Расписывая все блага государственного арендного жилья, чиновники не раз отмечали, что обилие данных квартир со временем должно спровоцировать снижение цен на рынке аренды. Однако пока таких тенденций не наблюдается: администрации районов Минска за год выделили менее 200 помещений коммерческого использования, а первых два арендных дома на территории Парка высоких технологий еще не готовы к заселению. Не лучшим образом обстоят дела и в регионах. Как будет развиваться рынок арендного жилья, при каких условиях интерес к нему проявят частные застройщики и будут ли расти тарифы на проживание в доходных домах? Об этом в интервью «Республиканской строительной газете» рассказал начальник управления жилищной политики Минстройархитектуры Беларуси Александр Горваль. Предлагаем ознакомиться с его ответами на наиболее интересные вопросы.
— Удалось ли наладить государственно-частное партнерство для строительства такого жилья? Разработаны ли механизмы стимулирования инвесторов, в частности, предоставление им недорогих кредитных ресурсов и различного рода преференций, как это делается в европейских странах?
— В нашей республике большинство частных строительных компаний Беларуси сегодня не обладает достаточным собственным капиталом для строительства арендного жилья под ключ. Все они используют заемный капитал и предлагают гражданам долевое строительство. Поэтому необходимо отработать экономические механизмы государственно-частного партнерства. Ведь западные идеи, которые так хорошо воспринимаются на слух, на нашу «почву» не всегда ложатся. Поэтому привлечь негосударственный капитал в необходимых объемах на данном этапе пока не получается.
— За какой период планируется окупить затраты на возведение таких домов?
— На данном этапе мы исходим из расчета 40—50 лет, хотя в текущих ценах окупаемость этого жилья составляет 25—30 лет. Пока тяжело сказать, окупятся ли они за такой период, но окупаемость — один из основных принципов формирования госфонда такого жилья.
— Расскажите о принципах формирования и распределения государственного фонда арендного жилья. Известно, что при его распределении преимущество будет отдаваться нуждающимся в улучшении жилищных условий. Будут ли они исключаться из списка нуждающихся? Будет ли продлеваться с квартиросъемщиками договор найма, если они построят жилье и, соответственно, будут сняты с очереди?
— Указом №512 право на получение жилых помещений коммерческого использования в первую очередь предоставляется гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и при наличии свободных квартир — всем желающим. Распределение осуществляется в порядке очереди. При аренде квартиры из госфонда не предусматривается исключение граждан из списка нуждающихся, однако в перспективе данная норма, возможно, будет введена. Также при решении квартирного вопроса очередниками (покупка или строительство жилья) и, соответственно, снятия с них такого статуса, с ними не будет продлеваться договор найма.
— Нельзя исключать ситуацию, когда квартиросъемщики будут пересдавать арендную квартиру по более высокой цене. Рассматривался ли вопрос контроля за злоупотреблениями социальными льготами?
— Согласно указу №512 жилые помещения коммерческого использования не подлежат обмену, разделу, продаже или приватизации, а также сдаче по договору поднайма. Поэтому пересдача арендного жилья запрещена, а при выявлении таких случаев граждане будут нести административную ответственность. Что касается механизма контроля, то это входит в компетенцию местных исполкомов.
— Какова система расчета платы за арендное жилье? Каким образом будет происходить повышение стоимости аренды: как общая тенденция или отдельный случай?
— Согласно указу № 12 размер платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования будет определяться исходя из размера базовой ставки платы за пользование такими помещениями, устанавливаемой Советом министров Беларуси, с применением коэффициентов, определяемых облисполкомами и Мингорисполкомом в зависимости от места нахождения жилого помещения и его технического состояния. Стоимость арендного квадратного метра периодически будет пересматриваться с учетом экономической ситуации в республике, т. к. для государства содержание такого жилья должно быть экономически оправданным.
— На данный момент стоимость аренды частного жилья в Минске бьет рекорды. По планам чиновников, создание фонда доходных домов должно уменьшить арендные ставки на рынке...
— Ввод двух арендных домов и даже двадцати ситуацию существенно не изменит. Только по официальным данным, в республике около 50 тысяч квартир сдается в аренду. Поэтому чтобы на рынок коммерческого найма как-то повлиять, необходимо 5—10 тыс. арендных квартир, которые «подвинут» сегодняшний рынок арендного жилья по цене. К слову, на данный момент, если сравнивать идентичные по характеристикам государственные и коммерческие квартиры, стоимость их аренды отличается в 1,5—2,5 раза.
— Строящееся сегодня арендное жилье — типовых потребительских качеств. Планируется ли в будущем возводить элитные доходные дома?
— Об этом еще рано говорить. Пока планируется строительство жилья типовых потребительских качеств. Элитное жилье — за пределами госбюджета. Если частные компании проявят желание, пусть строят. Государство должно действовать по принципу: за имеющееся количество денег обеспечить максимальное количество граждан крышей над головой.