Фоторепортаж: достроят ли станцию метро «Малиновка» к ноябрю 2013 года?

 
32 304
02 января 2013 в 11:08
Источник: minsk-metro.net
Источник: minsk-metro.net

Участок «Петровщина» — «Малиновка» до последнего времени оставался второстепенным для метростроевцев. Однако теперь все силы стянуты именно сюда. Поставлена задача сделать новую станцию подарком к очередному Дню Октябрьской революции. Реально ли уложиться в столь сжатые сроки? Судя по фотографиям и информации в блоге проекта minsk-metro.net, вероятность открытия станции «Малиновка» в ноябре 2013 года можно поставить под сомнение.

Проходческие работы ведутся с использованием традиционного для Минского метростроя оборудования — немеханизированных щитов ЩН-1С. На данный момент проходка от монтажно-щитовых камер за станцией «Петровщина» близится к завершению. По состоянию на 26.12.2012 по левому тоннелю пройдено 428 метров, а по правому — 365 метров. Инженерно-геологические условия на данном отрезке в целом благоприятные: притока воды в тоннель практически нет, грунт не очень влажный. Хотя по мере приближения к пересечению с проспектом Любимова условия проходки заметно ухудшаются: порода становится более водонасыщенной и тяжелой, что предсказуемо, ведь трасса тоннеля приближается к пойме реки Лошица.

Нажмите на схему проходки для увеличения.

По трассе тоннелей, начиная от монтажно-щитовой камеры, расположенной вблизи перекрестка проспектов Дзержинского и Любимова и заканчивая прохождением поймы реки Лошица, работает система водопонижения. Проходка здесь ведется в очень неблагоприятных условиях. С точки зрения геологических условий это один из наиболее сложных участков за всю историю строительства метро в Минске. Несмотря на применение водопонижения, приток воды в тоннель очень сильный, ее уровень местами выше колена, грунт неустойчивый и водоносный, плывуны здесь — явление обычное. По состоянию на 26.12.2012 по левому тоннелю здесь пройдено 167 метров, по правому — 309 метров. Воды больше в правом тоннеле, что объясняется более близким расположением забоя к руслу реки.

Панорамный вид с высоты: тупики за станцией «Малиновка» и часть будущей станции (фото Александра Зайцева).

Активно ведутся работы и на месте будущей станции. В настоящее время стройплощадка представляет собой систему из двух больших котлованов — котлована тупиков и котлована станционного комплекса. Оба котлована раскрыты менее чем наполовину. Уже началась сборка конструкций как станции, так и оборотных тупиков. Объем выполненных здесь работ и степень готовности можно сопоставить с готовностью станции «Грушевка» в конце 2008 года. Однако не стоит забывать, что в 2008-м строился участок из трех станций, теперь же все силы сосредоточены лишь на одной станции и перегоне, что вселяет определенный оптимизм. Вспоминается опыт Киева, когда станция «Выставочный центр» была построена с нуля фактически за год. С другой стороны, настолько авральное строительство для Минского метростроя не характерно.

Общий вид стройплощадки тупиков за станцией «Малиновка».

Конструкции тупиков.

Еще предстоит большой объем земляных работ по раскрытию котлована тупиков.

Разработка котлована станции.

К сожалению, стоит поставить под сомнение возможность открытия участка продления 1-й линии от «Петровщины» до «Малиновки» в ноябре 2013 года. Однако если будет использован административный ресурс, продолжена практика привлечения людей из сторонних организаций и проведения субботников, то чисто теоретически чудо не исключено. В любом случае необходимо возвести конструкции станции и тупиков и завершить проходку — а эти работы может выполнить исключительно УП «Минскметрострой». Ни субботники, ни ресурсы сторонних организаций здесь не помогут. И если генподрядчик выполнит свою работу за 5—6 месяцев (вероятность чего крайне мала исходя хотя бы из скорости проходки на морально устаревшем оборудовании в сложнейших условиях), то рассчитывать на пуск в 2013 году при круглосуточной работе строителей можно.

Но если принять во внимание сложность и низкую скорость проходки, а также время, требуемое на обустройство тоннелей, устранение течей и монтаж оборудования, то завершение всех работ по строительству перегона, станции и тупиков в течение 2013 года видится маловероятным. Уповать стоит снова на чудо.