«Концерн „Минскстрой“ желает получить с нас почти миллион „лишних“ долларов», — сообщили редакции Onliner.by дольщики, которые строятся в микрорайоне Сухарево-6 (квартал ул. Академика Федорова). История на первый взгляд банальная: дом почти достроен, но застройщик решил резко взвинтить цену на метр. Такое происходит сейчас повсеместно. Сухаревский случай, впрочем, рядовым не назовешь.
Панельный дом, квартиры в котором многие граждане уже оплатили, почти готов. Люди, заключившие договоры о долевом строительстве осенью прошлого года, платили за метр 6,29 миллиона рублей. Застройщик предупреждал, что итоговая стоимость будет пересчитана в сторону увеличения. Но когда граждане увидели на прошлой неделе извещение в «Звяздзе», в соответствии с которым «квадрат» взлетел больше, чем на миллион (до 7,6 млн рублей), они были поражены.
— Многие из нас не потянули бы такую цену. Пришлось бы отказываться от квартир, ведь мы не льготники, строим за свои. А увеличение очень значительное. С дома, как мы посчитали, получается почти 800 «лишних» тысяч долларов, — рассказывает один из дольщиков, Александр. — Сумма выглядела странной. Повышение нам объяснили изменением индексов. Следует учитывать, что прибыль застройщик пересчитать не может, как и первоначальный платеж, который составлял 40 процентов. Получается, с оставшейся суммы за счет индексов за несколько месяцев стоимость метра выросла почти на 80 процентов!
Люди, которых «Минскстрой» пригласил на подписание допсоглашений, решили ознакомиться с расчетами. Как они говорят, нашли там нестыковки. О чем и сообщили специалистам.
— Вначале нам говорили, что все обосновано. Но когда я сидел возле кабинета, чтобы получить свой «доп», пришла начальница отдела и неожиданно забрала документы, — продолжает Александр. — Спросил у нее: в чем причина? Ответ был интересный: «У нас циферка задвоилась». Но ведь это были официальные бланки с печатями. А если бы мы их подписали?
Некоторые дольщики предположили: неужели их хотели «надуть»? Странно, ведь застройщиком выступает солидная, самая надежная в городе организация. К слову, через несколько дней «Минскстрой» (снова неожиданно) выпустил очередное извещение, в котором метр уже был совсем другим — 6,7 миллиона рублей.
Вчера вечером инициативная группа дольщиков побывала на встрече с руководством «Минскстроя». Прием в малом зале вел замдиректора Сергей Рута. На входе людей предупредили: ведется аудио- и видеозапись. При этом представители ГПО попросили выключить диктофоны. Строительные конфликты нынче напоминают партизанскую войну…
— Вы, наверное, знаете, что вам очень повезло: вы строитесь с МАПИДом, — начал разговор Сергей Рута. — МАПИД сегодня — предприятие с тяжелым производством, но оно вводит все объекты или в срок, или досрочно. Мы с вами вводимся досрочно. Это огромный плюс. Сегодня ваш дом закончен на 99 процентов, там практически расставляется посуда. Будем вводить его в эксплуатацию мартом месяцем.
Сотрудники «Минскстроя» постарались сразу же снять все проблемные моменты.
— Расчет недельной давности (с ценой «квадрата», так напугавшей людей, — авт.) был выполнен с учетом ввода дома летом. После планы изменились, мы сделали перерасчет, вышла новая декларация. Нынешняя цена метра — 6 миллионов 750 тысяч рублей. Но она не окончательная. Фактической стоимости работ в марте мы не знаем.
— А откуда взялась цена в 7,6 миллиона? Если бы мы не пришли к вам, не подняли вопрос, то пришлось бы строиться по такой цене? — поинтересовались представители инициативной группы.
— Это неправильная постановка вопроса, — не согласился Сергей Рута. — Нельзя говорить, что это благодаря вам цена метра не поднялась. Просто дом будем сдавать досрочно. Если бы он вводился в июне, цена бы была больше 7 миллионов. Исходя из того, что по вводу пошел «плюс», по цене получился «минус».
Заместитель генерального директора выразил недоумение: как же так — дом сдается досрочно, цена возросла незначительно, а люди все равно недовольны.
— Наши расчеты многократно проверяются. Если бы была какая-нибудь ошибка, мы бы здесь уже не работали. Но если вас что-то не устраивает, вы можете обратиться в суд или расторгнуть договор.
С повышением стоимости, пусть и не столь резким, как планировалось изначально, некоторые дольщики все равно мириться не собираются. Вполне вероятно, что кто-то даже будет судиться. Инцидент исчерпан, однако неприятный осадок остался. Ведь на вопрос «А если бы мы не заметили?» устраивающего их ответа люди так и не получили.