Фоторепортаж: как минскому проспекту Дзержинского придают «европейский лоск»

 
10 354
28 сентября 2012 в 19:59
Автор: Николай Градюшко. Фото: Аркадий Соболев, Влад Борисевич, http://www.skyscrapercity.com
Автор: Николай Градюшко. Фото: Аркадий Соболев, Влад Борисевич, http://www.skyscrapercity.com

В докризисные годы минские власти и архитекторы грезили грандиозными планами и произвели на свет сразу несколько феерических проектов. Наряду с так и не состоявшимся «Минск-Сити» заслуживает внимания концепция комплексной реконструкции проспекта Дзержинского. Облик одной из главных транспортных артерий города решено было кардинально изменить всего за несколько лет: снести с лица земли усадебную застройку, проложить метро, построить десятки современных жилых домов, бизнес-центры, гостиницы. «К 2011 году проспект Дзержинского обретет европейский лоск», — заверял бывший главный архитектор города Виктор Никитин на встрече с журналистами в ноябре 2008-го. Непростые времена внесли свои корректировки в планы градостроителей. Что удалось воплотить в жизнь, а что нет? Об этом наш пятничный фоторепортаж.

Начинаем объезд с площади Богушевича. Здесь, со стороны улицы К. Цеткин, собирались воздвигнуть многофункциональный комплекс «София» — офисное здание, торговый центр, жилой дом и паркинг.

Все это так и осталось в планах.

Офисное здание ЗАО «Лект» за администрацией Московского района — самая интенсивная стройка на проспекте. Несмотря на сопротивление местных жителей, за девять месяцев возведено 16 этажей. Судя по всему, здание будет точно таким, как на эскизах.

Жильцы соседнего дома утверждают, что общественного обсуждения этого проекта не проводилось. По их мнению, «высотка» заслонит жилой дом от солнца, а паркинг под окнами в совокупности с перспективной транспортной развязкой сделают условия жизни невыносимыми. В конце прошлого года, собрав около 500 подписей, люди обратились во всевозможные инстанции, начиная от районной власти и заканчивая администрацией президента. Застройщик подыскал альтернативную площадку для паркинга — это все, чего удалось добиться.

Сдать объект планируют в мае 2013-го. Тогда сюда переедет компания «Патио», которая владеет сетью магазинов «Пятый элемент», и ее подразделения.

Еще одна ударная стройка — гостиница в районе улицы Извозной. Оператором 4-звездочного отеля выступит международная компания Marriott. 11-этажное здание уже почти выведено под крышу. Здесь будет 256 номеров, в том числе один президентский люкс, конференц-залы, ресторан, лобби-бар, фитнес-центр с бассейном, салон красоты.

По своей архитектуре отель обещает стать незаурядным.

Рядом компания «Рубироз Интернешнл» возводит бизнес-центр с автосалоном. На протяжении последнего года стройка шла еле-еле и лишь в последние месяцы заметно активизировалась.

Осталось дождаться декабря 2013 года, чтобы сравнить эскиз с окончательным результатом.

Явной архитектурной доминантой начала проспекта Дзержинского может стать 22-этажный офисно-жилой дом. В 18-этажной секции запроектированы 64 квартиры. Офисная часть здания выше жилой на четыре этажа. Пока существуют лишь эскизы. Судьба проекта неизвестна.

Так эта часть проспекта выглядит сегодня.

Куда более реальный проект — бизнес-центр «Евросет»  напротив Rubin Plaza. Раньше здесь находилось невзрачное двухэтажное здание автобазы. В мае этого года его снесли. Швейцарский холдинг «Евросет» намерен воздвигнуть комплекс из двух башен высотой до 14 этажей. Кроме офисов класса А, здесь запроектированы магазины, банк, ресторан. Стройка должна начаться в марте 2013-го, а завершиться в ноябре 2014 года. Пустырь ждет своего часа.

Rubin Plaza — первый бизнес-центр на проспекте Дзержинского, известный многим минчанам благодаря некогда популярному «Арт-кинотеатру». Зимой этого года администрации кинотеатра вместе с предпринимателями из торгового центра пришлось собрать вещи и покинуть здание. Смена профиля была вызвана низкой активностью клиентов, что объясняется слабыми темпами застройки проспекта. Теперь первые этажи Rubin Plaza занимает «БПС-Сбербанк».

Одна из немногих завершенных строек на проспекте — новое административное здание «Беларусбанка».

Капсулу в его основание заложили в феврале 2009 года. «„Беларусбанку“ принадлежит особая роль в истории и развитии Республики Беларусь. Его по праву называют „народным банком“, и мы этим гордимся», — это строки из послания к потомкам. Финансовые неурядицы сказались на сроках: вместо запланированных двух лет стройка тянулась три с половиной года.

От Rubin Plaza по нечетной стороне проспекта растут и высятся жилые дома, а застройщики набивают цену за счет близости станции метро «Грушевка». Компания «Инвест-Систем» просит за метр в каркасно-монолитной  новостройке от 1180 до 1280 долларов. 22 тысячи долларов будет стоить машино-место в заглубленной автостоянке. Дом сдают тремя пусковыми комплексами, жилая часть будет полностью готова в феврале 2013 года.

На месте снесенного прошлой осенью послевоенного квартала в районе перекрестка пр. Дзержинского — ул. Хмелевского застройщик «Айрон» продолжает возведение 16—19—24-этажного дома. Здесь степень готовности меньшая, чем на предыдущем объекте, а за метр хотят получить 12001300 долларов.

Через дорогу компания «Жилстройкомплект» начинает строить крупный жилой комплекс «Грушевский посад». Цена метра на стадии котлована  от 1100 долларов.

Раньше на месте стройплощадки располагалось несколько частных домов, жильцы которых в ожидании сноса десятки лет обходились без водопровода. Сегодня вопросы с расселением решены. Люди переехали, а из их опустевших домов тащат кирпичи и барахло.

Новостройка на перекрестке с улицей Щорса  один из проблемных домов «Минскстроя». Сроки сдачи объекта переносятся, вместе с тем растет и стоимость квадратного метра. Дольщики считают — необоснованно.

Еще один жилой комплекс появится в границах проспекта Дзержинского, улиц Щорса, Декабристов и Папанина. Некий загадочный английский инвестор займется сносом довоенных домов барачного типа и построит за средства дольщиков 11-подъездный дом на 700 квартир. Риелторы уже ведут переговоры с местными жителями.

Квартал от улицы Щорса до проспекта Жукова отдан под застройку СЗАО «ЛадаГарант». Пока эскизы имеют мало общего с действительностью.

За квадратные метры в доме «Колизей», окна которого выходят на первую в Минске трехуровневую развязку, просят около 1100 долларов.

Участок проспекта от развязки до улицы Гурского пока больше напоминает деревню, которую поделила надвое широкая автотрасса. Проектов застройки этой территори было несколько, но пока здесь все почти без перемен.

А вот и известный дом на Уманской, хозяин которого с 2009 года стал костью в горле для строителей.

Сначала Алексею Воскобовичу предлагали одну 4-комнатную квартиру на 9 человек, потом «трешку» и «двушку», затем 5-комнатную. Требуя справедливой компенсации, владелец дома затеял судебную тяжбу, написал письмо президенту и развесил на фасаде плакаты с просьбами «остановить беспредел и беззаконие». Этим летом растяжки исчезли — конфликтующие стороны пошли на мировую.

Обстановка в районе станции метро «Михалово». Будем надеяться, к 7 ноября здесь все доведут до ума.

На заднем плане — строящаяся третья очередь торгового центра «Глобо». Новое высотное здание сдадут к декабрю 2014-го.

Дальше едем в объезд перекопанного проспекта через микрорайон Михалово. На проспекте газеты «Правда» еще одна новостройка — 25-этажный жилой дом компании «Инвест-Систем». Этажи растут быстро, цена метра также прибавляет месяц от месяца. Сейчас — в районе 1180 долларов.

На месте некогда существовавшей автостоянки безостановочно возводит свой жилой квартал Московская инвестиционная строительная компания. Скоро здесь будет сдана 25-этажная башня, где пока идут отделочные работы.

Подземная стоянка пока не работает, но и транспортного коллапса во дворе не наблюдается: дома еще не полностью заселены. Идут ремонты, отчего, как нам рассказали жильцы, время от времени выходит из строя лифт. Цена на квадратный метр в «Московском» варьируется от 1260 до 1385 долларов.

Еще одна многообещающая стройка — административно-общественный комплекс «Титан». Первый бизнес-центр возвышается здесь с 2009 года. Рядом появятся еще два «столбика» и паркинг.

На противоположной стороне проспекта — Студенческая деревня. Пока все идет по плану, закладывают фундамент нового общежития на пересечении проспекта Дзержинского и улицы Чюрлениса.

Заезжаем в деревню Дружба, которая третий год с горем пополам идет под снос. Здесь постоят два микрорайона: один — панельные дома для нуждающихся возле железной дороги (строят уже давно), второй — жилье с налетом того самого «европейского лоска» в белорусском варианте. Так будет выглядеть дом «Дюна», под который совсем недавно отгородили площадку.

Жильцы нескольких крепких коттеджей отказались переселяться в тесные квартиры Каменной Горки.

— Будем стоять до конца — только адекватная компенсация, — заявил нам владелец особняка из красного кирпича. — Лишают не только дома, но и источника дохода. У меня во дворе баня, я предприниматель. Хотя в благополучный исход верится с трудом: слишком бедное наше государство.

Жить в окружении запустения и разрухи — то еще удовольствие. После отселения людей многие дома в Дружбе по какой-то причине не сносят, и они так и манят бомжей.

Подбираемся к конечной точке нашего маршрута — микрорайон Брилевичи. Со стороны Малиновки «Минскпромстрой» интенсивно возводит жилой комплекс. На пару с уже почти достроенным домом компании «Арэса-Сервис» он должен образовать так называемые парадные ворота Минска с брестского направления. Выглядеть это должно примерно так.

Судя по эскизам, строители окончательно уничтожат зеленые насаждения, оставшиеся от старинного брестского тракта.

За квадратные метры в «парадных воротах» просят сегодня в среднем 1200 долларов.

Ну и, наконец, финиш — печально известный своими многочисленными недоделками и строительным браком жилой комплекс «Дружный». Первый и второй пусковые комплексы доводят до ума, рядом закладывается третий дом.

Конечно, архитекторам и строителям не удалось за пять лет переделать проспект до неузнаваемости, местами он все еще напоминает деревню. И все же, как нам показалось, не так уж плохо обстоят дела. Дома, станции метро, транспортные развязки — хоть и с опозданием, но все строится. Подъемные краны не заржавели, а строители не убежали с объектов в поисках лучшей доли. За эти годы вдоль проспекта не появилось ни одного панельного дома. А это по нынешним меркам уже достижение.