Еще недавно полсотни домов, прописанных по улице и переулку Веснинка в Минске, считались рядовым частным сектором, расположенным в перспективном районе. Жили здесь особняком, в основном — пожилые люди, многие из которых еще помнят колхозный коровник, конюшни, что стояли неподалеку в 70-х прошлого века. И вот лет пять назад местные жители в одночасье проснулись почитай миллионерами.
Цены на землю в Веснинке подскочили до небес, преодолев даже потолок пафосных Дроздов. Участок в 9 соток, проданный за 500 000 долларов, здесь считается невыгодной сделкой. Некоторые «втюхали» богатеям свою деревенскую хатку с прилегающим садом за $700—800 тысяч, говорят, и до миллиона дело доходило.
«Мы наш район иначе как „агрорублевкой“ не называем, — смеется пожилой мужичок, разглядывая из-за покосившегося забора своего сельского дома многоэтажный особняк по соседству. — Вроде дворцов понастроили, иномарки дорогущие сплошняком по улицам носятся, а как был колхоз, так и остался — на улице все те же грязь и бардак».
В умах коренных жителей Веснинки сегодня разброд и шатание. Они с удивлением наблюдают, как проблемы, которые для них были десятки лет неразрешимыми, решаются новыми хозяевами земли буквально щелчком пальцев.
— Вот рядом дом стоит огромный, прошлые хозяева этой земли свою халупу десятилетиями продать не могли, постоянно были какие-то проблемы с оформлением, — рассказывает нам местный житель. — Но появился богатый заинтересованный покупатель, съездил «куда надо», и буквально за неделю все необходимые документы на куплю-продажу были готовы. Земля эта была продана, кстати, чуть меньше чем за миллион долларов!
Наверное, через год-два и в этом районе не останется ни одной деревенской хаты. Часть пойдет под снос в соответствии с градостроительными планами. Оставшиеся участки будут скуплены по заоблачным ценам. Людей, родившихся тут и держащихся за свою землю, остается все меньше.
— У городских властей с нами — головная боль, — смеется коренной житель Веснинки Алексей. — Какой дом ни возьмись отселять — в нем по 4—5 семей прописано, и каждой отдельную квартиру давать надо. Те, кто не продали свои участки или не были отселены, готовят документы. Жить здесь, как прежде, уже невозможно, а «игры» по новым правилам нам не по карману. Я за год только на колесо от машины моего нового соседа заработать смогу.
Особняком от улицы Веснинка стоит проезд с одноименным названием. На нем осталось всего 4 дома. Живущая в одном из них Светлана Янченко рассказывает, что отселения они ждут уже почти 40 лет! И вот, наконец, дело сдвинулось с мертвой точки. Правда, пока вариант с отселением, который предложил Мингорисполком, ее совершенно не устраивает.
— Нам на трех собственников дают две 2-комнатные квартиры свободной планировки в Кунцевщине, каждая площадью по 63 квадратных метра, — рассказывает она. — В одну хотят заселить сестру с семьей, во вторую — меня с дочкой-инвалидом и брата. Посмотрите, какой у нас престижный район, сколько здесь земля стоит! Разве это равноценный обмен? Лучше я уж тогда здесь останусь. На своей земле.
Светлане Михайловне есть что терять. Домик, конечно, у нее небольшой и ветхий, зато есть крепкое хозяйство — в древних, буквально вросших в землю сараях живут 4 козы, 3 свиньи, 22 курицы.
Что делать с животными, когда выселять начнут, семья Янченко не представляет.
— Мы вообще с трудом понимаем, что вокруг в последние годы творится, — признается женщина. — На одном соседнем участке литовский бизнесмен поселился, на другом — то ли банкир, то ли золотых дел мастер. Нам не то что строиться, сруб кирпичом обложить не разрешали, а он, посмотрите, какую домину отгрохал. Мы, получается, неперспективные, устаревшие. У нас ведь до сих пор ни водопровода, ни канализации нет, газ не подведен, а подъезд к дому чистят, только если я в горисполком звонить и ругаться начинаю. И при этом, считай, из окна видны Дрозды и «Минск- Арена»…
По градостроительным планам на месте бывшей деревни Веснинка будет построен квартал типовых двухэтажных коттеджей. При этом, как отмечено в детальном плане, предусмотрен минимальный снос существующей усадебной застройки, а аккурат на месте, где стоит дом Светланы Янченко, возведут Дворец художественной гимнастики.