Всемирно известные здания: архитектура Ашхабада

 
16 096
28 апреля 2012 в 18:41
Источник: Darriuss. Фото: Panoramio.com, Flickr.com, Wikipedia.org.
Источник: Darriuss. Фото: Panoramio.com, Flickr.com, Wikipedia.org.

Из всех столиц бывших советских союзных республик сложнее всего обычному туристу сейчас попасть в Ашхабад. Своеобразие местного режима и необходимость получения визы делает солнечную Туркмению труднодоступным для большинства регионом. Между тем за прошедшие 20 лет независимости город, благодаря буквально зарытым в каракумских песках газовым миллиардам, кардинально преобразился и даже поменял название на Ашгабат. Специально к визиту в Беларусь президента дружественного нам Туркменистана Гурбангулы Мяликгулыевича Бердымухамедова блогер Darriuss подготовил статью, в которой рассказывает, как выглядит столица этого государства.

Ашхабад-Ашгабат — город совсем молодой. Приграничную крепость и административный центр российской Закаспийской области основали только в 1881 году рядом с богом забытым туркменским аулом в предгорьях Копетдага на окраине Каракумской пустыни. Крепость Асхабад быстро разрослась, особенно после того как здесь в 1885 году проложили железную дорогу. В начале XX века в городе проживало около 40 тысяч человек. Жить приходилось в основном в бесконечном массиве небольших глиняных домиков, разбавленных некоторым количеством кирпичных двух- и трехэтажных общественных зданий. Российский Асхабад выглядел примерно вот так.

6 октября 1948 года не осталось и этого. Практически весь город был стерт с лица Земли катастрофическим землетрясением: было разрушено более 90% всех зданий Ашхабада, под которыми погибло до 2/3 его населения — более 100 тысяч человек, включая всю семью будущего первого президента независимого Туркменистана, Вечно Великого Сердара (Вождя) Сапармурата «Туркменбаши» Ниязова.

Количество довоенных зданий в современном Ашгабате исчисляется единицами, а дореволюционных, похоже, не осталось вовсе — город спешно начал заново застраиваться в 1949 году в духе господствовавшего в Советском Союзе неоклассицизма с некоторым восточным колоритом. Руководство постсоветского Туркменистана, включая и первого президента Сапармурата Атаевича Ниязова, и его скоропостижного преемника Гурбангулы Мяликгулыевича Бердымухамедова, объявив Ашгабат «городом-символом эпохи нового возрождения», в настоящее время постепенно избавляется и от сталинской архитектуры. При Туркменбаши, объявившим театры, кино и цирк видами искусства, «чуждыми туркменскому менталитету», были снесены здания Русского драматического театра имени Пушкина, вместо которого устроили фонтан...

...и Театра оперы и балета, замененного на, вероятно, более соответствующий местному менталитету торговый центр.

Впрочем, зачастую новое строительство в Ашгабате было связано не с какими-то идеологическими соображениями, а лишь с типичными для внезапно разбогатевших граждан представлениями о несоответствии текущего масштаба застройки грандиозному величию их личности, выросшему прямо пропорционально объему экспортной выручки от продажи энергоносителей. Так, например, президентская резиденция вместо прекрасного послевоенного здания ЦК КП Туркменской ССР (1950—1955 гг., арх. А. Афанасьев, Е. Раевская)...

...сейчас размещается в огромном дворцовом комплексе «Огузхан». Причем сначала новый дворец в 1995—1997 гг. построил для себя Туркменбаши.

А после его смерти новый Аркадаг (Покровитель) великой туркменской нации президент Бердымухамедов заказал себе другую резиденцию, еще монументальнее прежней, тот самый комплекс «Огузхан», открытый в мае 2011 года. Гурбангулы Мяликгулыевич на церемонии открытия заявил: «Дворцовый комплекс, отличающийся оригинальной архитектурой, призван стать символом высокого международного авторитета Туркменистана — страны, являющейся одним из центров древней культуры и ныне переживающей духовное возрождение. Здесь будут приниматься конструктивные решения, нацеленные на обеспечение мирной, благополучной и счастливой жизни граждан нашей страны, будет дан импульс масштабным свершениям с целью успешной реализации нашего главного лозунга „Государство — для человека“». В другом «государстве для народа», расположенном немного западнее и чуть более бедном на полезные ископаемые, сейчас, как поговаривают, в самом разгаре строительство аналогичного комплекса, без которого обеспечение мирной и счастливой жизни граждан ну просто совершенно невозможно.

Некоторые здания первого послевоенного десятилетия подвергаются реконструкции в соответствии с представлениями новых туркмен о прекрасном. Например, при Ниязове над ашхабадским железнодорожным вокзалом сначала надстроили шпиль, что, в общем-то, смотрелось неплохо. По крайней мере, вполне в духе сталинской архитектуры.

При Аркадаге Бердымухамедове вокзал жесточайше реновировали в духе пламенеющего газоренессанса, полностью облицевав его белым итальянским мрамором, поставив красивое зеркальное стекло, устроив яркую голубую кровлю, украсив фасады национальными орнаментами и портретом Главы Государства на фоне ковра. Полумесяц на шпиле заменили раскручиваемым при новом президенте национальным символом, восьмиконечной «звездой Огуз Хана». Вокзал стал выглядеть богато и современно, как после высокобюджетных Дожинок.

Реновация и новые пристройки к сталинским зданиям Ашхабада приняли широкий характер. Почти всегда это сопровождается переоблицовкой жертвы белым мрамором (любимым строительным материалом туркменских лидеров), заменой остекления и появлением на фасаде еще большего количества архитектурных излишеств. Верховный суд Туркменистана.

Министерство путей сообщения.

Комитет национальной безопасности.

Государственный пограничный комитет.

Впрочем, пока еще немало зданий сохранило прежний вид. Старое здание министерства иностранных дел Туркменистана.

Некоторые академические институты. НИИ геологии.

Сталинская архитектура Ашхабада в принципе была достаточно скромна в масштабах и декоре. Скорее всего, это было связано с тем, что город после землетрясения вынужденно застраивался практически с нуля и в крайне ограниченные сроки, что сказалось на богатстве оформления зданий. Строили быстро, но в сравнении с другими советскими республиками бедно.

Старый главный корпус Туркменского госуниверситета.

Здание расположено в непосредственной близости от президентского дворцового комплекса Огузхан, а потому имеет соответствующую современной ашгабатской архитектурной традиции пристройку.

В современной столичной градостроительной практике можно выделить два главных течения. Во-первых, это полное переустройство центра Ашгабата. Для строительства комплекса Огузхан и окружающих его новых административных и общественных зданий во второй половине 1990-х — 2000-х были снесены сразу несколько городских кварталов. Прежняя главная городская площадь Карла Маркса потеряла свой статус, административный центр был смещен на площадь по соседству, к Президентскому дворцу Туркменбаши.

Старая резиденция главы государства слева, справа (с пятью голубыми куполами) дворец Рухыёт (Духовности).

Дворец Духовности — аналог минского Дворца Республики, место проведения Халк Маслахаты, Народного совета, высшего представительного органа страны при Ниязове, а также крупнейших собраний и концертов государственного значения.

В комплекс новой главной площади города также вошли симметрично фланкирующие Дворец духовности и имеющие практически идентичный внешний вид Дворец юстиции и Министерство обороны страны.

Одно из немногих уцелевших зданий советского периода здесь — Туркменская государственная библиотека (1969—1974 гг., арх. Абдулла Ахмедов), получившая в 1976 году Государственную премию СССР.

За библиотекой заметен цилиндр Министерства энергетики и промышленности Туркменистана.

Министерство энергетики и еще ряд общественных зданий стоят на улице Алишера Навои, новой городской магистрали, проложенной на месте снесенных кварталов застройки первого послевоенного десятилетия. В дальней перспективе рядом с обелиском видна гостиница «Нисса». Справа — комплекс административных зданий.

Кроме того, на улице Навои построены Музей изобразительных искусств и Академия художеств. На снимке заметна остро актуальная для Ашгабата практика, когда помпезные беломраморные новостройки прикрывают собой непрезентабельные индивидуальные дома.

Еще один характерный пример из серии «Ашгабат — город контрастов».

Президенту Гурбангулы Бердымухамедову надо отдать должное. При нем начали постепенно отменяться наиболее одиозные решения его вечно великого предшественника-Сердара. Например, неожиданно выяснилось, что театральное искусство все же не столь чуждо туркменскому менталитету. Вновь открылся ашхабадский цирк, построенный по интересному индивидуальному проекту, напоминающему восточный шатер.

Снесенные при Ниязове театры было уже не вернуть. Вместо них открылись новые, еще более грандиозные и, конечно, беломраморные. Главный драматический театр Туркменистана. Авторы, очевидно, вдохновлялись сталинской театральной архитектурой.

Национальный музыкально-драматический театр.

Интерьер театра типичен для абсолютного большинства административных и общественных новостроек города. Обратите внимание на широкое использование в декоре символа восьмиконечной звезды Огузхана.

Студенческий театр.

С чуть большим отходом от неоклассических традиций и уклоном в постмодернизм в его среднеазиатском понимании построен Государственный театр кукол. Двухзальное здание площадью 7 600 кв. м возведено в 2004—2005 гг. (еще при Туркменбаши) турецкой компанией «Полимекс».

Заботятся туркменские власти и о строительстве спортивных сооружений. Совсем недавно президент Бердымухамедов указал на необходимость повсеместного развития в раскаленных каракумских песках традиционного для местных овцеводов и хлопкоробов вида спорта — хоккея с шайбой. Программа строительства ледовых дворцов, до боли знакомая 83% белорусов, инициатором имела еще предыдущего президента страны. В 2005 году Сапармурат Ниязов заявил: «Давайте построим ледовый дворец — величественный и большой, способный вместить тысячу человек. Наши дети могут учиться кататься на лыжах, мы можем построить там кафе и рестораны». Можно ли научиться кататься на лыжах на хоккейном льду остается загадкой, но первый ледовый дворец, построенный французским концерном Bouygues, открылся в Ашгабате в мае 2006 года. Вмещает он всего 1000 человек и, не правда ли, чем-то напоминает белорусские ледовые дворцы первого поколения.

Новый президент Гурбангулы Бердымухамедов решил, что сборная Туркменистана по хоккею достойна лучших условий, и в 2009 году турецкая компания «Полимекс» начала строительство нового «Спортивного комплекса зимних видов спорта», ледовая арена которого могла вместить уже 10 000 человек. Есть что-то ироничное в том, что один из крупнейших ледовых дворцов СНГ открылся (в 2011 году) в пустыне, где температура +45 в порядке вещей. По крайней мере, чемпионат мира по хоккею Туркмения уже почти готова принять.

Причем Ашгабат готов принять не только соревнования уровня чемпионата мира. В городе уже имеется настоящий Олимпийский стадион, вмещающий до 60 000 человек.

Правда, пока вместо олимпийских соревнований на стадионе проводятся все больше театрализованные представления, очень напоминающие северокорейский фестиваль «Ариран».

Еще один стадион построен на западной окраине города и назван в его честь — «Ашгабат». На заднем плане одноименная гостиница.

Для духовного окормления жителей города при Сапармурате Ниязове были построены две крупные мечети. В 1998 году — мечеть Эртугрул Гази, очень сильно напоминающая стамбульскую Голубую мечеть.

А в 2004 году в родовом селе Ниязова Кипчак, в 15 км от столицы страны, открылась мечеть Туркменбаши Рухы, ставшая фактически фамильной усыпальницей туркменского вождя. В здании были похоронены его отец, мать и два брата, а в 2006-м упокоился и он сам.

Наряду с переустройством старого, традиционного центра города, с приходом газового рая в Ашгабате началось строительство центра нового. Для этого в разных направлениях, преимущественно в южном и западном, из центральной части туркменской столицы сквозь существующую, обычно индивидуальную застройку было пробито несколько новых широких магистралей, которые начали застраиваться разнообразными жилыми и административными зданиями. Например, проспект Независимости.

Здесь был возведен новый Меджлис, туркменский парламент.

Министерство информации (2006), где, помимо министерства, разместились и редакции большинства республиканских газет.

Министерство текстильной промышленности.

И даже башня корпорации «Туркменхалы», объединяющей ковровые комбинаты страны. Настоящее министерство ковров. Поклонники Его Ворсейшества очень довольны.

Здесь же Банк внешнеторговой деятельности.

Другой новый ашгабатский проспект — Битарап Туркменистан (Нейтральный Туркменистан, Нейтралитет — основная идеологическая установка в стране еще со времен Туркменбаши Великого). Справа — башни Центробанка страны, затем Дайханбанка (что-то вроде «Агропромбанка», обслуживающего сельское хозяйство).

В 2010 году здесь же открылся роскошный отель «Софитель Огузкент».

На дальних от центра участках проспекта строится современное элитное жилье, в основном беломраморные башни-высотки различной наружности.

Объединяет проспекты Независимости и Нейтрального Туркменистана проспект Арчабиль. Вдоль 8-полосного автобана, фактически формирующего южную границу города, в последние годы создается новый культурно-деловой центр туркменской столицы. Его северная сторона (слева) застроена преимущественно малоэтажными гостиницами. Справа — наоборот, жилые и административные высотки.

Слева направо министерство торговли, Президент-отель, Министерство нефтегазовой промышленности, туркменка, страдающая от Солнца.

Главный музей Туркменистана (1998, 2009).

Жилые башни, каждая из которых патриотично украшена государственным флагом.

Министерство здравоохранения.

Новая Национальная библиотека страны.

Из прочих важных общественных зданий Ашгабата нельзя пропустить новую телебашню, 211-метровое сооружение, открытое в 2011 году и построенное турецким «Полимексом». Часть объема здания представляет собой все ту же восьмиконечную звезду Огузхана.

Этот же образ использован и в здании Дворца бракосочетаний. И тут его применение доведено до абсолюта. Одиннадцатиэтажное здание площадью более 38 тысяч квадратных метров представляет собой трехступенчатое сооружение, каждая сторона которого имеет вид восьмиконечной звезды. Куб (опять же из звезд), возвышающийся на больших колоннах, образует его верхнюю ступень. Внутри него находится шар диаметром 32 метра — символическая планета Земля с изображением карты Туркменистана. Глобус Туркменистана.

В состав центра входят шесть залов для торжественной регистрации брака, три свадебных зала для проведения праздничных мероприятий, два из которых рассчитаны на 500 и один на 1000 мест. На девятом этаже Дворца — в центральной части «шара» — размещен Золотой зал для бракосочетаний. Во Дворце также семь банкетных залов, 36 магазинов, два кафе, пункты оказания всех необходимых свадебных услуг, салоны свадебной одежды, свадебного оформления автомашин, проката ювелирных изделий, национальных украшений, фотосалон и салон красоты, гостиница на 22 комфортабельных номера. На третьем и четвертом этажах — административные помещения и архив. Под зданием находится закрытая автостоянка на 300 машин. Комплекс построен в 2011 году все тем же турецким «Полимексом». Белорусам это сооружение должно обязательно напомнить одну небезызвестную достопримечательность их столицы.

Монументальная скульптура, украшающая Ашгабат, особенной оригинальностью не отличается. Если с советского времени в городе сохранился уникальный памятник Ленину, построенный в 1927 году (то есть уцелевший после землетрясения 1948-го) на постаменте, украшенном майоликовой мозаикой...

... то в годы независимости столицу Туркмении украшали преимущественно золотыми статуями Туркменбаши и его родственников.

Особенно одиозной известностью пользовалась так называемая Арка нейтралитета, украшенная золотым Ниязовым, 24 часа в сутки вращающимся так, чтобы Сердар всегда был лицом к солнцу.

Впрочем, культ личности Туркменбаши при новом Аркадаге существенно пошел на убыль. Арку с Ниязовым из центра города в 2010 году убрали, построив ее заново на проспекте Арчабиль уже без Ниязова.

Монумент независимости.

Памятник отцу Туркменбаши.

Аллея памяти того же отца, один из многочисленных ашгабатских парков. Справа осталась советская застройка, левая сторона аллеи получила характерные современные жилые башни.

И в этом пока весь Ашгабат: несколько проспектов с помпезным туркостроем, причем буквальным. Большая часть новых сооружений туркменской столицы построено или турецкой компанией «Полимекс» или французским «Буигом», заработавшими на ашгабатских госзаказах не один миллиард долларов. Фасад же этих грандиозных новостроек прикрывает собой неприглядный частный сектор еще послевоенного времени.

И до сих пор многие районы столицы гордого, нейтрального и очень богатого Туркменистана, особенно в северной части города выглядят вот так.

На юге же создается Новый Ашгабат, но выглядят все эти новостройки вдоль широких проспектов в голой пустыне не слишком пригодными для жизни. Впрочем, туркменам надо отдать должное, они сразу строят все магистрали с необходимыми пусть и в отдаленном будущем развязками, а здания стараются приспособить для максимально комфортного существования, устраивая вокруг них многочисленные парки с фонтанами и повсеместно сажая деревья, в том числе и фруктовые.

Впрочем, комфортной эта среда обитания станет (если станет — в довольно экстремальном климате города) еще очень нескоро, а пользоваться ей в постоянном режиме сможет достаточно узкий круг новых хозяев жизни.

Уделом же большинства простых жителей города в обозримом будущем останутся человеческие муравейники, будь то частно-индивидуальные фавелы или советские спальники, щедро украшенные спутниковыми тарелками.

При всей анахроничности и китчевости постмодернистской архитектуры современного Ашгабата, повальной увлеченности белым мрамором, зеркальным желтым стеклом, куполами, шпилями и обильной позолотой, нельзя не признать — город все-таки получил свой новый характерный, узнаваемый архитектурный образ, вдохновленный национальными традициями и местным менталитетом. Ну или по крайней мере их пониманием и интерпретацией в головах турецких и французских зодчих.