Стройка «до победного»: 9 фактов о новом музее Великой Отечественной войны (фото)

 
4503
09 мая 2012 в 9:46
Автор: Артур Боровой. Фото: Аркадий Соболев, http://kimpress.by/
Автор: Артур Боровой. Фото: Аркадий Соболев, http://kimpress.by/

Сегодня страна с размахом празднует День Победы. Родственники и знакомые поздравят ветеранов. Чиновники будут говорить с трибун о подвиге и героизме. Наверняка упомянут и о главном символе памяти современной Беларуси — новом музее истории Великой Отечественной войны. Комплекс строят на пр. Победителей в Минске. Откроют его ровно через два года — 9 мая 2014-го. Мы решили еще раз вспомнить все, что известно об этой грандиозной «народной» стройке.

Архитекторов упрекали в том, что здание похоже на Рейхстаг

Проект музея, о появлении которого стало известно в непростое для экономики страны время, сразу же начали критиковать. Ругали идею строительства, обсуждали внешний вид. Одно из обвинений — своим куполом здание будто бы напоминает Рейхстаг. Говорить о каком-либо сходстве на данном этапе строительства, впрочем, глупо.

Один из авторов проекта, архитектор Виктор Крамаренко, идею музея охарактеризовал так: «Авторский коллектив постарался создать такое здание, которое бы само по себе напоминало военный экспонат и архитектурными средствами рассказывало о войне, ее трудностях, героическом прошлом и великой Победе».

В недавнем интервью ОНТ Крамаренко рассекретил и еще один свой замысел:

«Главный фасад решен в мажорных тонах, а его обратный фасад сделан в скульптурных формах, которые говорят о натиске наших войск в сторону Запада, откуда к нам пришла война и откуда к нам потом вернулась Победа».

Беларусь освобождали четыре фронта, у музея — четыре опорных блока, его общая площадь — четыре гектара. Таков «код» Крамаренко.

Под куполом будет парить самолет

«Коробка» музея будет готова к концу этого года. Потом начнется самая сложная работа — по оформлению залов, созданию экспозиции. Привлекут в том числе зарубежных специалистов. Среди экспонатов — самолеты, танк Т-34, «катюша», самоходки, минометы, полуторки.

Экспозиция будет состоять из нескольких частей. В том числе «пролога» (там расположена капсула с посланием к потомкам, которую заложил президент Лукашенко) и «Дороги войны» (в зале 57 массивных колонн весом по три тонны).

Новый музей станет самым «продвинутым» в стране

Здание будет напичкано разнообразными техническими средствами. Наряду с уникальными историческими экспонатами здесь появятся инфокиоски, видеоэкраны, проекторы, а также система FogScreen (видеоизображене будет проецироваться на стену тумана). Вся эта техника, говорят специалисты, должна помочь посетителям окунуться в атмосферу военных действий. Таков европейский подход к музейному делу. Некоторые эксперты, впрочем, считают, что создать атмосферу можно было бы и традиционными средствами, а обилие «железа» лишь затруднит восприятие.

Перед открытием комплекса стелу «Минск — город-герой» помоют и получше закрепят

Стела, по сути, станет одной из составных частей музейного комплекса.  На всякий случай строители укрепят ее основание.  Высота обоих «символов» останется неизменной.

— Стела находится в месте, где идет пересечение больших транспортных потоков. Внешнее воздействие атмосферных осадков сказывается на ее внешнем виде, — рассказали в Министерстве культуры. — Она немного потемнела. Поэтому к открытию монумент под давлением помоют. 

На улице Тимирязева появится депозитарий музея

Расположить все имеющиеся экспонаты в новом здании не получится — не хватит места. Поэтому на улице Тимирязева построят дополнительный депозитарий. Как он будет выглядеть, пока неизвестно. Вот один из вариантов:

К слову, сотрудники музея говорят, что со строительства депозитария и стоило начинать реализацию проекта. Это было бы логично. Но поступили иначе.

Средства на строительство собирают и стар, и млад. Государство утверждает — деньги есть

Собирать деньги на строительство музея начали в прошлом году. Студенты сдавали пожертвования по линии БРСМ. «Скидывались» военные и работники профсоюзов. Благотворительный марафон провело белорусское телевидение. Около 17 миллиардов удалось собрать во время недавнего субботника. Активные призывы «скинуться» натолкнули скептиков на мысль, что у государства попросту не хватает средств на завершение работ. Отсюда, дескать, и присвоение музею статуса «народной стройки».

Замминистра культуры Виктор Кураш недавно назвал итоговую стоимость проекта — почти 450 миллиардов рублей. При этом чиновник заверил: деньги есть:

— Если бы у государства не хватало средств, то такую бы стройку не начинали, — сказал он.

Пенсионерка из Гомеля пожертвовала строителям почти 6 тысяч долларов

Этот факт обнародовали в начале прошлого года и тут же стали использовать в качестве пиара, призывая граждан следовать примеру 90-летней гомельчанки Марии Сазоненковой.  Бабушка жила одиноко, продала дачу. Деньги ей, как говорила в газетных интервью, были не нужны...

Что построят на месте нынешнего музея ВОВ на Октябрьской площади, так и не ясно

Почему переезд музея не оплачивает инвестор, который собрался строить на его старом месте высотный отель? Вопрос, который задавали многие. На поверку же оказалось, что ни инвестора, ни окончательного проекта здания на Октябрьской площади пока нет.

Ранее сообщалось, что на Октябрьской кипрский инвестор возведет высотный отель Kempinski. Эскиз нарисовал все тот же Виктор Крамаренко. Затем проект изменили, оставив вместо 36 этажей 24. А после и вовсе сделали основным вариант, предложенный бельгийскими специалистами. Недавно его также отправили на доработку…

Крамаренко, дважды лауреат Госпремии Республики Беларусь, в разговоре с корреспондентом Onliner.by признался: он все еще сожалеет, что небоскреб не будет построен.

— В свое время я спроектировал уникальный объект для Минска, — заявил архитектор.  Это необычное сооружение задало бы высотный силуэт центру города. Ансамбли лучших городов мира отличаются своими силуэтными решениями. Возьмите Прагу, Кельн, уберите высотные соборы и вы сразу обезглавите градостроительную панораму.

Крамаренко признал: бельгийский проект ему не нравится. А старое здание музея… вполне могли бы и сохранить.

— С моей точки зрения, именно так теперь и надо поступить. Однако есть другие мнения, в том числе интересы инвестора. Быть может, среди архитекторов стоит провести новый конкурс и серьезно поработать над обликом отеля, — отметил специалист.

Военный музей: национальная святыня или…

Что важнее для небольшой и небогатой страны — построить один военный музей или 22 современных детских сада (стоимость сопоставима)? Можно ли уважение к подвигу мерять величиной и масштабом сооружения-символа? У нас почему-то считают, что да.

Директор музея Сергей Азаронок и вовсе называет сооружение «национальной святыней». Газета «Звязда» приводит его слова:

Вся история нашего музея подтверждает: это — национальная святыня. И народ всегда — всегда! — очень трепетно относился к ее сохранению.