Взгляд изнутри: как устроен ледовый дворец

 
18 937
30 августа 2013 в 11:26
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Одно из самых популярных белорусских спортивных сооружений — ледовый дворец — приоткрывает свои тайны. Несложно догадаться, что грандиозные круглые «летающие тарелки» представляют собой очень сложную систему, рассказать о которой согласились сотрудники пятилетней «Бобруйск-Арены».

Безусловно, самая главная вещь в ледовом дворце — это лед. Он, как правило, искусственный. Но это не значит, что лед синтезируют химическим путем. Все проще. На 100% это обычная замерзшая вода. Но на этом простота заканчивается. Площадь ледового поля 1800 квадратных метров. Чтобы наморозить слой льда толщиной 4—5 см, как положено по регламенту, требуется больше недели.

Удивительно, но для заливки льда используется горячая вода, прошедшая процедуру умягчения. В домашней стиральной машине это делается для предотвращения накипи, а здесь — чтобы избавиться от растворенных в воде солей и минералов: мягкая вода быстрее замерзает. Заливка производится слоями. Каждые 20 минут образуется новый слой. Тонкая водяная пленка растекается по поверхности и как раз успевает замерзнуть за это время. Такой «пирог» образует идеально ровную, а главное, прочную поверхность.

Под слоем льда находится бетонная плита — основание игрового поля. Перед заливкой на нее выкладывают хоккейную разметку. Те самые синие и красные линии и круги, обозначающие зоны, линии ворот и точки вбрасывания. Ленты бывают бумажные и виниловые. А еще на плите размещают заранее отпечатанную на сетчатой ткани рекламу. Все это закрепляют весьма остроумным способом — просто примораживают к основанию.

В нижнем слое плиты ветвятся трубы охладителя — целая «кровеносная система» гигантского холодильника, который и обеспечивает образование и сохранность льда. Вместо «крови» в трубах циркулирует этиленгликоль (почти то же самое, что и антифриз в автомобильном радиаторе). Благодаря своей химической структуре этиленгликоль остается жидким при низкой температуре. При –13°С хладагент течет по трубам и охлаждает плиту до параметров, необходимых для образования льда. Всего в системе циркулирует 3,5 тонны этиленгликоля.

Обернутые теплоизоляцией толстые трубы ведут в холодильную станцию, здесь четыре мощных компрессора заняты охлаждением льда и кондиционированием воздуха. Агрегаты занимают просторный машинный зал и поражают своими габаритами. Пока лед размораживают, в холодильной довольно тихо. Но стоит включить насосы на полную мощь, и находиться здесь без берушей станет совершенно невыносимо.

Кстати, мощность, потребляемая электроустановкой для охлаждения плиты, составляет 650 кВт, а для кондиционирования воздуха — 735 кВт. Всего же среднемесячный расход электроэнергии — ни много ни мало 250 тысяч кВт·ч. Для сравнения: примерно столько расходуют в месяц полторы тысячи квартир.

Помимо непосредственно охлаждения льда, компрессоры заняты в процессе кондиционирования воздуха. Ведь чтобы лед не таял, температура под куполом арены не должна подниматься выше 18°С. В то же время она не должна опускаться ниже 16°С, чтобы спортсмены и болельщики не замерзли.

Беседуя об особенностях местной «погоды» с главным инженером Сергеем Крамаренко, мы попадаем еще в одно помещение — кондиционерную. Расположенные в венткамере огромные приточные вентиляторы нагнетают воздух с улицы сквозь систему фильтров в осушитель, где поток проходит через слой силикагеля и теряет влагу. Воздушные фильтры приходится менять раз в год. Сергей Крамаренко показывает один из них — плотный слой мохнатой бурой пыли покрывает всю его поверхность. Вопрос о чистоте уличного воздуха отпадает сам собой.

Тем временем на льду арены закончили свою работу льдоуборочные комбайны. В перерывах между матчами или сеансами массовых катаний эти белые машинки снуют по полю кругами и широкими ножами срезают тонкий слой подтаявшего, изувеченного коньками льда. Увлекаемая шнеками ледяная стружка подается в бункер. Уже в депо комбайн сбросит груз в плавильную яму, где тот растает и стечет в канализацию. Одновременно со шлифовкой комбайн восстанавливает лед, заполняя водой царапины и сколы и оставляя за собой широкий влажный след.

Каждый комбайн имеет трехлитровый двигатель General Motors, полноприводное шасси и колеса, «обутые» в шипованные покрышки. В эксплуатации машины неприхотливы, заправляются 92-м бензином.

Под самым куполом  находятся окна аппаратной — рабочее место звукооператора, за спиной которого внушительный ряд усилителей. Отсюда осуществляется звуковое сопровождение хоккейных матчей и массовых катаний.

А прямо за стеклом — информационное табло с четырьмя большими экранами. Чаще всего они показывают идущие часы со стрелками, но во время соревнований на табло демонстрируется текущий счет игры и рекламные видеоролики. Разрешение светодиодных экранов невелико, всего 448×320 пикселей — примерно как у мобильных телефонов прошлых поколений, но для большинства задач этого вполне достаточно.

Без дела не осталась даже крыша ледового дворца. На первом ярусе размещены гигантские вентиляторы кондиционеров. Еще выше, в самом центре идеально круглого сооружения, установлен флагшток для подъема государственного флага и антенны базовых станций мобильной связи. А еще здесь есть мощный прожектор с системой фокусирующих линз.