На низком старте очередной конфликт, связанный с уплотнением жилой застройки в центре Минска. Строительной компании «Тамбаз» приглянулась неухоженная спортивная площадка в районе пересечения улицы Цнянской и переулка Якуба Коласа. Вчера в актовом зале школы №76 жильцам района презентовали план застройки: три жилых дома (14—18 этажей) и 2-этажный корпус неизвестного пока назначения. Люди назвали проект каменным «гетто», обвинили архитекторов в несоблюдении президентской политики и пообещали держать оборону.
В общих чертах о новом жилом комплексе рассказал Александр Чадович (бывший главный архитектор Минска, занимавший эту должность до Виктора Никитина, а впоследствии — вице-президент российского строительного холдинга МТЗ «Рубин»).
По его словам, площадь участка позволяет разместить «высотки» без ущерба для экологии и нарушения норм инсоляции (они не закроют соседние дома от солнца). Всего в комплексе предусмотрено 240 квартир, а в гараже-подиуме — 160 мест для хранения транспорта. Столько же планируется и гостевых парковок, которые будут предназначены в том числе и для посетителей торгового или оздоровительного центра, расположенного в 2-этажном корпусе (функциональное назначение здания пока не определено).
— Разве это не кощунство? — перебили жильцы квартала. — Нас и так обложили новостройками, торговыми центрами. Кругом одни машины. Скоро будем жить в каменной резервации. Спортивная площадка — единственная отдушина в нашем районе. Зачем понадобилось ее уничтожать? Что говорит Лукашенко? «Нам нужна здоровая нация!».
— В последние годы стадион пришел в аварийное состояние и даже не классифицировался как спортплощадка, — пояснили представители администрации Советского района. — Из земли торчали металлические штыри — пришлось демонтировать хоккейную коробку. А в бюджете денег на ремонт нет...
Александр Чадович поспешил успокоить: «Тамбаз» обязуется благоустроить территорию и оборудовать рядом три спортплощадки, в том числе одну детскую. В ответ прозвучало: «За городом пустырей валом, пусть там и строят».
— Категорически не приемлю такой подход, — парировал Чадович. — Плотность населения в Минске не так велика, как в Москве. Почему мои и ваши внуки должны жить за городом, если плотность позволяет и нормативы не нарушены?
Люди попросили высказать свое мнение депутата Мингорсовета Юрия Чечукевича.
— Я представляю точку зрения, которая есть в государстве, — оговорился народный избранник. — Я тоже живу в этом районе, тоже по вечерам не могу припарковать у подъезда машину. Но это издержки того, что мы находимся в центре города. Минск развивается, где-то нужно строить дома.
Вместе с тем депутат пообещал принять позицию большинства жителей района и донести ее до властей.
— Если большинство будет против и найдет тому обоснованные причины, то горисполком не даст разрешения на строительство, — заверил представитель администрации Советского района.
— Не все так просто, — взял слово один из жителей квартала, имеющий кое-какой опыт в борьбе против уплотнения. — Увы, в подобных делах наши с вами голоса ничего не решают. Правила общественного обсуждения таковы, что высказать свое мнение может любой житель Беларуси. Чиновникам и застройщикам не составляет труда насобирать нужное количество подписей.
Очевидно, имелась в виду история с уплотнением на улице Куйбышева. Во время общественного обсуждения люди собрали не менее 600 подписей против 16-этажного дома у себя под окнами. А спустя некоторое время узнали, что в администрацию района поступило более 1100 подписей за строительство от жителей Малиновки и Серебрянки...
Таким образом, не теряют ли смысл общественные обсуждения? Очевидно, приостановить реализацию проектов по уплотнению могут только те или иные нарушения санитарных и градостроительных норм. Самостоятельно определить их жильцы не могут, а на помощь независимых экспертов рассчитывать пока не приходится.
Как рассказали нам местные жители, в разные годы территорию спортплощадки пытались заполучить три или четыре инвестора. Никто ничего так и не построил. Люди надеются, что так будет и на этот раз.
— Дойдем до президента, будем дежурить на стадионе днями и ночами, ляжем под бульдозеры, — говорят они. — Но нашу землю никому не отдадим.