Ракеты, лотосы, драконы и слезы: топ-25 самых необычных храмов последних 50 лет

 
06 декабря 2013 в 12:48
Автор: darriuss. Фото: archdaily.com, panoramio.com, wikipedia.org, flickr.com, archi.ru
Автор: darriuss. Фото: archdaily.com, panoramio.com, wikipedia.org, flickr.com, archi.ru
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Каким может (и должен) быть современный храм? На постсоветском пространстве к этому вопросу в большинстве случаев подходят консервативно, вовсю эксплуатируя с тем или иным успехом модные столетия назад исторические стили. Между тем послевоенная архитектура дала зарубежным городам и капиталистическому миру немало примеров авангардных культовых сооружений, разрушающих такое привычное нам шаблонное представление о внешнем виде церквей, костелов и мечетей. Onliner.by отобрал для своих читателей 25 фантастических храмов, построенных на планете за последние полвека, и пожалел, что ни один из них невозможно представить на территории Беларуси.

25. Церковь св. Павла, Фолиньо, Италия.

Торжество минимализма продемонстрировал в 2009 году в городе Фолиньо известнейший итальянский архитектор Максимилиано Фуксас. Получив заказ на строительство новой католической церкви взамен разрушенного еще в 1997-м землетрясением храма, он предложил решение, которое несомненно шокировало бы значительную часть белорусов в случае его реализации у нас. Основной объем здания представляет собой огромный куб, выполненный из монолитного железобетона, с практически глухим главным фасадом и сеткой асимметричных окон, разбивающих фасады боковые.

Столь же лаконичен и интерьер церкви, зато значительную роль в нем приобретает естественное освещение через специальные фонари в потолке сооружения. Проникая внутрь, солнечные лучи создают на внутренних поверхностях стен световые рисунки, постоянно меняющиеся в течение дня. Чистое, даже абсолютизированное геометрическое решение, избавленное от каких-либо внешних украшений, по мнению архитектора, лучшим образом символизирует возрождение города после природного катаклизма.

24. Ват Сампхан, или Храм Дракона, Накхон-Патом, Таиланд.

Восточный азиатский китч и эффектная приманка для туристов в одном сооружении. Семнадцатиэтажный цилиндр цвета фуксии обвит гигантским муляжом дракона, выглядящим рекламой фильма «Пустошь Смауга».

23. Собор Непорочного Зачатия, Манагуа, Никарагуа.

Вариация на тему индейских пирамид Латинской Америки. В 1972 году разрушительное землетрясение почти стерло с лица земли никарагуанскую столицу Манагуа. Пострадал и кафедральный собор города, который хотя и не рухнул, но был поврежден настолько, что дальнейшую его эксплуатацию признали невозможной. Спустя 21 год, в 1993-м, местные католики получили новую главную церковь страны, спроектированную мексиканцем Рикардо Легорретой.

Здание-зиккурат вызвало негодование многих верующих Манагуа. Его архитектура одним напоминала мечеть, а другие немедленно разглядели в 63 небольших куполах-фонарях, украшающих крышу собора, определенные части женского тела, не слишком уместные, по их мнению, в экстерьере христианского храма.

22. Собор Воскресения Христова, Эври, Франция.

Единственный новый кафедральный собор во всей Франции был построен в 1992—95 гг. в Эври, новом городе в южных предместьях Парижа. Скошенный цилиндр высотой 39 метров из красного тулузского кирпича, в который врезаются прямоугольные объемы пристроек, отсутствие ярко выраженного главного фасада и… 24 тополя на крыше — так, по мнению автора, известного швейцарского архитектора Марио Ботты, выглядело современное прочтение проблемы возвращения к истокам христианства.

Пронизанное естественным светом внутреннее пространство церкви, красный кирпич стен, контраст черного гранитного пола со светлым алтарем из каррарского мрамора, дубовые скамейки — подчеркнутая естественность природных материалов, сложившихся в актуальную архитектуру.

21. Собор Христа Вседержителя, Ливерпуль, Великобритания.

Круглое в плане здание диаметром 59 метров, облицованное портлендским известняком, возведено в 1967 году по проекту сэра Фредерика Гибберда. Это параллельное развитие темы аналогичного сооружения в Рио-де-Жанейро (ниже). Усеченный в плане конус, на вершину которого водружена башня с короной из пинаклей. По периметру собор окружают 13 часовен в форме цилиндров и параллелепипедов, над главным входом устроена клиновидная колокольня.

Алтарь расположен в центре главного круглого зала. Вокруг него способны разместиться до 2000 человек.

20. Национальная мечеть имени короля Фейсала, Исламабад, Пакистан.

Ислам, как и православие, достаточно консервативен в архитектурном отношении. Тем не менее и мечети тоже бывают оригинальными. В 1966 году во время своего официального визита в Пакистан король Саудовской Аравии Фейсал ибн Абдель Азиз ас-Сауд поддержал идею строительства в Исламабаде Национальной мечети Пакистана и даже вызвался профинансировать проект. В 1969 году был проведен международный конкурс, в котором среди 43 предложений лучшим был признан вариант турецкого архитектора Ведата Далокая. Строительные работы начались в 1976 году и продолжались целое десятилетие, на них было истрачено 120 миллионов саудовских нефтедолларов.

В итоге был построен огромный комплекс, способный вместить до 300 тысяч верующих (из них 100 тысяч в главном зале). Каждый из четырех минаретов имеет 80 метров в высоту с габаритами 10×10 метров. Смелость заказчика и архитектора позволили создать абсолютно непохожее на своих собратьев здание, способное удивлять и спустя почти 30 лет после окончания строительства.

19. Собор Христа-Света, Окленд, США.

Первый кафедральный собор нового тысячелетия в США, построенный в 2000—2005 годах в калифорнийском Окленде. Необычный титул церкви (Христа-Света, Christ the Light) напрямую связан с дизайном здания. Архитектор Крейг Хартман из компании Skidmore, Owings and Merrill предложил возвести развернутую к небу стеклянную арку с деревянным каркасом в основе, главным действующим лицом в которой был бы солнечный свет, олицетворяющий в данном случае божественное начало.

Общее впечатление от храма Света усиливает активное применение светлых пород дерева в его интерьере. Внутренние стены собора представляют собой горизонтальные жалюзи, с помощью которых можно регулировать интенсивность освещения главного зала.

18. Собор Пресвятой Девы Марии, Токио, Япония.

Одна из лучших работ выдающегося японского модерниста Кэндзо Тангэ, пытавшегося соединить европейскую культовую архитектуру с местной национальной традицией. Восемь гиперболических параболоидов взмывают вверх из точки пересечения, образуя собой крест. Здание, возведенное в 1964 году, облицовано нержавеющей сталью и до сих пор выглядит в окружающем градостроительном контексте инопланетным пришельцем.

В определенном смысле токийский собор Танге представляет собой полную противоположность калифорнийскому собору в Окленде. Последний прозрачен, с наполненными светом теплыми интерьерами, овальной обтекаемой формы. Токийская же церковь, напротив, множеством острых углов интерпретирует европейскую готику, нарочито отражает свет, интерьеры же ее монохромны, сумрачны. Потемневший железобетон стен создает интимную атмосферу почти пещерной уединенности, единственным ярким пятном в которой служит витраж над главным алтарем.

17. Собор Пресвятой Девы Марии Славы, Маринга, Бразилия.

Странных, футуристических церквей, в том числе и крупных кафедральных, в 1950—70-е годы в Бразилии строили много. Собор Пресвятой Девы Марии Славы в городе Маринга стал своеобразной рефлексией его автора — Жозе Аугусту Белуччи, над темой освоения космоса, в частности первыми советскими спутниками. Огромный конус высотой 124 метра (самый высокий католический собор Латинской Америки!), окруженный треугольными в сечении часовнями, действительно слегка напоминает стартующую в небо ракету.

Строительство здания, вмещающего 3500 прихожан, началось еще в 1959 году и продолжалось 13 лет. Между внешней и внутренней оболочкой конуса устроена специальная лестница, ведущая на обзорную площадку на 14-м этаже здания с панорамными видами на окрестности Маринги.

16. Церковь святой Моники, Мадрид, Испания.

Небольшая приходская церковь в пригороде Мадрида была построена в 2008 году по проекту местного бюро Vicens & Ramos. Вытянутый участок обусловил форму здания, причем архитекторы парадоксально сделали главным, выходящим на улицу, — задний, алтарный фасад. Его необычный вид архитекторы назвали «застывшим взрывом». Скульптурные протуберанцы, выполняющие и функцию окон, по мнению авторов, символизируют руку, протянутую к небу.

Церковь облицована листами эффектной кортеновской стали. Их красно-коричневый цвет — не что иное, как обычная ржавчина. Интерьеры в свою очередь решены контрастом белой штукатурки стен и потолка и темного дерева скамеек и мраморного пояса по периметру комнат.

15. Церковь св. Иосифа Обручника, Чикаго, США.

В 1977 году в Чикаго была освящена поразительная грекокатолическая церковь, построенная для украинской общины города по проекту Зенона Мазуркевича. Бетонный объем главного зала по периметру окружен 12 башнями, в которые вписаны цилиндры с зеркальной облицовкой. Каждая из них увенчана куполом и символизирует одного из апостолов. Центральный, 13-й купол — Христа.

14. Собор святого Себастьяна, Рио-де-Жанейро, Бразилия.

В 1964—79 гг. в солнечном бразильском Рио был построен новый кафедральный собор для местного католического архидиоцеза. Архитектор Эдгар Фонсека спроектировал здание в виде гигантского усеченного конуса высотой 75 метров с наружным диаметром в 106 метров. По мнению специалистов, автор явно вдохновлялся пирамидами индейцев Северной и Южной Америки.

Поразительное в своей внешней брутальности здание изнутри во всю свою высоту украшено живописными декоративными витражами и способно вместить до 20 тысяч человек.

13. Благовещенский православный собор, Милуоки, США.

Православная церковь из всех религиозных деноминаций мира, пожалуй, консервативнее всего относится к архитектуре собственных культовых сооружений. Для русской традиции практически непременным атрибутом храмов являются купола-луковицы (желательно золотые), кокошники, закомары и прочие элементы, освященные памятью предков. Тем удивительнее при этом те редкие эксперименты, на которые идут православные за пределами канонической территории РПЦ. В 1962 году в пригороде американского Милуоки для греческой православной общины была построена удивительная церковь, напоминающая приземлившуюся посреди луга летающую тарелку.

Спроектировал футуристический храм выдающийся архитектор Фрэнк Ллойд Райт, причем завершалась работа над ним уже после смерти автора. Использовав с первого взгляда совершенно нетипичную для православной архитектуры форму, Райт тем не менее руководствовался как раз общепризнанными ее канонами. Если присмотреться внимательнее, церковь представляет собой круг, вписанный в равноконечный крест (последний образуют бетонные опоры для диска основного объема). Купол напоминает гипертрофированную отсылку к византийской архитектуре, его голубой цвет символизирует Богоматерь, а контраст голубого с белоснежной штукатуркой стен должен был вызывать в членах греческой общины далекого Висконсина ностальгические воспоминания о родине.

12. Центральная мечеть, Кёльн, Германия.

Скандально известная в Германии кёльнская мечеть была спроектирована Паулем Бёмом, сыном выдающегося архитектора и лауреата Притцкеровской премии Готфрида Бёма. Здание, строительство которого финансируется турецким правительством, должно стать крупнейшей мечетью Германии, что вызывает некоторое раздражение в среде коренного пока еще большинства страны. Тем не менее это прекрасный образец культовой архитектуры XXI века, современной по форме, национальной по содержанию.

11. Часовня кадетов, Колорадо-Спрингс, шт. Колорадо, США.

В 1962 году в комплексе Академии ВВС США около города Колорадо-Спрингс было построено здание, сначала вызвавшее протест прогрессивной общественности, а сейчас уже ставшее иконой модернистской архитектуры и самостоятельным туристическим объектом, на который ежегодно приезжают посмотреть до полумиллиона человек. Архитектор Уолтер Нетш из знаменитой чикагской фирмы Skidmore, Owings and Merrill придумал для кадетской часовни образ устремленного в небо футуристического летательного аппарата, повторяющийся в стали и алюминии 17 раз и составивший один из самых узнаваемых силуэтов американской послевоенной архитектуры.

Нетш использовал в качестве каркаса 100 одинаковых стальных тетраэдров, каждый длиной 23 м и весом 5 т, облицованных треугольными алюминиевыми панелями, а внизу застекленных. Между тетраэдрами оставлено расстояние примерно в 30 см, в свою очередь заполненное цветным стеклом.

Здание трехэтажное и, по сути, представляет собой не одну часовню, а комплекс из нескольких. Главный зал — протестантский на 900 мест. Под ним в цоколе расположены католическая и иудейская часовня, а также одна общерелигиозная комната (лишенная атрибутов какой-то конкретной религии и предназначенная для использования остальными деноминациями).

10. Санктуарий Пресвятой Девы Марии в слезах, Сиракуза, Италия.

На протяжении 28 лет, в 1966—1994 годах в сицилийском городе Сиракуза возводилась необычная церковь, ставшая местом поклонения «заплакавшей» в 1953-м иконе Пресвятой Девы Марии. Французские архитекторы Мишель Арно и Пьер Пара задумали здание в форме огромной слезы, но получившийся результат скорее напоминает 74-метровой высоты бетонный волан для бадминтона.

Интерьер традиционно для архитектуры XX века минималистичен, но поразительный эффект производит внутренняя поверхность центрального конуса, перфорированная десятками узких вертикальных окон. По задумке авторов этот прием должен был символизировать солнце с расходящимися вниз, на паству, лучами.

9. Церковь Мартина Лютера, Хайнбург, Австрия.

Небольшая протестантская церковь была построена совсем недавно, в 2011 году, по проекту бюро Сoop Himmelb(L)Au. Прямоугольный объем здания накрыт сложной криволинейной металлической конструкцией, напоминающей ракушку. К основному зданию пристроен корпус с сакристией, кабинетом священника, подсобными помещениями. Завершает ансамбль колокольня — 20-метровая стальная конструкция, сама по себе выглядящая образцом современного искусства.

Внутри церкви находятся святилище и зал для собраний общины, которые можно соединить в одно пространство с помощью раздвижных дверей. Интерьер храма залит солнечным светом благодаря обширным плоскостям остекления на фасадах и окнам в перекрытиях.

8. Хатльгримскиркья, Рейкьявик, Исландия.

Еще один протестантский лютеранский храм — 73-метровой высоты церковь Хатльгримскиркья, которую неспешные исландцы строили 41 год, с 1945 по 1986 гг. Ныне одна из главных достопримечательностей столицы страны, здание, автором которого стал Гудйоун Самуэльсон, похоже на базальтовую колонну, образующуюся при застывании вулканической лавы.

Внутри церковь-скала выглядит современной интерпретацией европейской средневековой готики, лишенной тем не менее любых украшений.

7. Собор северного сияния, Алта, Норвегия.

Небольшой норвежский городок Алта за Полярным кругом ежегодно посещают тысячи туристов. Все дело в том, что его окрестности славятся практически идеальными условиями для наблюдения aurora borealis, северного сияния. Муниципальные власти, желая разнообразить впечатления приезжих, заказали датской архитектурной мастерской Schmidt Hammer Lassen проект нового архитектурного символа их города. В 2013 году таковой был сдан в эксплуатацию и оказался закрученной в спираль церковью, названной в честь главной природной достопримечательности этих мест.

Здание 47-метровой высоты неспроста облицовано титановыми панелями. Благодаря им храм способен менять свой цвет в зависимости от падающего на них света.

6. Базилика Пресвятой Девы Марии Благоволящей, Игуэй, Доминиканская Республика.

Большая церковь в честь покровительницы страны, спроектированная французами Пьером Дюпре и Андре-Жаком Дюнойе де Сегонзаком, начала возводиться еще в 1954 году, процесс строительства растянулся на долгих 17 лет. Только в 1971-м здание, самым заметным архитектурным элементом которого стал набор параболических арок разной высоты, было освящено.

Абстрактная композиция комплекса, основанная на сочетании разнообразных геометрических объемов, — яркий пример брутализма в архитектуре. Монолитный железобетон, из которого храм выполнен, демонстративно оставлен без штукатурки или облицовки, однако внешняя жестокость экстерьера несколько сглажена плавными линиями многочисленных арок, самая крупная из которых имеет 80 метров в высоту.

5. Прозрачная церковь, Борглон, Бельгия.

В сущности, это не церковь в строгом понимании этого слова. Небольшой арт-объект, способный выступать в качестве часовни и повторяющий силуэт старой церквушки небольшого бельгийского городка в провинции Лимбург, появился в 2011 году. Молодые архитекторы из бюро Gijs Van Vaerenbergh придумали проект под девизом «Читать между строк».

100 слоев листов кортеновской стали, сложенные друг на друга, образуют объем, который в зависимости от угла зрения или кажется полноценным зданием, или практически растворяется в окружающей среде.

4. Буддистский храм, Тайчанг, Китай.

Лента Мёбиуса — популярный у архитекторов художественный образ, позволяющий создавать эффектные и при этом ультрасовременные здания. Специалисты компании Miliy Design применили его для культового объекта, разработав для китайского города Тайчанг проект буддистского храма, формой символизирующего бесконечность человеческих реинкарнаций.

3. Хрустальный собор, Гарден Гроув, Калифорния, США.

Здание на 2700 верующих было спроектировано выдающимся американским архитектором, лауреатом Притцкеровской премии Филиппом Джонсоном для протестантской реформатской общины города. Революционный для 1981 года храм полностью выполнен из стекла — 10 000 зеркальных стеклянных панелей установлены на каркас из легких металлоконструкций.

Интерьер ошеломляет. Внутренняя поверхность зеркального стекла прозрачна и оттого создается впечатление, что главный молитвенный зал отделен от городской застройки лишь сеткой каркаса. После банкротства построившей церковь протестантской общины в 2012 году комплекс выкупила местная католическая епархия, и теперь здание выполняет функции ее кафедрального собора.

2. Храм Лотоса, Дели, Индия.

Храм Лотоса, или Дом поклонения бахаи, храм одной из самых молодых земных религий, действительно очень сильно напоминает цветок лотоса, хотя совершенно очевидно, что вдохновлялся иранец Фариборз Сахба, архитектор этой ныне одной из самых посещаемых туристами достопримечательностей индийской столицы, сиднейской Оперой Йорна Утзона.

Здание, построенное в 1978—86 гг., представляет собой набор 27 гиперболоидных парусов-оболочек, образующих «лепестки» лотоса и облицованных белым греческим мрамором.

1. Собор Пресвятой Девы Марии Апаресидской, Бразилиа, Бразилия.

Главный шедевр Оскара Нимейера, коммуниста и по иронии судьбы атеиста, самое узнаваемое здание бразильской столицы — еще один яркий пример использования гиперболоидных конструкций. 16 изогнутых колонн, весом в 90 тонн каждая, образуют каркас собора и объединены стеклянными вставками из цветных витражей. Отдельным наблюдателям здание напоминает терновый венец Христа.

Вход в собор организован через подземный тоннель, под землю же заглублен и главный его зал — по сути основной, видимый с улицы объем комплекса служит залу эффектным куполом. Живописные витражи Марианны Перетти создают над верующими одну огромную картину, фоном для которой служит небо.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by