Пенсионерка Тамара Константиновна дважды в день преодолевает 90 ступенек вверх. Подъем на шестой этаж без лифта выматывает силы 67-летней женщины. Она делает две передышки. Сначала на третьем этаже, потом между пятым и шестым. «Сумки тащишь — искры из глаз, суставы ломит, голова гудит. Сколько это издевательство терпеть?» — Тамара Константиновна живет в доме №1 на улице Янковского, где лифты не работали ни одного дня. Жильцы минской десятиэтажки, среди которых старики, больные люди и родители с маленькими детьми, вынуждены подниматься домой пешком. Так продолжается больше года.
Двухподъездный дом №1 на улице Янковского — бывший долгострой. По документам его сдали в эксплуатацию 30 сентября 2011 года, но первые жильцы начали заселяться лишь в конце августа — начале сентября 2012-го. Лифты тогда не работали, чему поначалу люди не придавали значения: для новостройки, мол, обычное дело. Как выяснилось позже, застройщик ОАО «Трест Белстромремонт» не проложил кабель между лифтами и диспетчерской службой, а без этой связи лифты не принимают на обслуживание. Когда же жильцы потребовали устранить недоделку, застройщик заявил: работы по диспетчеризации не были включены в стоимость квадратного метра и теперь за них придется доплатить.
В курс дела нас вводит председатель товарищества собственников Александр Цуцалевич. В должности он около года. За это время обращался в Мингорисполком, Минстройархитектуры, Госконтроль и прокуратуру, но проблему жильцов дома с мертвой точки так и не сдвинул.
— Вот схема диспетчеризации лифтов, согласованная 18 ноября 2010 года, — председатель ТС показывает нам документы. — Судя по ней, кабель собирались прокладывать, но почему-то этого не сделали. А вот акт приемки дома в эксплуатацию, под которым семь подписей членов комиссии. Как чиновники могли закрыть глаза на неработающие лифты? Странно, не правда ли? Я уже не говорю о других недоделках. Участок канализации до сих пор не передан на баланс Минскочиствода.
Александр Цуцалевич убежден: застройщик не выполнил свои обязательства перед дольщиками. В договорах долевого строительства и допсоглашениях не было никаких оговорок, касающихся отдельной доплаты за диспетчеризацию лифтов после сдачи дома в эксплуатацию. В устной форме дольщиков также никто не предупреждал. О проблеме они узнали лишь по факту.
«Трест Белстромремонт» озвучил цену вопроса: 95 миллионов рублей. Люди категорически отказались доплачивать. Обращения в Минстройархитектуры и другие ведомства оказались бесполезны. Должностные лица «сбрасывали» жалобы в администрацию Фрунзенского района. Как выяснилось позже, проект можно удешевить до 30 миллионов, если связать лифты с диспетчерской службой при помощи GSM-канала. Застройщик обязался взять на себя половину расходов, таким образом, жильцам необходимо собрать 15 млн рублей. Это примерно 234 000 рублей с каждой квартиры ($25).
— Некоторые все равно не хотят платить, — говорит председатель ТС. — Жилец с четвертого этажа кулаком в грудь стучит: вот, мол, мой договор, вот мое допсоглашение — я все оплатил и ни копейки больше не дам. «Как же ты в глаза соседям смотреть будешь?» — спрашиваю его. Было бы из-за чего нервы рвать: 230 тысяч — раз в магазин сходить.
На последнем общем собрании жильцы приняли решение перевести деньги на счет ЖРЭО (чтобы в обязательном порядке оплату всем начислили через «жировки»), а затем — на расчетный счет ООО «Лифткомплекс», которое выполнит работы по диспетчеризации. Однако от этой идеи, скорее всего, придется отказаться.
— В Мингорисполкоме мне объяснили: образец «жировки» разработан Минжилкомхозом и другие услуги в нее включать нельзя, — говорит Цуцалевич. — А на расчетный счет товарищества попробуй заставь скинуться. Кто-то платить наотрез отказывается, а кого-то из собственников и вовсе не найти. Процентов 60 квартир еще не заселены, там идет ремонт. Если бы везде жили люди — собрал бы инициативную группу из трех-четырех человек и ходил бы по квартирам — чтобы под роспись при свидетелях деньги отдавали.
— Готова хоть миллион с пенсии отдать, лишь бы лифты пустили, — присоединяется к нашему разговору пенсионерка Тамара Константиновна. — Неужели таких как мы 15 семей на весь дом не наберется. Нет же сил больше.
Анатолий Варивончик живет на самом последнем 10 этаже. Себя и своих соседей он считает заложниками ситуации.
— Слава богу, здоровье позволяет туда-сюда ходить, я строитель — ноги привыкшие, — говорит он. — А вот стариков жалко. Самые несчастные — верхние этажи. Те, кто живет до шестого — им лифт не нужен. А те, кто еще не вселился, ждут, наверное, пока проблема решится без их участия.
На пороге соседнего подъезда мы повстречали молодую маму с полуторагодовалой дочерью. Малышка только научилась ходить, но лестничный пролет для нее — пока непреодолимое препятствие. Живет семья на 9 этаже.
— Ничего не поделаешь, носим ребенка на руках, — говорит девушка. — Коляску, конечно, оставляем на первом этаже.
Дарья рассказывает нам о том, как отсутствие лифта отличает жизнь обитателей дома от жизни людей в других многоэтажках:
— Если затовариваешься на неделю продуктами, то все, само собой, за раз до квартиры не донесешь, руки отвалятся. Муж оставляет часть пакетов в машине и ходит несколько раз вверх-вниз. Сигареты стал закупать сразу на всю неделю, чтобы не бегать каждый день в магазин. Грузчики на нас прилично зарабатывают: когда перевозили мебель, заплатили им 150 долларов, притом что сами много всего перетаскали.
Девушка берет на руки ребенка и начинает подниматься по лестнице. «Одно в этой истории хорошо — на диете сидеть не надо», — улыбается она.
Разговорились мы и с Сергеем, еще одним жильцом дома. Действиями председателя товарищества он недоволен.
— Какие-то взносы непонятные в товарищество по полмиллиона рублей платили, а лифты как стояли, так и стоят, — пожимает плечами Сергей. — Отсюда и недоверие к председателю. Есть опасение, что очередной платеж на расчетный счет товарищества собственников уйдет в никуда. Потому и хотели провести оплату через «жировки». По 230 тысяч надо скинуться? Да ради бога, лишь бы по целевому назначению деньги пошли.
В ОАО «Трест Белстромремонт» нам не смогли четко объяснить, как в 2011 году дом был принят в эксплуатацию без работающих лифтов.
— Изначально проект разрабатывался на 6-этажный дом без лифта, затем этажность увеличили, по ходу строительства вносили изменения в проект, — рассказал представитель застройщика. — Ситуация, как говорится, не стоит и выеденного яйца. В свое время квартиры людям достались почти даром, а теперь жалеют 200 тысяч. На недавнем собрании мы договорились оплачивать работы 50 на 50. На деле же мы заплатим 23 миллиона рублей с учетом оборудования, а от жильцов надо всего лишь 15 миллионов. Денег как не было, так и нет.
У жильцов дома есть выбор: либо договариваться и всем вместе скидываться на лифты, либо пойти на принцип и подать исковое заявление в суд в отношении застройщика. Общество защиты прав потребителей готово предоставить свои услуги в суде. Значит, дело не безнадежное. Правда, тяжба может растянуться на неопределенный срок, а услуги адвоката едва ли будут стоить дешевле доплаты за лифты.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by