санках или лыжах не покататься…

У самой Юлии на новогоднюю ночь в нескольких домах остановилась компания из 10 человек, после праздника приезжает знакомая семья из Санкт-Петербурга.

А вот Валентина Попович, хозяйка усадьбы «Чистые ключи» Витебского района, на отсутствие клиентов не жалуется.

У меня бывали гости из 17 стран мира, давно уже этим занимаюсь, хотя даже рекламировать толком не пробовала, — признается хозяйка. — В этом году мы с семьей решили дать себе отдохнуть на Новый год, хотя заявки были. Вообще, ждали наших постоянных гостей из Санкт-Петербурга, но у них в семье произошло важное событие — родился ребенок, поэтому поездку перенесли на январь. Оно и к лучшему — должен уже снег быть, а они каждый раз с собой снегоходы привозят. Со второго января несколько дней гостит семья из Москвы по рекомендации тех, кто у нас уже бывал. И 2—3 числа продолжение свадьбы отмечала большая компания. Обычно, когда приезжают иностранцы, стараюсь параллельных заявок не брать. Для меня усадьба не бизнес, а любимое дело — принимать гостей. Очень помогает то, что рядом Витебск, и в районе много творческих коллективов, людей. Всегда есть чем развлечь.

Стабильная ситуация и в Россонском районе. По словам ветерана агроэкотуризма на Витебщине, председателя местной первичной организации «Сельчанка» Аллы Хорень, в деревне Заборье есть гости в Новый год, а в Клястицах — на Рождество.

И то так случайно сложилось: у меня на Новый год была заявка, поэтому другие не принимала, а в последний момент люди отказались, — поясняет Алла Николаевна. — Практически все гости — семьи из Москвы и Санкт-Петербурга, постоянные клиенты, которые уже не первый раз приезжают на несколько дней отдохнуть на Россонщине. Чтобы организовать им развлечения, сотрудничаем с районным Домом культуры, у которого есть интересная программа с Дедом Морозом и другими сказочными персонажами. Дружим мы и между собой, и с хозяевами усадеб соседних районов, чтобы гостям было удобнее составлять целый маршрут путешествия. Поэтому хочу посоветовать тем, кто только пришел в сферу агроэкотуризма, не работать самим по себе, а вступать в наш совет, общественные объединения, бывать на семинарах. Это и полезные знакомства, обмен опытом, и реклама вашей усадьбы.