Суд над директором «Облика» продолжается, защита просит значительно снизить сумму нанесенного ущерба

 
7731
02 ноября 2013 в 14:03
Источник: www.zarya.by
Источник: www.zarya.by

В Брестском областном суде продолжается судебный процесс по обвинению бывшего генерального директора печально известного ООО «Облик» Николая Климука. Задолго до заседания было ясно: процесс будет долгим, поскольку материалы дела насчитывают 113 томов и около 30 томов различных бухгалтерских документов, при этом суду придется опросить 435 потерпевших, рассказывает zarya.by.

Пока что опрошено более 80 человек, однако на суд являются далеко не все пострадавшие от деятельности гендиректора некогда крупной строительной компании, причем причину неявки многие не указывают. В большинстве своем это дольщики «обликовских» недостроев: «башен» по улице Октябрьской революции и многоквартирного дома на перекрестке Пушкинская — бульвар Космонавтов. Впрочем, из их показаний уже сейчас ясно: претензии к Климуку у пайщиков изменились, так что в конечном итоге сумма ущерба, причиненного «Обликом», может уменьшиться в разы.

Каждый день один из залов Брестского областного суда наполняется примерно на треть. Заседание проходит в течение всего дня, начиная с 10 утра. На некоторые вопросы потерпевшие уже затрудняются ответить, поскольку между следствием, где они были опрошены в первый раз, и процессом прошло довольно много времени. Так что сначала судья задает вопросы потерпевшему, после чего сверяется с материалами дела.

У каждого своя история отношений с «Обликом», но суть проблемы примерно одинакова. К примеру, брестчанка Ирина Данько подписала договор на строительство квартиры. Деньги вносила в кассу «Облика» согласно договору — чуть больше 140 млн. Дом должны были построить к 31 декабря 2008 года. Когда сроки прошли, фирма предлагала ей различные дополнительные соглашения на изменения сроков, которые она уже не подписывала. В итоге — ни квартиры, ни денег. Впоследствии, когда за дела «Облика» взялись другие стройфирмы, она, вступив в кооператив, вынуждена была доплатить около 35 млн рублей, чтобы все-таки получить квартиру.

Схожая история и у Татьяны Коротковой, которая внесла 143 млн, а потом пришлось доплатить еще 39. И именно на этих переплатах акцентировала внимание сторона защиты. Дело в том, что изначально сумма ущерба, который нанес «Облик» дольщикам, составляла 60 млрд рублей. Эта цифра была выведена следствием на основе первичных показаний потерпевших. То есть в тот момент, когда люди еще не получили квартиры. Теперь же, в зале суда, адвокат еще раз задавала вопрос: из чего вы исходите, определяя ущерб?

В итоге пострадавшие, уже полувшие жилье, которое начал строить «Облик», называли не всю сумму стоимости квартиры, а переплату. Таким образом, особо крупный размер ущерба может стать просто крупным, что, возможно, вызовет смягчение ответственности. По крайней мере, сам Николай Климук дает пояснения частично, его пока не допрашивали. Что интересно, по словам прокурора областной прокуратуры Геннадия Бурого, органы следствия до конца не выявили, куда именно ушли те деньги, которые теперь дольщики вынуждены переплачивать.

Словом, если судьба Николая Климука пока еще неизвестна, то в ситуации с самой фирмой «Облик» и пострадавшими от нее уже есть некоторые просветы. По словам заместителя председателя хозяйственного суда Брестской области Нины Деркач, занимающейся делом о банкротстве «Облика», кредиторов у фирмы более 200 на общую сумму 59 млрд. Это не только дольщики, но и предприятия, налоговая инспекция, банки...

По первым четырем очередям ущерб будет возмещен без вопросов: это люди, здоровью которых фирма нанесла вред, работники, частично или полностью не получавшие зарплату (здесь часть уже погашена — прим. автора), налоги в бюджет и задолженность банкам. Что касается дольщиков, хозяйственный суд надеется, что есть возможность удовлетворить их хотя бы на 50%, если не больше.

Выплачивать деньги потерпевшим предполагается из средств, полученных от продажи имущества «Облика»: производственной базы, нежилых помещений и т. д. Одна только производственная база, где есть техника, которой нет у многих других строительных компаний, оценена в 5 миллиардов, а всего сумма остатка «обликовского» имущества составляла на начальной стадии банкротства порядка 14 млрд рублей.

Сейчас суд уточняет требования к фирме, ведь, как уже было сказано выше, многие потерпевшие все-таки получают квартиры, так что сумма ущерба в конечном итоге может оказаться меньше. Таким образом, реестр еще будет пересматриваться. Со слов Нины Деркач, есть дольщики, которые, уплатив, к примеру, 300 миллионов за квартиру (исходя из докризисного курса), предъявляют «Облику» 600 миллионов, поскольку теперь аналогичное жилье стоит в несколько раз дороже. Так что если реестр будет немного почищен, то уверенность хозяйственного суда вполне обоснована.

Правда, есть в этом всем один нюанс: осенняя девальвация 2011 года. Ущерб, нанесенный дольщикам, считается не в американских долларах, а в наших рублях. Тех, которые люди вносили в строительство. Многие из них, очевидно, меняли накопленную валюту. Так что квартира, которая стоила 140 млн рублей, сейчас оценивается в разы выше (если, опять-таки, переводить в доллары). Исходя из этого некоторые дольщики действительно требования к «Облику», мягко говоря, завышают. Однако другим рост курса доллара сыграл не на руку, а если в ближайшее время «зеленый» продолжит восхождение, то те миллионы, которые они предъявляли, когда процесс банкротства фирмы только начался, при тех же «нулях» будут иметь уже совсем другой «вес».