Продолжаем публиковать истории, присланные на конкурс «Жильё моё — 2». Сегодня о своих злоключениях рассказывает наш читатель по имени Алексей. В 2008 году он присмотрел по объявлению дешевую «однушку» в Курасовщине и на следующий день передал ее «хозяевам» 13 тысяч долларов по предоплате. Но те, очевидно, и не собирались продавать квартиру. Доведенный до отчаяния парень хотел было взять в руки столярный инструмент и устроить самосуд над мошенниками, но выбрал все же цивилизованный способ разрешения конфликта. Добился возбуждения уголовного дела и выиграл судебный процесс.
Зовут меня Алексей, родился я в славном городе Гомеле. Неплохо учился, чуть-чуть состоял, немного привлекался, спортом занимался. В 1996 году надумал я отдать долг не другу по подъезду, а Родине. Служил в погранвойсках сначала в Сморгони, а затем в Минске. В 2006-м снял я комнату за 80 долларов в Чижовке и решил собирать деньги на собственный угол в столице, хоть какой. К весне 2008-го вместе с банковским кредитом и помощью мамы можно было наскрести 50 000 долларов и за эти деньги купить самое бюджетное жилье в Шабанах или той же Чижовке.
Пока нашел поручителей, наступил август, и цены на жилье пошли вверх. В состоянии легкой паники ищу по сайтам объявления. И вот, кажется, удача: «однушка» в Курасовщине с евроремонтом площадью 37 кв. м за 50 000 долларов!
Срочно звоню по телефону и напрашиваюсь на осмотр жилья. Встретил меня молодой человек приятной наружности. Он показал документы, сказал, что квартира принадлежит его жене, она медсестра и сейчас на работе в поликлинике, и предложил подъехать к ней. Приехали к ней на работу и обсудили все нюансы продажи. Я узнал, что в квартире прописана только хозяйка и еще один мужчина — пожилой родственник, за которым они ухаживают, и выпишется он без проблем. Продают квартиру они потому, что покупают «трешку» в новостройке. Главным условием продажи с их стороны была предоплата в размере 30 млн рублей (14 000 долларов), поскольку им необходимо также внести большую предоплату за новую квартиру. Я сказал, что могу дать 28 млн рублей (13 тысяч долларов). Забегая вперед, скажу: тогда они даже не догадывались, что эти 2 миллиона сберегут им 5 лет свободной жизни…
Итак, решение мною было принято. На следующий день мы встретились в центре города, съездили в нотариальное агентство и оформили договор займа, по которому в течение месяца мы должны были оформить сделку купли-продажи квартиры. Также мы условились, что они в течение двух недель выпишутся из данной квартиры и закажут все необходимые документы для оформления сделки.
И вот прошло две недели. Абсолютно не волнуясь, я позвонил им, но трубку не сняли. «Немного» заволновался, отпросился с работы и поехал к ним на квартиру. Там никого. Пошел в РКЦ ЖЭСа и узнал, что хозяйка квартиры прописана в ней по договору ренты и ухаживает не за пожилым человеком, а мужчиной 40 лет, бывшим мужем ее сестры… Платили за квартиру они крайне нерегулярно, что говорит об их финансовых затруднениях. Затем помчался на работу этой девушки — в поликлинику. Там ее нет. Оказалось, ушла на больничный…
В конце концов, они мне сами перезвонили: у нас, мол, заболел ребенок, и мы в Солигорске, у родителей. Я спросил, почему вы не выписались, заказаны ли документы из налоговой и БРТИ. Девушка: «Все документы заказали, а выписаться не успели, через два дня приедем в Минск и заключим договор купли-продажи».
Я приехал в БРТИ, чтобы все проверить. Мне в ответ: документов на данную квартиру заказано не было. Звоню им снова. Они: «Это какая-то ошибка. Мы все заказали». Мало-помалу я начинал осознавать, что меня дурят. В тот день у меня было состояние точь-в-точь как у главного героя фильма «Карты, деньги, два ствола», когда он проиграл мошенникам полмиллиона. Тошнило и кружило, как на карусели.
Что я предпринимал дальше? Пошел в адвокатскую контору. Там мне ответили, что все легко решается: я заключаю с адвокатами договор, они подают в суд. При этом мне надо заплатить 10% от суммы иска государству. Но один нюанс: если мы выигрываем дело, ответчица не сразу, а в течение долгих лет может выплачивать мне сумму иска, поскольку у нее малолетний ребенок и зарплата маленькая. После этого они заявили, что за консультацию я должен 50 000 рублей (25 долларов). Я сказал, что свой большой кошелек забыл в машине, и сейчас приду. Вышел, повернулся, плюнул и ушел.
Посоветовавшись «кое с кем», я понял, что нарвался на мошенников. Можно решить мое дело с помощью некоторых средств, но при этом мне достанется лишь десятая часть моих денег, и это не совсем законно. Поэтому лучший способ решить вопрос — идти в милицию и писать заявление, что и было сделано. После этого мною неоднократно были предприняты звонки хозяйке квартиры. Она пыталась меня успокоить: зря волнуюсь, все будет хорошо. Из милиции пришел ответ, что в действиях «хозяйки» нет уголовной составляющей. Что она очень хочет отдать мне деньги, но пока у нее их нет.
Заявление писал 4 раза, и на обжалование в прокуратуру. Ответ был один и тот же. Это длилось с августа до середины декабря. В это время мы пару раз встречались, молодая пара постоянно меня успокаивала, что готовы продать квартиру, но второй прописанный человек отказывается продавать ее. На одной из встреч предоставили подделанную дарственную (сделанную на лазерном принтере) этого второго прописанного человека. Пытались убедить, что он переписал квартиру на девушку. В общем, тянули время.
Однажды ночью, когда в очередной раз не мог уснуть, мне пришло на ум простое решение проблемы. Взять столярный инструмент и с помощью него у них на квартире попробовать достучаться до их совести. Я встал и поехал. Слава богу, мне никто не открыл дверь…
В середине декабря 2008-го мне надоело обманывать самого себя, и я понимал, что если сейчас не решу эту проблему и не приму кардинальных мер, мне придется забыть о своих 13 тысячах долларов и уехать домой к маме, в Гомель. Я поехал в прокуратуру Октябрьского района, где пришлось силой пробираться к главному прокурору. Он едва не дал мне 15 суток, но все-таки выслушал и позволил по-новому написать заявление.
Через неделю прокурор вызвал меня на очную ставку с «хозяйкой». На встрече она мне поклялась свои ребенком, что 10 января деньги отдаст.
1 января 2009 года после хорошо встреченного Нового года проходил мимо обменного пункта, где увидел, что курс доллара вырос благодаря девальвации. Получается, они мне должны намного меньше, чем были. Я им позвонил и «пожелал» крепкого здоровья и долгих лет жизни.
10 января на встрече у прокурора они денег так мне и не отдали, так как у них их что-то сорвалось в очередной раз. После чего было заведено уголовное дело по статье «Мошенничество в крупных размерах» (срок от 2 до 7 лет). Им, получается, еще и повезло, что я им недодал 2 миллиона. Тогда они пошли бы по статье в особо крупных размерах (от 10 до 15 лет). Следствие длилось до мая. После чего дело передали в суд. За это время я подготовился по вопросам юриспруденции, сам составил исковое.
По итогам суда мне вернули мои 28 млн и назначили материальную компенсацию в размере 9 млн (получилось как раз 13 тысяч долларов). Она получила 2 года химии, он — 5 лет тюрьмы.
Самое главное, что к этому времени цены на жилье упали. И я за сумму 57 тысяч долларов смог купить не хрущевку на «вторичке», а новую 2-комнатную квартиру на аукционе у МАПИДа.
Сейчас я живу в новой квартире, у меня растет доченька. В принципе, для этого квартиру я и покупал. Теперь понимаю: когда я попал в беду, то боролся не за деньги (это только бумага) и не за квартиру (это просто бетон). Как бы это громко ни звучало, я боролся за свое будущее, а это придавало сил и смелости. Хочу сказать словами главного героя фильма «Брат-2»: «Сила в правде». И все, кто попал в трудную ситуацию, не сдавайтесь, а боритесь и не бойтесь мошенников.
Фото и видео не высылаю, потому что история все-таки криминальная, а у меня маленький ребенок. Не хочу лишний раз рисковать.
От редакции. С правилами участия в конкурсе «Жильё моё — 2» можно ознакомиться здесь. Расскажите о том, как строили или покупали квартиру или дом и выиграйте телевизор с диагональю 32 дюйма! Ждем ваши интересные истории на ng@onliner.by.