Районы, кварталы: советские реликты на улицах Минска

 
27 573
22 апреля 2013 в 10:33
Автор: darriuss
Автор: darriuss

За последние десятилетия Минск значительно изменился. С разной степенью удачности восстанавливаются или реставрируются его исторические здания, появилось немало новостроек, порой кардинально изменивших городской пейзаж, но все-таки в основе своей Минск остается городом советским. Неотъемлемой частью этого образа, кроме собственно архитектуры, являются и произведения неподражаемого советского монументально-декоративного искусства. Onliner.by отобрал для своих читателей его лучшие и наиболее характерные образцы.

Одной из главных достопримечательностей нашей столицы, особенно в исторической перспективе, несомненно, является послевоенный ансамбль проспекта Независимости. Два крупнейших магазина Минска 1950-х прекрасно сохранили архитектурный декор и интерьеры того времени. Главный универсальный магазин, более известный под аббревиатурой ГУМ.

В годы хрущевской борьбы со сталинским ампиром это здание 1951 года архитекторов Романа Гегарта и Льва Мелеги было одним из любимых объектов критики за чересчур обильное (с точки зрения новой власти) количество архитектурных «излишеств». Сейчас же оно выступает ярким символом эстетики соцреализма. Непременное использование сакральных символов первого в мире государства рабочих и крестьян (серп и молот в оформлении карниза здания) и образы счастливых белорусов, непременно в национальных одеждах, все с теми же серпом и молотом (а заодно и книгой) в руках, окружающих круглые окна-иллюминаторы четвертого этажа этого дворца торговли.

Внутри все еще торжественнее. Широкая парадная лестница, украшенная стеклянными колоннами-светильниками, встречала зашедших за покупками минчан. Впечатление, которое производила новостройка на современников, трудно представить. На фоне активно восстанавливающегося после войны города новый универмаг выступал одним из первых признаков светлого будущего, неминуемо ожидавшего жителей Минска, а вместе с ними и весь советский народ. Как известно, они этого будущего так и не дождались.

Роскошное оформление огромных окон, выходящих во двор. Первоначально в среднем из них имелся витраж с изображением герба СССР.

Бронзовая вентиляционная решетка с растительными мотивами и логотипом ГУМа в центре.

Этот же логотип, но уже в окружении звезд, использован в декоративном оформлении лестничного ограждения. Так выглядела айдентика по-советски.

Монументальная центральная люстра над лестницей.

Настоящая световая колонна матового стекла в бронзовом переплете в пролете четвертого этажа. Обратите внимание на ее верхушку.

Она украшена небольшими скульптурными группами. Фигурки, размахивающие серпами и молотками, второй рукой пытаются запустить в мирное небо целую стаю голубей.

В соседнем квартале первый этаж жилого дома 1953 года (арх. М. Парусников, Г. Заборский), строившегося когда-то для работников минской ТЭЦ-2, занимает универсам «Центральный». В 1970-е он получил пристройку со стороны двора и превратился в один из крупнейших продуктовых магазинов города, а до этого располагался только на первом этаже жилого дома. Сейчас тут кафе, кафетерий и популярное место вкусно и недорого выпить у длинной стойки с видом на всегда оживленный проспект Независимости. Интерьеры нижнего торгового зала реставрированы.

Люстры просто-таки театрального масштаба.

Основной интерес представляет серия лепных панно, повествующих о счастливом труде советских людей по добыче разнообразных продуктов питания. Это выглядит отрывком из «Книги о вкусной и здоровой пище».

Молодая женщина сидит на свежескошенном снопе. Похожа она, правда, не на белоруску, а скорее на украинку.

Это тоже как-то не по-белорусски. Среди даров природы в корзине и рядом с ней — арбуз и виноград, которыми наша республика не то чтобы славится. Обратите внимание и на прочий лепной декор, и на изящные «паутинки», выступающие в роли вентиляционных решеток.

Доярка и огромная довольная корова. Кстати, первоначально эти барельефы были просто белыми, раскрасили их относительно недавно. Нарисованы и имитации вентрешеток в районе капителей колонн.

Рыбак с уловом на фоне весьма гористой местности.

Грузинские мотивы под пальмами. Все же такой необычный для главного продуктового магазина БССР набор сюжетов, вероятно, должен был символизировать дружбу народов и тот факт, что в Минске доступны любые, самые экзотические продукты питания.

Характерной чертой архитектурной эстетики первого послевоенного десятилетия было и массовое украшение зданий и улиц города скульптурными группами. Самый известный горожанам и гостям столицы пример — восемь статуй на так называемых «Воротах города», двух 11-этажных башнях на Привокзальной площади Минска.

Оригинальные 3,5-метровые скульптуры, изображавшие рабочего, колхозницу (разумеется), солдата и примкнувшего к ним интеллигента в виде инженера, были изготовлены из бетона, в 1970-е пришли в негодность и были демонтированы. Восстановили их только в ходе недавней реставрации комплекса зданий.

Образ солдата представлен даже в своей женской интерпретации.

Любопытны и более мелкие декоративные элементы на этих зданиях. Строились они в основном для семей железнодорожников, а потому в оформлении использовано изображение стремительно мчащегося сквозь серп прямо по молоту паровоза серии ИС, украшенного надписью «И. Сталин».

Не пожалели средств и таланта скульпторов и на здание Суворовского училища (1954-й, арх. Г. Заборский) на ул. М. Богдановича.

Харизматичное здание с мощным алмазным рустом в нижних двух этажах имеет и свои скульптуры.

Пехотинец и летчик.

Ну и, конечно, рабочий с колхозницей, куда без них. Колхозница, как обычно, держит под мышкой сноп, в руках у рабочего для разнообразия отбойный молоток.

Без упоминания Сталина не обошлось и здесь.

Еще одно минское здание, получившее обильное скульптурное оформление в 1950-е, — это Дворец культуры профсоюзов, возведенный на Центральной (сейчас Октябрьской) площади города в 1954 году по проекту архитектора Валентина Ершова. Скульпторы А. Глебов, В. Попов, С. Селиханов создали для выполненного в стиле афинского Парфенона дворца целую серию монументальных групп, изображающих различные социальные прослойки советского общества, под единым девизом «Слава труду».

Центральная композиция. На фронтоне слева направо — скрипачка, школьник с глобусом, рабочий в комбинезоне, голубь в шестеренке, колхозница в национальных одеяниях и естественно со снопом, спортсменка в купальнике с гербом СССР, а также с букетом и кубком, наконец ученый, сбоку от которого стоят микроскоп и реторта. Над ними на самой верхушке здания молодая женщина с ребенком в руках — социалистическая Мадонна.

На углах ДК — еще две парные группы.

Недавно все статуи отреставрировали, чтобы и следующие поколения минчан могли ими наслаждаться. Многие, скорее всего, с недоумением.

В начале 1950-х на 2 параллельных улицах, Захарова и Змитрока Бядули, по проекту архитектора Михаила Бакланова были построены два одинаковых здания. Оба были типичными образцами советской так называемой «сталинской» архитектуры и не слишком выделялись среди себе подобных, если бы не дополнительные в хрущевских терминах «излишества» в виде парных статуй, украсивших неоклассический портик над центральным входом. Бядули, 7.

Здание строилось для строительного техникума, сейчас тут один из корпусов Архитектурно-строительного колледжа. Состояние скульптур довольно печально, но реставрации пока ничего не мешает.

Захарова, 31. Сначала тут размещалось Центральное статистическое управление при Совмине БССР, сейчас аналогичные учреждения Минска и Минской области.

Образы послевоенной белорусской статистики. Почему-то опять со снопами.

Если с парадной монументалистикой 1950-х, как видно, в Минске все пока хорошо, то обычная рядовая городская скульптура того периода сохранилась, увы, плохо. Когда-то статуи формата «девушка с веслом» стояли в городе повсеместно, причем как в центре (особенно в парке им. Горького), так и на окраинах (например, в поселке Тракторного завода). Так, к примеру выглядел спуск улицы Карла Маркса от Красноармейской к Свислочи.

Теперь из всего этого изобилия остались разве что две композиции на Тракторном заводе (медведи с бочонком и мальчик на самокате).

И такая вот юная пара перед общежитием на ул. Короткевича, 6, держащая в руках довольно странные штуки, слегка напоминающие лыжи.

Интересны и реликты 1950-х иного рода, когда-то, вероятно, повсеместные, а сейчас оставшиеся в единичных экземплярах. Например, такая табличка украшает жилой дом по ул. Козлова, 8. ГУМП — это Главное управление местной промышленности.

Или похожий объект на доме по ул. Интернациональной, 7.

В следующие десятилетия советское монументально-декоративное искусство начало развиваться особенно бурными темпами. Так называемый «синтез искусств», соединение разных видов искусства (например, архитектуры и живописи) в единое целое, становится  определяющим трендом при возведении новых городов, общественных зданий и комплексов, мемориальных ансамблей, служа целям пропаганды достижений социализма и социалистических общественных идей. Кроме сохранившей популярность декоративной скульптуры, здания, по крайней мере важные, широко украшаются мозаиками, барельефами, витражами, панно в технике сграффито и т. д. Например, фойе кинотеатра «Пионер», построенного в 1965-м (арх. Г. Заборский, Л. Левин), получило мозаику под названием «Счастливое детство» (худ. Е. Зайцев, И. Тихонов).

Герои 1960-х и современные детские кумиры на одной фотографии.

Непонятно до конца, какова была задумка авторов, но многие персонажи панно очевидно темнокожие.

Центральный персонаж — огромная загорелая блондинка в алом платье и с парой младенцев.

Дети разного возраста были частыми героями подобных художественных произведений, ведь ими регулярно украшались школьные и дошкольные учреждения. В Серебрянке панно в технике сграффито чуть ли не на каждой второй школе.

Сграффито подразумевает собой нанесение на поверхность нескольких (чаще 2—3) слоев разноцветной штукатурки и дальнейшее удаление фрагментов верхних слоев для раскрытия нижних. В результате получается стойкая (в большинстве случаев) к воздействиям внешней среды многоцветная композиция.

В гимназии №1 (ул. Рокоссовского, 138) такое панно закрасили, в итоге потеряв колористику, но сохранив рельеф.

Есть такое панно и в Чижовке (ул. Уборевича, 144-2).

На автозаводе (ул. Варвашени, 6).

И на западе города (ул. Берута, 12).

Украшен сразу несколькими подобными композициями и один из детских садов в Курасовщине (ул. Казинца, 82).

Сложно сказать, каково это — расти детям в окружении таких персонажей.

Поражаешься порой, что рождал сон разума советских художников. Сграффито на административном здании по ул. Чичерина. Мощная дама с развевающимися волосами, ногам которой позавидуют иные белорусские культуристки, застыла в прыжке на фоне неведомых планет. Панно дополнительно украшено бессмысленной, как утверждают специалисты, формулой.

Вместо сграффито порой использовалась мозаика из разноцветной смальты. Гимназия на ул. Богдановича, 84.

Неподалеку еще одна школа (ул. Богдановича, 76), построенная по тому же типовому проекту.

Реализацию сюжета, подобного этому (детсад на ул. Нововиленской), в современных условиях представить сложно.

Прекрасна пятерка роботов, бегущая эстафету над центральным входом в училище олимпийского резерва на ул. Филимонова.

Всем известна устрашающая мозаика, которая украшает здание института «Белгипроагропищепром» на Юбилейной площади.

Создал панно под названием «Революция» один из крупнейших белорусских художников-монументалистов Александр Кищенко.

Он же автор и других крупнейших образцов синтеза искусств в Минске. Мозаика «Беларусь Партизанская» на гостинице «Турист».

И конечно же, знаменитые четыре мозаики, которые украшают выходящие на проспект Независимости торцы «высоток» в жилом районе Восток.

Дополнительно украшались порой даже обычные панельные пятиэтажки, хотя в Минске такие примеры все же единичны. Ул. Славинского.

Здесь отражена романтика покорения космоса — актуальная тема в десятилетие, когда эта небольшая мозаика создавалась.

Освоение Луны советскими межпланетными станциями.

Физики и лирики.

Веселый Чебурашка на детском саду в Зеленом Луге.

Сказочные персонажи на аналогичном учреждении на ул. Куйбышева.

Металлические инсталляции по мотивам «Колобка» на детсаде по просп. Пушкина, 31.

Отдельного внимания заслуживает советская городская скульптура 1970—1980-х. Рассматривая ее минские образцы, понимаешь, что официальное искусство того времени порой было куда смелее современного. Обнаженной натуры в местах массового скопления людей (и детей) совсем не стеснялись, было похоже на то, что насквозь идеологизированные худсоветы ее систематически одобряли, и никто не мог подумать, что здесь есть что-то выходящее за рамки ханжеских приличий. Фонтан «Вянок» (1972 год, скульпторы А. Аникейчик, Л. Гумилевский, А. Заспицкий).

«Орфей» у здания музыкального училища на ул. Грибоедова (1975 год, скульптор Валентин Занкович).

«Играющие дети» (скульптор Николай Кондратьев).

Игры у советских детей были, надо признать, довольно своеобразные.

Фонтан «Юность» (скульптор А. Аникейчик).

Скульптурная группа «Бег» над лестницей стадиона «Динамо» (1980 год, Валентин Занкович).

Металлическая «Аэлита» у НИИ ЭВМ на ул. Богдановича.

Дикие белорусские танцы в четырех скульптурных группах «Времена года» на проспекте Победителей (1982 год, скульпторы В. Занкович, А. Шатерник, Л. Давиденко, Ю. Поляков).

Эта композиция называется «Труд» (1976 год, скульптор Л. Зильбер). Расположена у высотного здания ЦНИИТУ (Центрального научно-исследовательского и проектно-технологического института организации и техники управления) на Партизанском проспекте, занятого сейчас и Министерством промышленности Беларуси. Скульптурная группа представляет собой девушку с перфолентой и юношу с осциллографом.

Сейчас сложно себе представить, что кто-то будет тратить время и деньги на создание, например, тематических решеток для окон продуктового магазина (ул. Гамарника).

Или такой композиции на воротах проходной мотовелозавода.

Расположенный неподалеку от завода жилой дом (Партизанский просп., 23а) также получил декоративные медальоны на велотематику.

К чемпионату мира по хоккею никто и не подумает сделать калитку для окраинного детсада (ул. Голодеда, 24) с логотипом исторического события.

Или украсить обычное здание пусть и в центре монументальным горельефом («Солидарность» А. Артимовича на Немиге).

Возможно, оно и к лучшему. Каждому времени свои символы.