Реставрация или имитация? Что строят в историческом центре Минска

 
37 975
09 января 2014 в 12:11
Автор: Николай Градюшко. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Николай Градюшко. Фото: Алексей Матюшков

За последние годы в историческом центре Минска появилось немало зданий, над которыми ломают голову туристы. В каком веке они построены, к какому архитектурному стилю принадлежат? Борцы за сохранение наследия выносят суровый вердикт: примеров удачной реставрации в городе крайне мало, а многочисленные новоделы не только не имеют ничего общего с исторической правдой, но и являются образцами архитектурного безвкусия. Можно ли целиком согласиться с этим мнением? Мы прошлись по старому центру города и присмотрелись к тому, что там строят и реконструируют.

Историческое ядро Минска — это Верхний город, площадь Свободы, Минское замчище, Раковское и Троицкое предместья. Прогулку начинаем с улицы Зыбицкой, расположенной между Свислочью и кафедральным собором. Не так давно здесь шумели деревья. Сегодня грохочут стройки.

Ближе к улице Максима Богдановича возводят 4-этажный комплекс «На Торговой набережной». Офисы, магазины, фитнес-центр, ресторан, игровые клубы...

«Фасады в духе старого города выполнены из современных материалов», — гласит реклама заказчика (ОАО «БелинжинирингстройИнвест»). Связь времен проектировщики подчеркнули сочетанием классических элементов и современного остекления. Так должен выглядеть продукт смешения архитектурных стилей.

Остановить и бойкотировать застройку улицы Зыбицкой пытался председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович. По его словам, в утвержденном проекте нет абсолютно ничего от существовавшей здесь застройки, окончательно исчезнувшей в 1960-е годы. Не совпадают ни габариты улицы, ни размеры зданий, ни их высота.

Несколько лет назад защитники наследия предлагали собственный проект регенерации правой стороны улицы Зыбицкой. Архитекторы изучили фотоснимки, архивные документы конца XIX — начала XX века, в точности восстановили схему красных линий и расположение домов. Сначала этот вариант был поддержан в Мингорисполкоме, а затем отклонен научно-методическим советом при Минкульте.

«Был шанс воссоздать истинный облик старой улицы, но историческое наследие города принесли в жертву инвесторам», — сожалеет Антон Астапович.

Соседние два квартала — объекты компании «Славичи». Сдать их должны в августе этого года.

Ближе к ресторану «Журавинка» еще два квартала возводит ООО «ИнтерРосПромСтрой». Судя по состоянию стройки и паспорту объекта на заборе, декабрь 2013 года — срок далеко не окончательный.

Недавно с моста на улице Янки Купалы открывался приятный вид на Свято-Духов кафедральный собор и Верхний город. Совсем скоро он будет окончательно заслонен очередным глянцевым новоделом.

Прогуляемся по другой стороне Зыбицкой. Одноэтажные домики с мансардами смотрятся вполне симпатично. Одно «но»: улица запружена стройтехникой и беспорядочно припаркованными легковушками, мешающими рассмотреть фасады. Впрочем, по строгим меркам Антона Астаповича, и эта застройка не отвечает исторической истине.

Ближе к собору — комплекс зданий духовно-образовательного центра Белорусской Православной церкви, куда вскоре переедет академия из Жировичей. Новостройка увенчана золотым куполом.

«Купол такой формы — интервенция чужеродного стиля, нехарактерный элемент для минской архитектуры XIX века и более ранних эпох, — рассуждает Антон Астапович. — Квартал в нынешнем виде не соответствует ни исторической планировочной структуре, ни архитектурной морфологии утраченных зданий. Это просто новое строительство с весьма сомнительными эстетическими качествами».

Какой-никакой исторический шарм в Верхнем городе, впрочем, сохранился.

Кельи монастыря бернардинцев на улице Кирилла и Мефодия в скором времени превратятся в гостиничные номера. Верующие регулярно собираются у стен бывшего храма, требуя вернуть католикам костел и монастырь. Отцы города молитв не слышат.

Работы проводит «Мiнская спадчына», а после сдачи в эксплуатацию, намеченную на январь этого года, оператором четырехзвездочного отеля «Виктория Троицкая» станет бизнес-центр «Столица». Заказчик уверяет, что сохранил все исторические особенности здания XVII века, своды, другие элементы и конструкции. Антон Астапович убежден в обратном: не обошлось без комбинации старины и новодела. Появились две пристройки, которых никогда раньше не было, навсегда утрачен ряд старинных сооружений на территории монастыря, есть претензии по части интерьерных работ.

Пестрым попугаем на фоне соседних зданий смотрится новостройка в Музыкальном переулке (заказчик «Мортекс БЦЗ»). В Минкульте пришли в недоумение: как только в здании смонтировали крышу, оно стало на голову выше окружающей застройки. Теперь новодел виден и с Октябрьской площади, и с улицы Ленина. Позже чиновники догадались: при согласовании эскиза застройщик визуально занизил собственный объект и увеличил высоту остальных зданий квартала. Стал вопрос о демонтаже верхних этажей. Подобного прецедента в Минске еще не было, а будет ли — вопрос. Отделавшись штрафом, застройщик облицевал мансарду красными панелями, имитирующими черепицу, вставил «аутентичные» стеклопакеты. Сейчас идут отделочные работы снаружи и внутри здания. Быть может, под измененный в процессе стройки проект уже переделают документацию? Таких прецедентов, мы знаем, хватало.

«В Музыкальном переулке фактически воздвигли пятиэтажное здание, тогда как градостроительный регламент допускает там строительство объектов не выше двух этажей, это грубейшее нарушение, — комментирует ситуацию Антон Астапович. — Эстетический вид в данном случае даже нет желания комментировать. Объект дисгармоничен и совершенно неуместен. Раньше на этом месте располагался монастырский сад, описания которого хорошо сохранились. И, если придерживаться методологии восстановления исторической застройки, то по логике здесь должна быть рекреационная зона».

Переходим на улицу Революционную. Дом №32. Трудно поверить, что еще недавно здесь жили люди. Здание опоясано металлическими стяжками. Кажется, убери их — и памятник архитектуры конца XIX века рассыплется в прах.

Бывшие жильцы уверены: трещать «по швам» стены начали лишь в последние годы, когда под боком стали строить многофункциональный комплекс (заказчик «ФАРТ и В»). Вместо того чтобы начать ремонт, власти признали дом аварийным и потребовали отселения людей. Кто-то согласился переехать в Каменную Горку, кто-то путем хождения по судам добился денежной компенсации.

Антипример реставрации по-белорусски — дом №28. Его состояние встревожило должностных лиц Министерства культуры, когда оригинальная лепнина на фасаде и другие декоративные элементы уже были уничтожены. Теперь здание дореволюционной постройки напоминает коробку, залитую бетоном. Выдано предписание остановить работы до выяснения всех обстоятельств…

А судьба соседних домов и вовсе будто бы не заботит никого. Разрушает их не варвар-застройщик, а время и бездействие властей.

Состояние дома №24 получше, хотя трещины на стене со стороны двора и балконы внушают опасение.

Под предлогом аварийного состояния чиновники расселили почти всех жильцов, но несколько семей все еще держат оборону. Александр и Галина Корженевские уверены: дом нуждается лишь в ремонте, которого почему-то не было уже 50 лет. Люди не понимают, почему провести реставрацию здания нельзя без отселения жильцов и лишения их частной собственности.

Когда-то здесь находился памятник архитектуры — дом №24а. Выстояв войну и весь XX век, пережить «реставрацию» он был не в силах.

Свой окончательный облик приняла псевдоисторическая застройка на углу улиц Немиги и Городского Вала.

В архитектуре читаются восточные мотивы.

Раковское предместье и Хлебозавод №1, так и не дождавшийся сноса. В последние годы предприятие несколько раз безуспешно выставляли на аукцион.

За «МакДональдсом» на Немиге работает кран. Идет «реанимация» законсервированного много лет назад здания, строившегося для Центрального агентства воздушных сообщений. Здесь будет отделение «Белагропромбанка».

Раковская, 16б — еще один новодел, о который сломано немало копий. Сначала объект преподносился как «пристройка», затем вымахал до 6 этажей. Размещаться здесь будет дипломатическая миссия Евросоюза.

— Уникальная ситуация, Евросоюз учит нас соблюдению прав, а сам заселяется в незаконно возведенное строение, — говорит Астапович. — Комплексные научные исследования не проводились, нарушены регламенты детального плана. Согласно ПДП здание должно быть не выше 4 этажей. В этом году после направления жалоб в Генеральную прокуратуру разрешение на строительно-монтажные работы было отозвано. Несмотря на это, здание уже возведено.

На улице Замковой «Мiнская спадчына» готовит к открытию еще одну гостиницу. Лет 12 назад здесь снесли два старинных здания (№25 и №27а). Судя по фасаду, воссозданная застройка имеет мало общего с архитектурой XIX века.

Обращает на себя внимание декоративная решетка, маскирующая трансформаторную подстанцию.

Поблизости две знаковые стройки — офисная высотка Royal Plaza без собственного паркинга и комплекс «Galleria Минск» с гостиницей.

— Если пройти по историческому центру Минска с фотоаппаратом, то уже невозможно выбрать такой ракурс, чтобы в кадр не влезла архитектурная интервенция. Исторический центр, можно сказать, на данный момент перестал существовать. Не сохранились целостная планировочная структура, ландшафт, культурный пласт. Остались лишь фрагменты, — резюмирует Антон Астапович. — Почему так произошло? Приходится в очередной раз констатировать: законодательство об охране историко-культурного наследия игнорируется и прогибается под нужды инвесторов.

В 2002 году в Минске появилась мина замедленного действия — паркинг на Немиге, который начали строить в нарушение всех регламентов. Этот объект выполнил функцию ледокола, взломавшего всю ситуацию в историческом центре. Согласовав незаконное строительство, Минкульт и Научно-методический совет создали прецедент, загнав себя в угол, из которого до сих пор не могут выбраться. Лишь в прошлом году министерство официально признало ряд строений в центре города диссонирующими.

Имитирующие старину новостройки в историческом центре не представляют архитектурной ценности. В будущем они вполне могут быть снесены по заказу влиятельного инвестора, желающего реализовать на том же месте еще более безумный проект. Вопросы нормальной регенерации этих территорий могут быть рассмотрены лишь тогда, когда ситуация в сфере охраны наследия войдет в законное русло.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by