Бизнесмен Александрович: автовокзал «Московский» можно было сохранить, а офис «Газпрома» на его месте — не более чем амбиции

 
32 217
06 сентября 2013 в 14:44
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков

Жители Минска уже смирились с тем, что популярному среди горожан автовокзалу «Московский» вынесен приговор — он будет снесен, а на его месте построят грандиозное здание — офис «Газпрома». Этот проект еще до начала реализации вызвал широкий общественный резонанс. После страсти поутихли, но несколько недель назад возникли новые подробности: белорусский предприниматель заявил, что строительство офиса «Газпрома» не только помешает рядовым горожанам, но и ущемит интересы отечественного бизнеса.

Но главное — мало кто сейчас вспоминает, что существовал другой проект, который позволил бы сохранить автовокзал и предоставил бы дочерней компании «Газпрома» необходимые для полноценной работы площади. Проект был подготовлен белорусской компанией «Александров-Строй», утвержден Комитетом архитектуры, прошел общественное обсуждение, в общем — устраивал всех. Все изменилось в считаные дни.

Для начала напомним вам об этом проекте. «Рядом с автовокзалом „Московский“ мной был задуман многофункциональный комплекс общей площадью 50 тысяч квадратных метров, — рассказывает совладелец ОДО „Александров-Строй“ Игорь Александрович. — В комплексе было все: спортивный центр, апарт-отель, офисные помещения. Начало строительства планировалось на ноябрь 2011 года, был подписан инвестиционный договор с Мингорисполкомом. Стоимость проекта составляла $60 млн. Строительство должно было завершиться за 18 месяцев, то есть, по сути, сегодня все бы уже было готово». По словам Александровича, этот комплекс принес бы городу объективные выгоды: сохранил автовокзал, усовершенствовал транспортную развязку, создал дополнительный социальный блок, состоящий из кафе, ресторанов и спортивного центра — всего этого сейчас в данном районе очень не хватает.

О том, как воспринимали идею строительства многофункционального комплекса в дочерней компании «Газпрома» — «Белгазпромбанке» хорошо видно по статье, которая была опубликована 20 августа 2010 года в корпоративном издании «Банк.NOTE». «На стройплощадке, где будет возведен новый офис головного банка, началась работа», — сообщалось в публикации. А сама статья называлась «Дом нашей мечты».

Но 26 ноября 2011 года «Белтрансгаз» был куплен «Газпромом». 6 декабря 2011 года Алексей Миллер приехал осмотреть свои владения. Когда Алексей Борисович проявил интерес к строительству в Минске офиса «Газпрома», было предложено несколько площадок, например возле Белорусской детской железной дороги, в районе комплекса «Минск-Арена», на пересечении проспекта Независимости и МКАД — возле «Декорума». А еще руководителю «Газпрома» показали панораму, открывающуюся со смотровой площадки Национальной библиотеки.

«Скорее всего, именно во время посещения обзорной площадки Национальной библиотеки у главы „Газпрома“ появилось желание построить на месте автовокзала „Московский“ свой новый офис. Первоначально город был категорически против, автовокзал „Московский“ является одним из примеров удачной архитектуры, удостоенный государственной премии, его открывал президент, он обслуживает более 30 пассажиропотоков людей, которые приезжают на работу в Минск, — рассказывает Игорь Александрович. — Не стоит забывать, что огромные деньги были вложены в реконструкцию территории, прилегающей к вокзалу».

По словам белорусского бизнесмена, он был готов продать свой проект «Газпрому» под его нужды — площадей для российской компании хватило бы с лихвой. С экономической точки зрения это было бы выгодно всем. Проект стоил $60 млн. В соответствии с указом президента только за снос автовокзала и получение земли «Газпром» должен заплатить более $30 млн, и это не считая компенсации убытков другим землепользователям.

— Какие-то переговоры велись?

Понимаете, я бизнесмен средней руки, — отмечает Александрович. — «Газпром» — мощная в административно-финансовом плане организация. Я предпринимал попытки через дочерние структуры корпорации инициировать этот вопрос, но его даже не рассматривали.

Думаю, причина кроется в несколько иной плоскости: смысловая нагрузка нынешнего проекта заключается в том, что новое здание офиса «Газпрома», высотой более 200 метров, должно доминировать над этой частью города вообще и над Национальной библиотекой в частности. Судя по всему, реализации не помешает то, что по заключению архитекторов высотность строений в этом месте не должна превышать 60 метров.

Вопрос о том, будет возводиться офис «Газпрома» на территории автовокзала «Московский» или нет, решался на протяжении всего 2012 года. В это время вышло официальное предписание о приостановлении строительства проекта, задуманного компанией «Александров- Строй».

— Я нес гигантские потери, — признается Игорь Александрович. — Этот проект был для меня ключевым, я делал на него ставку с точки зрения финансовых потоков. Но мне эти потоки обрубили. 22 ноября 2011 года Алексей Борисович встретился с президентом и вопрос со строительством офиса «Газпрома» был окончательно решен. Смирившись с тем, что реализовать проект у меня не получится, я до последнего момента был уверен, что хотя бы проблем с компенсацией понесенных убытков не возникнет и то, что было вложено, с индексацией будет возвращено. Но события начали развиваться еще интереснее.

26 декабря 2012 года в горисполкоме в срочном порядке было собрано совещание, на котором присутствовали представители «Белтрансгаза», Мингорисполкома и были приглашены оценочные организации. Первоначально я настаивал на международной оценке своего проекта. Мне однозначно сказали: никакой международной оценки не будет, ее будут проводить белорусские организации, которые представит Мингорисполком, а именно — Белгипрозем, РНТЦ и Институт оценки недвижимости. Все организации подведомственны Госкомимуществу, они сертифицированы и имеют право на проведение таких работ. На этом же совещании я задал вопрос: «Вы уверены на 100%, что эти организации сделают свою работу качественно и их выводы не вызовут сомнений?». Мне ответили: «Да».

На проведение оценки было дано 2 недели. Александрович заключил необходимые договоры, оплатил услуги. Оценки были произведены, сумма составила 104 млрд бел. рублей. 4 апреля 2013 года увидел свет указ президента о строительстве многофункционального комплекса «Газпрома» на месте автовокзала «Московский». Практически сразу после этого в «Александров-Строй» приходит письмо из Белгипрозема: «Срочно представьте документы на производство оценки».

Я сразу понял, что ситуация оборачивается не в мою сторону, — признается Александрович. — Мы ведь уже делали оценку, зачем повторять? Мне отвечают: «Та оценка была неправильной, мы будем делать правильную». Представитель горисполкома обосновал необходимость проводить процедуру заново следующим образом: «Оценка была неправильной потому, что делалась не для тех целей, которые предусмотрены указом». А для каких целей она была сделана? Для того чтобы я просто знал, сколько стоят мои затраты? Это, мягко говоря, лукавство. Тут стоит понимать, что повторную оценку должны были проводить те же организации, используя те же, что и раньше, источники информации.

— Для чего, на ваш взгляд, стало необходимо проводить повторную оценку?

Я подозреваю, что городские власти решили подыграть «Газпрому» и каким-то образом сумму оценки минимизировать. Когда я увидел такое развитие ситуации, сразу отказался представлять документы повторно, более того, написал письмо председателю наблюдательного совета «Белтрансгаза» Александру Мешкову с предложением вопрос разрешить и урегулировать в досудебном порядке. Никакого ответа я не получил. На мой вопрос, почему моя организация не указана в списке на компенсацию, который вышел немного позже, мне ответили, что я не представил документацию. Получается, первую оценку они просто проигнорировали.

В то время я сказал одному из чиновников горисполкома: поступите по-хозяйски! Земля изымается в пользу нужд частной газодобывающей компании. Окажите содействие отечественному коммерсанту в получении достойной компенсации, но поставьте условие: все до последнего доллара из этой компенсации необходимо будет вложить в недострои, долгострои или освоение неиспользованных земель в городе.

Сейчас в результате всех этих событий в моей группе компаний сложилась достаточно сложная ситуация. Деньги мне необходимы для решения острых текущих нужд. Я был вынужден сократить сотрудников. Компания, бывшая недавно преуспевающей, находится в предбанкротном состоянии. Уволено более 100 человек. Я просто обескровлен...

До сих пор никто не видел, что за офис будет построен «Газпромом». Разработкой эскизных проектов занимаются именитые международные архитектурные организации. «Что получится, я могу предположить и кое-какие наметки уже видел, — признается Игорь Александрович. — У „Газпрома“ есть желание построить нечто похожее на нереализованный проект Охта-центра в Санкт-Петербурге».

Александрович подводит итоги нашей беседы: «Мой земельный участок был аннулирован решением горисполкома. В списках организаций, претендующих на компенсацию, меня нет. Помните замечательное произведение Бориса Васильева „В списках не значится“? Так это как раз про нас. Я работал здесь 20 лет, платил налоги, создал успешный бизнес, а меня взяли и вычеркнули.

В дальнейшем, если не удастся решить возникшие разногласия „полюбовно“, я буду вынужден подать исковое заявление в суд. Не исключаю возможности подключения международного суда».

Чем этот процесс может закончиться? «Мы ничего не боимся и намерены идти до конца. На нашей стороне закон и логика, судьи вправе трактовать закон, общественное обсуждение пускай проверит прочность логики. На протяжении нескольких лет я был надежным партнером „Белгазпромбанка“ и лично общался со многими топ-менеджерами, пока в одном из телефонных разговоров мне не было сказано буквально следующее: „Игорь, извини, бизнесмен банкиру не товарищ. Мы — акулы, пока едим — живем и двигаемся. Не должно мертвое цепляться за живое“», — заключает собеседник.