Крупнопанельное домостроение получило широкое распространение в Европе в середине прошлого века. Дома из сборных конструкций были призваны ликвидировать недостаток жилья после Второй мировой войны. Однако уже в 1970-х от этой технологии в большинстве стран полностью отказались. Минск же не только сохранил заводы КПД, но и приумножил производство железобетона. Только в прошлом году МАПИД выдал на-гора почти 600 тысяч квадратных метров. С одной стороны, быстровозводимое и сравнительно недорогое жилье позволяет решать квартирный вопрос тысячам семей. С другой, типовые серии обезличивают архитектуру, а уплотненная застройка превращает микрорайоны в то, что иногда называют обидным выражением «спальное гетто». Как работает завод крупнопанельного домостроения в Минске и есть ли у него перспективы? Об этом — в нашем фоторепортаже.
На этой неделе мы посетили минский завод КПД №1 на улице Розы Люксембург. Здесь производят железобетонные плиты для серии М464-У1. Такими 9-этажными домами с треугольными и трапециевидным эркерами застроены Каменная Горка и Брилевичи.
В день на заводе производят стены и перекрытия для 30 квартир, а продукции за пять дней работы конвейера хватит на то, чтобы построить 4-подъездный 9-этажный дом. Главный инженер завода Сергей Леминович провел нас по производству.
С чего начинается типовая «панелька» в Каменной Горке? Цемент для нее везут в Минск вагонами из Кричева и Волковыска, щебень доставляют из Микашевичей, а песок — из карьеров под Заславлем.
Мы стоим возле разгрузочной площадки. Пока обеденное время: ни вагонов, ни самосвалов здесь нет.
При помощи насосов цемент закачивается в силосы — огромные стальные бочки высотой в пятиэтажный дом. Всего их четыре, здесь может храниться до 2 тысяч тонн.
Затем по трубопроводу цемент поступает в бетоносмесительный цех — это сердце завода.
Рядом припорошенные снегом насыпи щебня и песка. По транспортерным лентам эти необходимые компоненты также попадают в бетоносмесительный цех.
В бетоносмесительном цеху весь технологический процесс контролируют два человека. На мониторах наглядно видно, в каких пропорциях перемешиваются компоненты.
На верхнем уровне гудят дозаторы щебня и песка, этажом ниже — шесть бетономешалок. Отсюда по транспортеру готовая масса поступает в нужный цех.
Идем в арматурный цех. Часть арматуры доставляют на завод в бухтах. Их разматывают и выпрямляют при помощи протяжной машины, которая задает стержням нужную длину.
Затем металлические стержни запускают в многоточечные машины с контактной сваркой. На изготовление арматурной сетки для самого крупного перекрытия требуется 2—3 минуты.
По ходу экскурсии интересуемся зарплатами заводчан.
— «Старослужащие» формовщики получают по 8—9 миллионов. Молодые специалисты, конечно, меньше — 4,5—5 миллионов, — говорит Сергей Леминович. — Зато помогаем с жильем: предприятие оплачивает сотрудникам до 15% от стоимости квартиры.
Появление на свет готовой плиты в цеху панельных перекрытий происходит за 8 часов. Для начала на конвейерную ленту подается пустая форма. В нее укладывают нужную по размеру арматурную сетку и каналы для электропроводки.
Затем из раздаточного бункера в форму засыпают рыхлую бетонную смесь.
Следующий этап: платформа начинает вибрировать, и бетон уплотняется.
Далее происходит финишная присыпка плиты полусухой смесью бетона и полировка диском для придания поверхности гладкости, после чего форма с плитой следует в конец цеха и опускается в пропарочную 144-метровую туннельную камеру, где она подвергнется тепло-влажностной обработке и будет набираться прочности в течение 8 часов.
Наконец, форма с затвердевшей железобетонной плитой поднимается на поверхность в противоположном конце цеха. Здесь происходит ее распалубка, и затем готовое изделие отправляется на склад.
Форму чистят, смазывают спецраствором и снова подают к бетонораздаточному механизму. Процесс беспрерывный.
Со склада готовой продукции панелевозы развозят плиты по стройкам Каменной Горки, Лошицы и Сухарево.
После экскурсии директор завода КПД-1 Владимир Корягин согласился ответить на наши вопросы.
— Главный архитектор Минска Александр Петров считает, что пора сворачивать в столице панельное строительство. Мол, не дает оно должной эстетики, притягивает в столицу иногородних. Может, и вправду пришла пора отказаться от «панелек»?
— У каждого профессионала может быть своя точка зрения. Вдаваться в полемику не стану. Выскажу лишь свое мнение: в данном случае эстетика вторична по сравнению с решением важнейшей государственной задачи — обеспечение людей доступным жильем. Как бы ни ругали панельное домостроение, а оно было и остается самым дешевым и самым быстрым. Коробка дома возводится в среднем за 9 месяцев! Благодаря тому что в Минске в свое время не отказались от заводов КПД, сотни тысяч семей из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий обрели долгожданную крышу над головой. Сейчас в Минске порядка 250 тысяч семей очередников. И без индустриального домостроения решить их квартирный вопрос в обозримом будущем едва ли возможно.
— Сохранилось ли панельное строительство в других столицах СНГ?
— Практически все столицы бывшего СССР ушли от этой технологии. Кроме Минска, панельные дома строятся в Москве и Санкт-Петербурге. Правда, объемы там сравнительно невелики. Сохранив заводы, мы не застряли в прошлом. МАПИД видоизменил типовые серии, внес разнообразие в облик зданий. Поставить рядом панельный дом 20-летней давности и современный — это большая разница. Увеличился размер комнат и кухонь. Новые дома уже не назовешь безликими коробками: треугольные, трапециевидные эркеры придают объем фасадам. В 19-этажных столбиках появились выносные лоджии и кухни. Да и по комфорту, будем говорить, это жилье не сильно уступает каркасно-блочным домам.
— А как же быть с жалобами жителей Каменной Горки, других новых районов на слабую звукоизоляцию?
— Что касается санитарных норм, то здесь, поверьте, все стандарты соблюдены. В домах с отделкой МАПИД кладет на пол специальный линолеум со звукоизоляционной подосновой. Зачастую жильцы затевают ремонт и меняют наш линолеум на свой — более красивый, но лишенный дополнительной защиты от шума. Тогда возникает дискомфорт… Что касается наружных стен, то они достаточно теплые. При их производстве сейчас добавляется эффективный пенопласт, компоненты для которого привозятся из Германии. Окна устанавливаются только со стеклопакетами. Конечно, у панельного дома есть свои недостатки, но для своей цены качество такого жилья более чем приемлемое.
— МАПИД собирается уменьшать площадь квартир. Ждет ли нас возврат к «хрущевкам» и когда появятся видоизмененные серии?
— Здесь мы реагируем на потребности рынка. После кризиса снизилась платежеспособность белорусов, стали высоки ставки по кредитам на жилье — и люди начали искать альтернативу просторному жилью. Сейчас разрабатываются новые планировочные решения. Площадь квартир уменьшится, вместо «трешек» на этаже станет больше однокомнатных квартир. МАПИД будет строить и квартиры-студии современного образца площадью до 29 квадратных метров. Пожалуй, такое жилье станет оптимальным вариантом для молодежи.
— Первым «хрущевкам» отводили 50 лет жизни. А насколько долговечны современные панельные дома?
— На заре строительства «хрущевок» их срок эксплуатации действительно рассчитывали на 50 лет. Предполагалось, что к этому времени в местах стыка панелей начнется ржавление и разрушение металлоконструкций. С тех пор прошло полвека. И что же? Было проведено исследование: вскрыты стыки и изучено состояние металла. С ним ничего не произошло! Так что срок службы панельных домов уже увеличен до 100 лет.
— С учетом запрета на освоение пахотных земель в Минске уже не осталось участков для новых микрорайонов. Будет ли завод сворачивать мощности или новые объемы дадут города-спутники?
— МАПИД уже возводит первый 9-этажный дом в Смолевичах. Разрабатываются проекты малоэтажных жилых домов (до 5 этажей) и панельных коттеджей. Однако прежде чем развернуть в Смолевичах массовое строительство, необходимо решить проблему коммуникаций. Нынешние сети не выдержат дополнительной нагрузки… Другое направление — выход на российский рынок. Уже этой весной стартует пилотный проект в Калуге, где МАПИД будет возводить жилье для работников, привлеченных на автозаводы. Есть предложения из Смоленска и Подмосковья. Так что, поверьте, конвейер крупнопанельного производства в Минске остановлен не будет.