Районы, кварталы: «Минск-Сити», «Маяк» и другие архитектурные провалы

 
22 марта 2013 в 17:55
Источник: Darriuss. Фото: panoramio.com, skyscrapercity.com
Источник: Darriuss. Фото: panoramio.com, skyscrapercity.com
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

В 2007—2008 годах минскими властями было объявлено о начале реализации сразу нескольких крупных градостроительных проектов, которые должны были навсегда изменить архитектурный образ нашего города. «Минск-Сити», «Маяк Минска», МФК компании «Итера» у станции метро «Фрунзенская» сформировали бы целый ряд высотных кластеров в различных районах, превратив Минск из обычной, пусть и очень чистой столицы советской союзной республики в настоящий современный мегаполис с актуальной архитектурой на каждом шагу. Блогер Darriuss вспоминает, как начиналась эта трансформация, и рассуждает, почему она предсказуемо закончилась эпическим провалом.

Году в 2007-м неожиданно выяснилось, что Минску остро не хватает настоящего Даунтауна, делового административного района, где стабильность могла продолжать вызревать, но уже в условиях современного стеклянно-бетонного антуража желательно высотой в 100—500 метров. Проект такого района немедленно обозвали «Минск-Сити» и даже подыскали для него удобную площадку в относительной близости от исторического центра города. Ее, правда, пока занимал аэропорт «Минск-1», но его существование в данном месте давно уже было признано нецелесообразным. По логике «отцов города» самолеты порой имеют свойство падать, а в данном случае имелся некоторый шанс, что делать они это будут на несчастные головы жителей Лошицы или обширных жилых массивов в западной части Минска. Куда фатальнее для проекта оказался тот факт, что эту же площадку занимал еще и Минский авиаремонтный завод.

Просто закрывать предприятие, ремонтирующее и модернизирующее старые советские «Тушки» и «Яки», государство напрочь отказалось. Нет, заявило оно, будущий инвестор перед тем, как застраивать территорию аэропорта, просто обязан вывести авиаремонтный завод на Смолевиччину, в район Национального аэропорта «Минск». Там завод будет перепрофилирован на обслуживание куда более актуальных в текущих условиях «Боингов» и «Эрбасов». На фото — цеха МАРЗа правее ВПП в центре снимка.

Несмотря на подобное обременение, инвестор для циклопического проекта нашелся быстро. Им стала не то российская, не то туркменская, не то российско-туркменская компания «Итера». Не беда, что она имела неоднозначную репутацию, куда важнее в глазах чиновников были цифры, озвученные представителями «Итеры». В застройку 318 га городской территории они сперва пообещали вложить $30 млрд. Тридцать. Миллиардов. Долларов.

Вскоре, правда, бюджет стройки усох сначала до 7, а потом и до 5, но все-таки миллиардов все тех же американских долларов. «Итера» быстро объявила о том, что ее партнерами в реализации «Минск-Сити» будут крупные российские компании «Су-155» и банки ВТБ и ВЭБ. Все свидетельствовало о серьезности намерений инвесторов, и кое-кто уже начал бурно фантазировать о футуристических небоскребах, колосящихся между улицами Аэродромной и Кижеватова. Тем более застройщик вскоре начал предъявлять городу и миру первые эскизы района. Так «Минск-Сити» увидели в институте «Минскградо». Конечно, первый блин не мог не выйти комом.

К чести «Итеры» творческими потугами работников государственных проектных институтов она удовлетворяться не стала, активно привлекая к работам прочие архитектурные фирмы и мастерские, преимущественно зарубежные. Параллельно с этим компания-инвестор начала опускать общественность с небес на землю, намекая прямо и косвенно, что никакого Манхэттена на берегах речки Лошицы ей ожидать не следует, небоскреб будет всего один, максимум два, зато настоящие. Окружать его будут еще с десяток административных «высоток» пониже, а основной массив застройки планируется сформировать жильем, местами даже элитным. «Минск-Сити» в представлении российского «Бюро Лозинского» и института «Моспроект-2».

По мнению авторов проекта, главное здание обязательно должно было напоминать взлетающего аиста. Недальновидным в этой связи выглядело намерение все-таки ограничиться одним небоскребом-аистом, ведь общеизвестно, что два буслы куда более приятны мятущейся натуре белоруса.

В октябре 2009 года «Итера» даже провела настоящий международный архитектурный конкурс на проектирование «Минск-Сити». Самым поразительным в этом факте оказалось не то, что победителем выбрали-таки россиян со «зданием-аистом», а то, что в тендере участвовало действительно несколько крупнейших мировых «архитектурных фабрик». Гигантские бюро с сотнями сотрудников и десятками офисов по всему миру предложили свои услуги «Итере», но та не поддалась на провокацию и сделала патриотичный выбор в пользу доморощенных кадров. Кроме «Бюро Лозинского», рассматривалось 5 проектов. Предложение компании Aedas: центр «Минск-Сити» представлен урбанистической композицией из башен-близнецов. Центральные «высотки» предстали в проекте, по словам его авторов, органическим столкновением двух стихий: природы и технологии. Первая изображается вьющейся лентой небоскреба-дерева, которое соединится где-то на сороковом этаже с башней-«технологией», выполненной в блеске стали, стекла и геометрически правильных линий. К сожалению, более качественных рендеров в СМИ обнародовано не было, но общее представление о сути иноземных проектов получить все же можно.

Крупный архитектурный гипермаркет из США, скрывающийся за аббревиатурой NBBJ, увидел белорусский «Сити» комплексом американских кварталов. Весь проект разбит на многочисленные «жилые» квадраты. По центру территории американские проектировщики предложили разбить парк, который должен стать «экологическим» символом «Сити».

Британский конкурент NBBJ, носящий не менее звучное имя — RMJM — и знаменитый в России прежде всего «газоскребом» «Охта-Центра» для «Газпрома» в Санкт-Петербурге, «вписал в свой проект черты национальной государственности и предложил построить центр в виде герба республики, а основания небоскребов — в виде креста из ромбов». Старославянские символы англичане, по их собственному признанию, подсмотрели на белорусских денежных знаках.

Французские архитекторы Valode & Pistre увидели «Минск-Сити» в форме сияющей диадемы. Небоскребы-кристаллы в стиле хай-тек должны были бы, по их мнению, стать украшением не только Беларуси, но и всей Европы.

Наконец, пятый и самый авангардный проект представил известный голландский архитектор Эрик ван Эгераат. Деловое ядро «Минск-Сити» он предложил выполнить в виде группы ассиметричных башен вызывающе черного цвета.

Минск в случае реализации варианта ван Эгераата выглядел бы городом из какой-нибудь фантастической антиутопии.

Кроме того, голландец предложил красивую и концептуальную идею: сохранить воспоминание об аэропорте «Минск-1» через устройство в районе водно-парковой зоны с каналом, повторяющим расположение бывшей взлетно-посадочной полосы аэропорта.

Победил тем не менее, как уже было сказано выше, вариант российского «Моспроекта», и с тех пор как-то все привыкли, что без аиста не обойдешься и в «Минск-Сити». Тем временем же компания-застройщик перешла к реализации первой очереди своего мегапроекта, а риелторские агентства начали его активную рекламу. «Территория новой жизни», «один из самых масштабных и долгожданных проектов современного Минска», «город будущего», «проект, который несомненно украсит Минск», — громогласно обещали они. Воспаленное таким посулами воображение вовсю рисовало картины футуристического города. Вы думаете, первая очередь выглядела как-то так?

Нет же. На территории бывшего военного комбината железобетонных изделий на ул. Аэродромной был возведен квартал, гордиться которым могло бы лишь это почившее в бозе предприятие.

Такой вот «город будущего», такая вот «территория новой жизни». Жестоко, но зато честно. Довольно быстро стало ясно, что выбранный застройщик даже близко не соответствует масштабам задуманного. Из-за отсутствия у него необходимых финансовых средств, смены городских властей Москвы, косвенным итогом чего стало бегство из проекта «Минск-Сити» компаний-партнеров «Итеры», наступления в Беларуси некоторых незначительных экономических трудностей стало очевидно, что максимум возможного для «одного из самых масштабных и долгожданных проектов современного Минска» пока вполне укладывается в ассортимент продукции, производимой на Минском арендном предприятии индустриального домостроения.

Инвестор, бывший таким солидным пять лет назад, строивший такие грандиозные планы и раздававший направо и налево заранее невыполнимые обещания, в итоге был от реализации проекта «Минск-Сити» отстранен. Но город в результате этой бурной имитации деятельности «Итеры» и чиновников из Мингорисполкома все-таки успел получить очередное украшение в виде двух дополнительных 19-этажных башен серии М111-90 и двух десятиэтажек серий М-464У1 и М111-90, которых ему так не хватало раньше. Городские же власти начали пока безрезультатные поиски нового девелопера, согласившись даже за собственный счет переносить Минский авиаремонтный завод на новую площадку и объявив новый архитектурный конкурс на концепцию «Минск-Сити». Закончится ли этот процесс успехом, тот еще вопрос, ведь создается полное впечатление, что в Мингорисполкоме пока сами не разобрались, кто будет жить в сотнях тысячах квадратных метров «элитных жилых домов» района и работать в местных небоскребах. Трудно пока признаться самим себе, что «Минск-Сити» будет успешен (по крайней мере в таком масштабном варианте) и быстро найдет своего застройщика исключительно в случае реализации его в панельном исполнении для тысяч благодарных горожан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Та же компания «Итера» примерно те же 5 лет пытается реализовать и второй свой крупный проект — строительство многофункционального комплекса около перекрестка улиц Кальварийской и Тимирязева, получившего неофициальное название «Итера Тауэрз». Начиналось все, как это у нас водится, на бравурной и пафосной ноте. Комплекс должен был состоять из высотного жилого дома и расположенных напротив, через дорогу, двух административных небоскребов.

Овальные стеклянные башни на развитом стилобате, которые придумала российская компания «Центрпроект», смотрелись очень свежо в общем-то довольно застойном болоте белорусской архитектуры. Проект вызвал энтузиазм проживающей в других районах и небезразличной к современной архитектуре общественности и жестокое уныние жителей окрестных домов. Последние должны были лишиться относительно зеленой зоны, где так удобно было выгуливать собак, зато приобрести взамен потенциальный транспортный коллапс и возможность наблюдать из окна за жизнью офисного планктона.

Где-то в марте 2009-го появилась альтернативная версия, с тех пор начавшая фигурировать на сайте компании «Итера Девелопмент» в качестве основной. Архитектура башен приобрела отчетливо белорусский оттенок.

Вскоре этот девелоперский проект наконец вышел из застойного клинча, начались работы над его первой очередью — конечно, жилым комплексом, получившим такое незатасканное название «Парус». Уже внешний облик ЖК изменился по сравнению с оригинальным предложением «Центрпроекта», к счастью, не трансформировавшись в очередную «панель» МАПИДа, а сохранив некоторое общее подобие силуэта. Проектировщиком была заявлена местная, не слишком известная компания «Проектинжстрой». В принципе, результат можно назвать приемлемым, другой вопрос, что 130-метровое здание, рекламирующееся как первый белорусский небоскреб и новое высочайшее здание города, никак не могут достроить.

В конце 2009 года, когда стройка «Паруса» уже началась, были представлены два новых проекта уже только бизнес-центра, после чего стало очевидно, что оригинальный вариант «Центрпроекта» с резко вертикальными силуэтами башен можно окончательно похоронить. Архитектор В. Хромов предложил построить «многофункциональный лайнер, стоящий на причале и готовый двинуться дальше. Лайнер: 9—18—23-этажное здание, линейно расположенное параллельно ул. М. Танка. Бизнес-центр гармонично соединен в композиции с близлежащим 18-этажным жилым домом». Обратите внимание на резкое понижение комплекса в этажности (с 43—54 этажей более чем в 2 раза) и появление в нем второго жилого дома.

Второй вариант был представлен на выставке «Минск-2009» архитектором А. Тельцовым. В отличие от предложения В. Хромова здесь уже ломаные формы, но высота также в районе 20 этажей.

В марте 2010-го официальные представители «Итеры» обнародовали следующий вариант. Этажность МФК вновь выросла, к двум зданиям общественно-административного характера (предположительно гостиница и бизнес-центр) добавился еще один жилой дом. Теперь комплексу было сложно отказать в ансамблевости — новый проект хорошо гармонировал с уже строящимся ЖК «Парус».

В конце же концов и от этого варианта застройщик отказался. Новым, которым уже по счету, сроком начала строительства был объявлен март 2013 года. При этом до сих пор непонятно, что конкретно там собрались строить, ведь, по словам представителей компании-инвестора, еще предстояло выяснить, какой высоты, с учетом близлежащего метрополитена, может быть МФК. Почему подобным вопросом «Итерабелстрой» озаботился спустя пятилетку после начала реализации проекта, к сожалению, уточнить забыли. Тем не менее на сайтах отдельных архитектурных бюро появились их концептуальные предложения по застройке этого участка. «Творческая мастерская-7».

Примерно в то же время разворачивалась реализация еще одного масштабного девелоперского проекта, уже на северо-востоке Минска. 47 га ценной городской территории в районе Национальной библиотеки Беларуси на ответственном въезде в Минск со стороны аэропорта «Минск-2» и Борисова каким-то незаметным для горожан образом очутились в распоряжении группы компаний под ничего не говорящими и тем весьма характерными названиями Zomex Investments, Dana Holding и даже ни больше ни меньше — Worldwide Building Group, фигурировавшим в прессе не иначе как «мировой строительный холдинг» со штаб-квартирой в Великобритании. В конце концов, застройщик стал известен под столь же странным именем «Белинте-Роба», и запомнился он в первую очередь разве что строительством «элитных» панельных домов популярных МАПИДовских серий, которым присваивались весьма пафосные названия в честь мертвых композиторов. Например, дом «Бетховен», которым уплотнили район ул. Заславской.

У Национальной же библиотеки «Белинте-Роба» объявила о начале реализации градостроительного проекта, равный которому, по ее же словами, можно было найти только «в Дубае, Макао и Лас-Вегасе». На этих 47 га за 5 лет, начиная с марта 2009 года, было запланировано построить около 950 000 кв. м коммерческой и жилой недвижимости, объединенных в комплекс, сначала называвшийся «Восточные ворота», а потом переименованный в «Маяк Минска». Как и в случае с «Минск-Сити», был даже проведен международный конкурс, участвовали в котором, впрочем, далеко не такие известные компании, к тому же преимущественно белорусские. Предложение «Творческой мастерской» архитектора Бориса Школьникова.

Настоящее архитектурное безумие от института «Белгоспроект».

Американский архитектор греческого происхождения Костас Кондилис, много строящий в Нью-Йорке.

А в институте «Минскгражданпроект» неожиданно решили, что наиболее подходящим для участка с «Алмазом знаний» и позднесоветским жилым районом напротив будет ансамбль в стиле сталинского ампира.

В конце концов, победил проект «ведущих архитекторов Великобритании, Франции, России, Беларуси». Этих ведущих архитекторов звали, внимание: Predrag Janic (Франция), Jeanne Janic (Франция), Владан Евтич (Россия), Игорь Барановский (Беларусь), Андрей Боровицкий (Беларусь). Как видно, французы и россиянин почему-то имели сплошь сербские имена и фамилии, сербы же находились и в менеджменте застройщика.

А он обещал золотые горы и «нью-васюки»: 78-этажные небоскребы, крытые каналы с гондольерами, гигантский аквапарк, бизнес-центры, элитнейшее жилье, да все по индивидуальным проектам. В описании и этого района упоминались некие «новые стандарты жизни, работы, отдыха, которые поставят его на уровень европейских градостроительных тенденций».

По оси от Национальной библиотеки размещалась основная доминанта комплекса — 78-этажная башня со шпилем высотой около 300 м. На ее верхнем этаже должен был разместиться вращающийся панорамный ресторан, заявленный как точка притяжения и для жителей города, и для туристов. Башню со шпилем по плану окружали 40-этажные башни, далее размещались 25- и 21-этажные постройки. «Облик каждого сооружения индивидуален, силуэты основных зданий закручены по спирали, поэтому ощущение динамики и движения станет основной характеристикой образа данного Места», — восторженно писал журнал «Архитектура и строительство». «Маяк Минска» был объявлен городом в городе, ведь его счастливые жители должны были получить возможность жить, работать, учиться, совершать покупки и развлекаться, не покидая собственного квартала.

Первой очередью комплекса стали четыре жилых дома, и кто бы в этом сомневался. Хорошо, что хотя бы не панельных. Затем по соседству стали строить еще четыре жилых дома, причем по их внешнему виду было совершенно непонятно, над чем так упорно работали «ведущие архитекторы Великобритании, Франции, России и Беларуси», как они могли с этим выиграть целый международный конкурс. Зато каждый из домов получил собственное имя, на этот раз в честь известного художника. Обратно пропорционально этажности этих уже реальных жилых коробок уменьшалась этажность прочих перспективных зданий. Сначала главное здание «оправы для Алмаза» урезали вдвое до 35 этажей. Куда-то пропали «индивидуальный облик», «закрученность по спирали», а вместе с ними и «ощущение динамики и движения». Перестал вспоминать застройщик и про крупнейший в Европе аквапарк, и про гондольеров.

Наконец, к 2013 году белорусский «Дубай, Макао и Лас-Вегас» окончательно выродился до внешнего облика спального района в средней руки областном центре с 25-этажной «доминантой» в центре. К этому моменту все уже позабыли про «город в городе». По словам представителей компании «Белинте-Роба», такая архитектурная трансформация проекта была вовсе не случайна, более того, она была вызвана чьими-то настойчивыми рекомендациями «снизить высотность центрального здания, чтобы не подавлять здание Национальной библиотеки — один из важнейших символов белорусской государственности». К сожалению, без комментария остались упрощение до предела экстерьера застройки, а также пропажа аквапарка и в особенности крытых каналов с гондольерами. Вероятно, они также подавляли один из важнейших символов белорусской государственности. Кстати, знакомьтесь: «Кандинский», «Руссо», «Сезан», «Мондриан», «Матис», «Роден», «Дали», «Дега» и самый высокий — «Пикассо».

Обитающие в сети интернет тролли немедленно откликнулись на трудности компании «Белинте-Роба» в святом деле сохранения Национальной библиотеки в качестве архитектурной доминанты района предложением обязательно продолжить естественную эволюцию проекта и реализовать его в следующем варианте.

К сожалению, пока неизвестна реакция на это предложение «международной творческой группы» из «ведущих архитекторов Великобритании, Франции, России и Беларуси». «78-этажная башня со шпилем понесет на себе огонь маяка, приглашая в этот урбанистический центр для отдыха, развлечений, шопинга и (почему бы и нет?) просто жизни — спокойной, размеренной, удобной и комфортной», — утверждал застройщик на первом этапе реализации проекта. Как быть теперь, когда не будет ни 78 этажей, ни шпиля, ни, скорее всего, огня маяка? Такой вот «Маяк Минска».

После такой эволюции одного из крупнейших девелоперских проектов Минска стоит ли удивляться самой свежей новости от того же застройщика, взявшего и заменившего индивидуально запроектированный каркасно-блочный дом в живописной зеленой зоне у Слепянской водной системы на обычную типовую «панель».

Надо полагать, стоимость квадратного метра в комплексе при этом изменилась мало, зато определенно увеличилось количество выставленных на продажу квартир.

При этом, надо отдать должное, вроде бы пока остался без изменений проект торгового центра «британской компании» в «Маяке Минска», камень в основание которого по странному стечению обстоятельств на днях закладывал президент именно Сербии в окружении ряда авторитетных и не менее сербских бизнесменов.

Интересный и действительно современный архитектурный облик будет иметь и школа района, над которой трудились, правда, не пресловутые и неоднократно уже упомянутые «ведущие европейские архитекторы», а белорусская архитектурно-строительная компания Юлии Скорыниной.

Зато эпидемией упрощения от соседнего «Маяка» умудрился заразиться другой проект, реализуемый сейчас на этой же площадке. Речь идет о МФК «Магнит», который вовсю строит компания из братского всем белорусам Ирана. Оригинальное решение, разработанное немецкой мастерской BRT Engineering GmbH, предусматривало необычное здание, по форме отдаленно напоминающее подкову, в двух высотных частях которой расположатся офисы и гостиничные номера, а в основании — торговые и спортивно-развлекательные площади. Об эстетических достоинствах сооружения, конечно, можно поспорить, но отрицать его необычность, особенно в минском контексте, сложно.

Необычность проекта обычно ведет к значительному удорожанию его строительства, и далеко не каждый инвестор готов на это идти, чтобы порадовать чье-то там чувство прекрасного. Вот и получается, что вместо «подковы» город получит здание, напоминающее, по крайней мере на рендерах, два паркинга, водруженных на единый стилобат.

Та же участь постигла и другой иранский многофункциональный комплекс, на этот раз запланированный к возведению на месте Червенского рынка. Британское бюро Urban Synthesis предложило интересное здание, которое выглядит достаточно актуально и по западноевропейским меркам.

Была даже сделана попытка изобразить что-то в духе модной сейчас sustainable или green architecture, экологической архитектуры. Внешне здание предполагалось отделать природными материалами или их имитацией: под камень, дерево, с размещением на кровле травяных газонов.

Но вместо этого строиться будет привычная «стекляшка» от мастерской ТМ-7 архитектора Цейтлина, где зато, судя по всему, полезная площадь больше в разы.

Повсеместное упрощение проектов — это лишь одна из характерных черт наших нынешних градостроительных практик; второй, столь же важной, является регулярный отказ разнообразных «солидных инвесторов» вовсе от реализации разрекламированных проектов. Сколько уже лет прошло с выноса троллейбусного депо с проспекта Машерова в Уручье и декларации о намерениях возвести на этой площадке очередной МФК? Должны были построить такую вот красоту с гостиницами, кинотеатрами и торговыми центрами, но по-прежнему территория занята автостоянкой.

Из тройки прекрасных проектов, еще в прошлой пятилетке разработанных английским бюро Chapman Taylor для Минска, не реализовали ни одного. На территорию завода им. Кирова инвестора не нашли вовсе, зато легко позволили вырубить половину расположенного по соседству парка на ул. Красноармейской под строительство братской китайской гостиницы.

Оманский застройщик взялся было за участок в районе ВДНХ и 2-й городской больницы, больницу вынесли, построив для нее за государственный счет новое здание, после чего оманцы сбежали обратно в Оман.

Только на территории завода «Горизонт» заметны некоторые подвижки, но что там будет построено в итоге, совершенно непонятно. Вряд ли реализовано будет это предложение англичан.

ЖК «Скандинавия» в Малиновке анонсировали как первый минский проект, выполненный в духе прибалтийской архитектуры по «индивидуальному шведско-финскому проекту». Для возведения обещанных монолитно-каркасных (!) домов предполагался импорт литовских панелей (!!), но и этого запала застройщику хватило лишь на два дома. «Почувствуйте веяние Европы в вашей собственный квартире!» — тем не менее призывал он.

Зачем связываться с импортом, когда куда проще использовать панели родного МАПИДа серии М464-У1, тем более если стоимость квадратного метра для дольщика от этого практически не изменится. Почувствуйте веяние Беларуси.

И в этом все современные белорусские архитектурно-строительные реалии: начинают строить Дубай и Скандинавию, а получается, увы, все равно Каменная Горка.