В администрации Московского района выставлен на общественное обсуждение проект детального планирования территории в границах проспекта Жукова — железной дороги Минск — Брест — переулка С. Ковалевской — улицы Попова — производственной зоны.
Эту часть города можно поделить на несколько секторов: промышленный, усадебный, многоквартирной застройки. После войны здесь селились семьи железнодорожников, до сих пор сохранилось много ведомственного жилья. Частные усадьбы в основном построены в 1950-е годы.
Район с одной стороны соседствует со 2-м городским автомобильным кольцом (проспект Жукова), но транспортная сеть на этой территории далека от оптимальной. С другой — примыкает к промзоне и железной дороге, у которых есть свои санитарные зоны. Здесь расположены комбинат силикатных изделий, производство холдинга «Горизонт», неподалеку — сортировочная станция.
Попытка разработать проект детального планирования (ПДП) была предпринята в 2008 году. Тогда с учетом Генплана развития города предполагалось, что вся частная застройка здесь пойдет под снос, а на ее месте возведут многоквартирные дома. Однако при согласовании документации возникло много проблем. Сначала во время общественного обсуждения против сноса высказались жители. Потом возникли вопросы и у санитарной службы — район-то специфический. В результате проект вернули на корректировку, и сейчас в нем появились новые решения.
Нажмите на фотографию для увеличения.
Производство «Минскдрев», ОАО «Трест №15 „Спецстрой“», расположенные возле проспекта Жукова, подлежат выносу. Вместо них на этой территории разместятся объекты малого бизнеса.
— Учитывая, что территория отчасти изолирована линией железной дороги и промзоной, а также имеет экологическую нагрузку, мы решили не добавлять сюда дополнительные функции и не расширять уже существующие, — рассказывает главный архитектор проектов УП «Минскградо» Зоя Забаровская. — Усадебная застройка менее емкая, она не требует новых социальных объектов. Поэтому мы предлагаем максимально сохранить частный сектор. Исключение составляют лишь дома, попадающие в зону перспективной городской магистрали. Для нее резервируется территория шириной примерно 50 метров вдоль улицы Машинистов. Но снос домов здесь произойдет нескоро, вероятнее всего после 2030 года. Мы предлагаем для людей, проживающих в зоне перспективного сноса, прописать разрешительные мероприятия, чтобы они могли модернизировать свои дома и даже делать пристройки без увеличения жилой площади. Такое решение должны принимать городские власти. Всего на этой территории 221 усадьба, под снос планируются 60 домов, расположенных в основном на улице Машинистов и в Путейском переулке.
Полтора десятка двухэтажек в районе улицы Железнодорожной хорошо бы снести, а вместо них возвести многоквартирные дома. Но реализация такого решения требует инвестора.
Изменения могут коснуться и участка, примыкающего к улице Железнодорожной. Сейчас там размещены двухэтажные дома, склады, базы, гаражное хозяйство, АЗС. Малоэтажки планируют снести, сменить прописку должны и здешние организации. На их месте предлагается построить многоэтажное жилье. Могут появиться и административные объекты. Однако, как правило, для таких преобразований нужны инвесторы.
В более отдаленной перспективе намечены и другие преобразования.
— На улице Малой есть стадион. Он практически не используется. На этом месте можно построить детский сад, ФОК, сделать спортплощадки, — рассказывает Зоя Забаровская. — Общеобразовательного учебного заведения поблизости нет, зато есть хореографическая школа. Целесообразно подыскать для нее другое здание, а это перепрофилировать под общеобразовательную.
Общественное обсуждение продлится до 13 декабря. С проектными материалами можно ознакомиться в фойе администрации Московского района.