К осуществлению своей мечты Татьяна Яхимова (фамилия и имя изменены) шла более 20 лет. Не щадя ни здоровья, ни средств женщина верила, что однажды она заживет, как человек. Вступая в 2011 году в жилищный кооператив, Татьяна Петровна вместе с сыном рассчитала все расходы до копейки. Всех сбережений хватило на первый взнос в 37 млн рублей. Оставшуюся сумму взяла в банке в кредит на 20 лет. После оказалось, что надо доплатить еще. Застройщик, не сдав новостройку вовремя, дополнительно потребовал еще порядка 54 миллионов рублей.
— То есть больше, чем я платила, когда вступала в ЖСПК. Где мне сегодня взять эти деньги? — недоумевает Татьяна Яхимова.
О дополнительных расходах будущим новоселам сообщили менее чем за две недели до первого платежа, сообщает телеканал СТВ. Тем, у кого под матрацем нет 30 млн, грозит серьезная пеня. В худшем случае — о новостройке можно забыть. Татьяна Петровна сирота, ее главный помощник — сын. Несмотря на то, что у молодого человека две работы, пенсионерка уверена, что еще один кредит им не потянуть. Поэтому, несмотря на запреты сына, бросилась в поиски... больного.
— Почки у меня здоровые. Еще кому-то помогли бы и спасли жизнь. Люди же живут и с одной почкой, а я бы жила в квартире, потихонечку бы себя там обслуживала, — говорит пенсионерка.
Звучит дико, но Татьяна Петровна действительно готова продать почку, чтобы погасить очередной платеж за квартиру.
— Я просто в интернет сама не могу написать. Где могла, рекламы там всякие, я обзвонила. Вот в Минздрав еще не позвонила.
Встретить подобные объявления можно разве что в интернете, просто введя в поиск «продам почку». С органом белорусы в среднем готовы распрощаться за 10 000 – 25 000 долларов. Но этой суммы хватило бы разве что на комнату в столице.
Торговля органами в Беларуси запрещена. Более того, запрещена не только купля-продажа, но даже и реклама этой специфической торговли.
— Сейчас в нашем законе о трансплантации есть статья, в которой четко указано, что все сделки по донорству органов должны быть безвозмездными. Другими словами, купля-продажа органов в Республике Беларусь запрещена, — отмечает Олег Калачик, главный внештатный специалист Минздрава по нефрологии и почечно-заместительной терапии. — И я бы хотел предостеречь людей от того, чтобы давать такого рода объявления.
То есть даже если бы Татьяна Петровна и нашла покупателя на свою почку, то последствия для нее были бы плачевными не только с точки зрения здоровья, но и уголовного права.
Женщина призналась, что никогда не слышала о запрете на куплю-продажу человеческих органов. Поэтому сейчас единственный выход из сложившейся жилищной истории — очередной кредит.
Как удалось выяснить корреспондентам Onliner.by, героиня сюжета числится в ЖСПК «Сухаревский-5». Сдача дома была запланирована на октябрь 2011 года, однако до сих пор ключей никто не получил. Застройщик объясняет промедление неритмичным финансированием, нехваткой средств. Когда люди вступали в кооператив, цена метра составляла немногим более 3 млн рублей, теперь, как пишут участники форума Onliner.by, УКС считает метр по 5,5 млн рублей. Возмущенные члены ЖСПК пишут письма в Госконтроль.