Венгерская компания предложила проект реконструкции стадиона «Динамо». Почему его не приняли власти Минска?

 
21 111
13 ноября 2012 в 13:38
Источник: «Прессбол»
Источник: «Прессбол»

Как сообщалось ранее, венгерская инжиниринговая компания «Грабоплан» выиграла тендер на реконструкцию минского стадиона «Динамо» и предложила собственную концепцию перестройки объекта. Работы по модернизации стадиона были оценены в 145 млн евро. Однако на днях стало известно, что Мингорисполком объявил открытый архитектурный конкурс на разработку дизайн-проекта «Динамо». В совокупности с недавними заявлениями президента складывается впечатление, что в ходе реализации проекта возникли серьезные проблемы и противоречия. Тему исследует газета «Прессбол».

Венгры отвели на реконструкцию 28 месяцев и работы планировали начать в октябре — ноябре нынешнего года. Успешная игра БАТЭ в Лиге чемпионов несколько подкорректировала сроки. И здесь на фоне ожиданий перемен как гром среди ясного неба грянуло совещание у президента страны как раз по вопросу реконструкции стадиона.

Жесткие оценки состояния дел и грозные тезисы главы государства быстро разлетелись по интернету, и в их канве венгерский генподрядчик представал уже совсем в ином свете — как практически отставленный от предстоящей реконструкции, несмотря на достигнутые прежние договоренности, которые были объявлены президентом «не совсем разумными и выверенными».

Итоги совещания породили множество вопросов к нашим зарубежным партнерам. Удовлетворить любопытство корреспондента газеты согласился представитель компании в Беларуси господин Дьердь Мижак.

— Если договор подписан почти полгода назад, почему же до сих пор не началась реконструкция?

— Договор генподряда начинает действовать только после подписания кредитного договора, получения предоплаты части средств для начала работ и передачи самого стадиона на реконструкцию, чего, к сожалению, не произошло.

— И в чем была загвоздка с кредитным договором?

— Фактически кредитный договор Мингорисполком, как заказчик, мог подписать уже в августе. Но этого не случилось. Переговоры затянулись, и не по нашей вине. Началось скрупулезное изучение бумаг, что, по существу, неплохо, но по каким-то причинам это не было сделано в рамках диалога, который велся бы в конструктивном русле. Мы, конечно, догадывались, что заказчик выжидает, что-то взвешивает. В то же время не хотели ему мешать, давить на него. Понимали: сумма проекта немалая. Но в итоге выяснилось, что заказчик прорабатывает и другие варианты, никак не связанные с проведенным им международным конкурсом.

— Когда президент высказал предположение, что реализовать основную часть проекта возможно и без привлечения зарубежных кредитов, о готовности внести значительную сумму (около 30 миллионов долларов) сразу же заявил глава «Трайпла», председатель наблюдательного совета ФК «Динамо-Минск» Юрий Чиж. Как вы восприняли приход на, казалось бы, вашу грядку столь мощного, по белорусским меркам, игрока?

— Мы совсем не против, чтобы частные белорусские или иностранные инвесторы частично финансировали реконструкцию. Это хорошее и нужное дело. В отношении участия в строительных работах мы тоже были открыты, более того, гарантировали, что немалая часть бюджета на реконструкцию будет предоставлена белорусским субподрядчикам, ведь бетон и арматуру из Венгрии везти нет смысла.

Правда, следует учесть и то, что современный стадион — это прежде всего инженерное сооружение, а не обычный объект недвижимости, и при его строительстве нужно не только иметь особую систему ведения генерального подряда, но и внедрить современные технологии, обеспечивающие комплексное функционирование объекта, поскольку мы предоставляем семилетнюю гарантию на стадион. Особое место здесь занимают критерии УЕФА. Взять хотя бы требования к размеру и количеству выходов, ведь эвакуация всех зрителей со стадиона подобного типа должна произойти за 14—18 минут.

Возникает вопрос: готова ли какая-нибудь белорусская компания взять на себя ответственность за то, что все работы будут выполнены правильно, и не придется их переделывать за свой счет, если УЕФА вдруг не сертифицирует стадион. Сам не пробовал продукцию фирмы «Трайпл», но хорошо знаю действие пузырьков в газировке: они как появляются, так и исчезают.

— В итогах совещания отражено поручение главы государства подготовить окончательный архитектурный проект реконструкции стадиона «Динамо» до 10 декабря. Сразу возникают вопросы: значит ли это, что ваш проект уже перечеркнут, и кто вообще будет разрабатывать и представлять президенту окончательную документацию?

— Давайте смотреть реально. Мингорисполком должен провести тендер на эскизный проект до 10 декабря. Разработать за это время полноценный эскизный проект невозможно. Скорее всего, речь может идти о предэскизном проекте. Как мне известно, в Беларуси такие стадионы никто не строил. Что же касается европейских компаний, то они, как правило, долго изучают рынок, не говоря уже о конкретных действиях. Поэтому вопрос может повиснуть в воздухе.

Мне нравится ваша пословица: «Коней на переправе не меняют». Тем более что мы не просто предложили проект, а разработали целую концепцию реконструкции стадиона, и не одну. Уверен, среди них найдется и та, о которой и говорил президент.

— Каким видите дальнейшее сотрудничество с белорусской стороной?

— Нам еще никто официально не заявил, что есть какие-то неразрешенные вопросы, а тем более основания для прекращения работы. Разве что нас попросили вежливо уйти самим. Мы со своей стороны уведомили партнеров, что готовы приступить к осуществлению реконструкции с 1 декабря, как это оговаривалось ранее, при условии, что будет подписан кредитный договор и осуществлена оговоренная сторонами предоплата и передача стадиона на реконструкцию.

— Допускаете ли вы, что венгерскую компанию кто-то намеренно вытесняет?

— В это не хотелось бы верить. Мы пришли в Беларусь с открытыми намерениями и надеждой на равноправие. Предложили многолетний опыт, привели с собой венгерский государственный банк, который сделал очень достойное кредитное предложение.

—То есть вы хотите сказать, что пока ничего критичного не произошло, а ваш проект немного затормозился и вскоре заработает?

— Хороший вопрос... Оценивать могу только документы и последствия, исходящие из событий, вызванных действиями этих документов. Наш опыт участия далеко не в одном международном тендере говорит, что аннулирование подобного конкурса на этом этапе приведет к большим финансовым потерям для виновной стороны, которые могут выразиться в десятках миллионов евро. Мы абсолютно уверены, что все участвующие стороны достойно выйдут из сложившейся ситуации. Мы настроены на дальнейшую плодотворную совместную работу.