Словосочетание «уплотнение застройки» у минчан уже набило оскомину, но еще несколько лет назад оно не было на слуху. Общественные обсуждения проходили тихо, без накала страстей. Сегодня же люди говорят «нет» подавляющему большинству проектов. Пишут письма, петиции, выходят на митинги, записывают видеообращения. И время от времени добиваются своего, вынуждая архитекторов и потенциальных инвесторов лишь разводить руками. В чем причина волнений? Свое мнение на этот счет в интервью газете «Вечерний Минск» высказал директор «Минскградо» Леонид Добыш.
— Действительно, еще три-четыре года назад на уплотнении спокойно строили один, другой дом. Сегодня ситуация изменилась даже там, где до нормы очень далеко. Изменения произошли, думается, из-за резкого скачка автомобилизации, — считает архитектор. — Дворы забиты машинами, все, что раньше проектировали под детские площадки, зеленые зоны, плотно взято в транспортное кольцо.
Минчане, как правило, не утруждают себя поиском стоянок и паркингов и бросают автомобили прямо у подъездов домов. Многие водители уже не переживают за сохранность транспортных средств, но есть и другая причина — мало кто хочет платить деньги за машино-место. Леонид Добыш привел пример Каменной Горки: в новом микрорайоне оставили площадки для паркингов, но большого интереса к ним не возникло ни у жильцов, ни у инвесторов. Как итог — перегруженные дворы, что характерно сегодня для всего Минска. Люди понимают: если по соседству появится еще один дом, произойдет транспортный коллапс.
— Немаловажно и то, что мы в большинстве своем выходцы из советского прошлого и в обществе еще не сложилось истинное отношение к территории города как к большой ценности, — рассуждает Леонид Добыш. — Не пришло понятие, что эта земля чего-то стоит и за все надо платить. «Я живу в центре и не хочу, чтобы рядом кто-то строился». А то, что эта территория стоит огромных денег в обслуживании, она суперценная и супердорогая, по большому счету никого не волнует. С такой инертностью мышления далеко не уедем.