В доме революционеров показали, как жили старые рокеры

 
18 194
06 апреля 2013 в 11:08
Источник: Иван Безлюдов. Фото: Алексей Матюшков
Источник: Иван Безлюдов. Фото: Алексей Матюшков

Небольшой деревянный дом-музей І съезда РСДРП спрятался на берегу Свислочи возле площади Победы. Пламенные борцы за права пролетариата еще в 1898-м нелегально встретились здесь под пристальным надзором филеров царской охранки для создания единого социал-демократического кулака. Позже случилась Великая Отечественная, разрушение музея, его восстановление буквально с нуля и перенос подальше от активно строившегося в то время проспекта Сталина (ныне Независимости). Сегодня дом-музей представляет не только классическую экспозицию быта подпольного съезда, но и объект нашего основного интереса — выставку «Квартирники. Камбэк в 80-е» с настоящими рок-иконами и тогдашней советской эстетикой.

От рок-икон до интерьера

Практически все предметы экспозиции — из фондов Национального исторического музея Беларуси. Прыжок в бунтарское прошлое можно совершить до 10 апреля.

Мы хотим раскрыть тему советских домашних концертов. Они ведь и сегодня фактически существуют, пользуются популярностью у молодежи. Нам важно показать атмосферу и предметы, сопровождавшие все это действо. Упор сделан на рокеров, которые потом и стали настоящими иконами, — рассказывает младший научный сотрудник музея Андрей Леневич.

Стены выставочного зала усыпаны портретами тех самых рок-идолов. От Башлачева до Шевчука, от Гребенщикова до Цоя. Для полноты картины не хватает, наверное, лишь умиляющей юродивости гениального Мамонова и его «Звуков МУ». Замечаем и пару гитар из фондов Белгосфилармонии. Бас чехословацкий, 1983 года. Собеседник также отмечает аутентичный женский джинсовый костюм. Американское производство далекого 1984-го — верх мечтаний советских модниц.

История квартирника воссоздается через интерьер 1980-х. Все вещи оригинальные, никакого новодела и пошлой бутафории. Этакое скромное пристанище поэта-песенника.

Полагаю, именно в такой обстановке и проходили квартирники в описываемый нами период, — резюмирует Андрей Леневич.

Рядом автографы знаменитых рокеров. На стенах листики, на которые в свое время поклонники старательно переписывали тексты любимых песен.

Едва ли не самый ценный элемент экспозиции — двойной альбом легендарных The Beatles.  Болгарское производство 1977 года. Шедевральный Love songs был приобретен кем-то из частных лиц, имевших возможность выезда в дружественные СССР соцстраны. В свое время этот диск ливерпульской четверки находился 31 неделю в знаменитом хит-параде Billboard, а продажи превысили 3 миллиона экземпляров.

Двойные альбомы довольно редки. Здесь две пластинки, подобные штуки высоко ценились меломанами, — поясняет наш экскурсовод.

Особый интерес вызывает кинокамера «Кварц» конца 1970-х. Продукция Красногорского механического завода до сих пор в идеальнейшем состоянии, хоть сейчас снимай хронику. В наше время подобного рода аппаратура ценится и за границей: она до сих пор дает возможность дешевой киносъемки с помощью зеркального обтюратора.

На кинокамеру, конечно, удавалось фиксировать лишь меньшую часть квартирников. Потом в России было много художественных и документальных фильмов, где использовались кадры, запечатленные именно этой камерой. Кстати, ее стоимость была высока. Некоторые коллекционеры могли с легкостью обменять кинокамеру на дефицитных «битлов»! — потихоньку начинает ностальгировать наш экскурсовод .

Выставка оставляет приятное впечатление. Ощущаешь теплый уют того разумного, доброго и вечного, что было в стране, ставшей теперь (к сожалению многих) лишь частью истории. Экспозиция способна привлечь и уже слегка забытыми образцами качественной советской музыкальной аппаратуры, и старенькими фотоаппаратами, и возможностью окунуться в атмосферу «хрущевок», в которых «шифровались» герои эпохи, выдавали хит за хитом, общались, любили, выпивали. Короче говоря — жили.

Старик Фидель и мысли о яблоневом саду

Этот дом наведали многие видные деятели коммунистического блока. Несгибаемый Фидель Кастро, железный маршал Иосип Броз Тито. Советский план посещаемости загружал музей по полной программе: до полумиллиона визитеров в год. Сегодня дела обстоят хуже, а директор этого филиала Национального исторического музея и вовсе не смог назвать конкретную сумму годовой господдержки.

Посещение, безусловно, не такое массовое, как раньше, но все же к нам до сих пор приезжают иностранные туристы, — говорит Андрей Леневич. — Недавно были группы из Китая, Ирана, Финляндии. Некоторые люди, уехавшие в Америку лет 20—30 назад, навещают наш музей, ностальгируют, ведь они уже здесь когда-то были.

Мы не могли не заглянуть в зал ключевой экспозиции. На стенах — фотографии губернского Минска, в соседней комнатушке досконально реконструирована обстановка комнаты, которая и стала местом проведения первого съезда борцов с имперским самодержавием.

16 апреля мы начнем совместную выставку с музеем Санкт-Петербурга — «Ульянов-Ленин. Соратники и оппоненты». Она будет длиться примерно месяц. Также запланирован круглый стол, ждем представителей Академии наук, истфака БГУ, общественных организаций и политических партий. Все это будет посвящено истории революционных движений в Российской империи, — подытожил наш проводник.

Выходим на свежий воздух. Остается лишь ругать затянувшуюся грязную зиму, ибо вид на Свислочь весной и цветущим летом действительно потрясающий. Наш любезный собеседник делится планами… и желанием восстановить яблоневый сад:

— Деревья остались, слава Богу. Надеемся, восстановим в этом году. Летом здесь очень красиво, а домика и вовсе не видно с дороги — очень много зелени. Хотим использовать дворик в качестве выставочной площадки, возможно, будем проводить какие-нибудь музыкальные мероприятия. Сейчас обсуждаем, насколько это реально сделать.