Если проанализировать рекламные объявления застройщиков и риелторов, можно сделать вывод: едва ли не каждый второй дом, который сейчас строят в Минске, особенный. Самый-самый лучший! Если не элитный (и не на белорусской «Рублевке»), то уж «премиум» или «бизнес-класса» точно. На худой конец, с уникальным архитектурным решением, потрясающим расположением, неповторимой планировкой. Если верить рекламе, то Минск уже давно рай на Земле. Хотя это, разумеется, не так.
Понятно, реклама должна быть броской и звонкой. Но слово «элитный» в предложении квартир и новостроек у нас встречается уж слишком часто. Что имеют в виду рекламодатели под этим термином? Как правило, выгодное расположение, оригинальный архитектурный проект, свободные планировки и высокую цену, которая должна обеспечить «элитность» проживаемого контингента.
Вот несколько описаний жилых комплексов на сайтах застройщиков.
«Ультрасовременный мегапроект „МАЯК МИНСКА“. Начато строительство второй очереди: элитных жилых домов №6, 11 (по генплану) со встроенными помещениями коммерческого и административного назначения в цокольных этажах».
Этому же комплексу, который возводят возле Национальной библиотеки, принадлежит, пожалуй, самая яркая характеристика из всех минских новостроек:
«Дерзость, амбициозность и размах исполнения проекта делают его уникальным и необычным, поражая воображение. Подобных проектов в мире только три — Дубай, Макао (Китай), Лас-Вегасе (США). Теперь и в Минске, столице Беларуси, появиться своя туристическая Мекка и зажжется огонь „Маяка“ — делая все более привлекательным город, притягивая посетителей со всего мира».
Прямо-таки констатация факта. Хотя есть мнения и противоположные. Например, вот что сказал недавно доктор архитектуры Сергей Сергачев в интервью журналу «Архитектура и строительство», говоря о проблемах Минска:
«Одна из серьезнейших тем в процессе обучения — архитектура общественных зданий, — считает профессор. — Но как можно серьезно об этом говорить, если в прессе читаешь: „Суперсовременное, уникальное... Архитектура, аналоги которой есть только в Лас-Вегасе, Макао и Дубае. А в Европе это вообще первый и самый лучший“. Речь идет о широко разрекламированном инвестиционном проекте „Маяк Минска“. Но посмотрите, что там сделано. Это же худшие образцы брутально-панельных вариантов! А ведь все наверняка согласовывалось в кабинетах...»
Какому из двух утверждений верить?..
Квартал «Червенский парк», который строят на улице Маяковского, застройщик называет «элитарным».
Статус объясняется так:
«Комплекс удачно вписывается в окружающее пространство: оригинальный внешний вид объединен с практичностью планировочных решений, удобной транспортной развязкой и развитой инфраструктурой микрорайона. Месторасположение „Червенского парка“ планировалось таким образом, чтобы сделать жизнь его обитателей максимально удовлетворяющей все их потребнасти: близость к деловой части города, бизнес-центр, фитнес-центр, SPA-центр, кафе, рестораны. Также дополнительные удобства для жильцов жилого комплекса создадут предусмотренные места для отдыха, детские и спортивные площадки. Квартиры с великолепным панорамным видом на английский парк по проектам ведущих ландшафтных дизайнеров Великобритании с летними кафе и прогулочными дорожками и на деловую часть города».
Еще один «элитный» случай — небоскреб «Парус».
— Мы устанавливаем новый стандарт элитной недвижимости, — утверждается на сайте застройщика. — Жилой дом бизнес-класса «Парус» — высотный лидер комфортного элитного жилья. Элитные квартиры в центре Минска — это не только расположение в престижном районе белорусской столицы, внушительная стоимость и способ подчеркнуть свой социальный статус и принадлежность к высшему обществу. Настоящая элитная жилая недвижимость — это в первую очередь самые современные строительные технологии, передовое инженерное оснащение и безупречное качество отделки, надежная охрана и развитая обслуживающая инфраструктура. Но самое главное, элитная недвижимость должна создавать ощущение комфорта и наивысшего качества жизни, без которых она становится для своего владельца всего лишь способом вложения средств.
Элитными называют почти все дома т. н. «клубного» типа. Например, так характеризуют малоэтажную застройку на пересечении улиц Жасминовая и Ф. Скорины: «Роскошные квартиры в новых домах на Жасминовой — идеальное сочетание изыска, качества, комфорта и хорошего вкуса!»
Но кто опредилил, что это тот самый идеал?
Любопытно сделана реклама жилого комплекса «Дружный», о проблемах которого Onliner.by писал несколько раз. Вопросы качества строительства этого комплекса (продуваемость стен, открытые лоджии и т. д.) сейчас рассматривает высокая комиссия во главе с министром архитектуры. Но застройщик продолжает утверждать:
«Жилой комплекс „Дружный“ включает в себя пять пусковых комплексов, каждый из которых спроектирован с учетом последних тенденций в строительстве».
Не перегибают ли застройщики палку? Можно ли каждый дом называть «элитным» и неповторимым? По словам специалистов, в белорусском законодательстве сегодня нет четкого определения этого термина. Т. е., о юридической трактовке речь не идет. В случае спорного вопроса эксперты обращаются к лингвистам, смотрят значение слова в русском языке. У элитного, например, оно такое: «являющийся элитой, лучший, отборный, обладающий лидирующими качествами».
— Каждый рекламодатель должен отвечать за то, чтобы реклама, которую от предоставляет, была достоверной, — напоминает Ирина Летняк, начальник отдела по контролю за рекламой управления торговли и услуг Мингорисполкома. — Если речь идет о неких лидирующих позициях, то рекламодатель должен быть готов подтвердить эти качества, если ему зададут соответствующие вопросы. В зависимости от отсутствия или наличия документов реклама может быть признана либо добросовестной, либо недобросовестной.
Иными словами, если кто-то заявляет в рекламе, что его новый дом — второй в мире после «Бурдж Дубая», то он обязан предъявить документы по первому запросу. В ином случае громкие слова просто будут напоминать вранье.
— Мы часто сталкиваемся в рекламе со словом «элитный», — продолжает Ирина Летняк. — Однако, чтобы контролирующие органы занялись вопросом правомерности его употребления, нужны обращения заявителей. В сфере недвижимости таких не было. Либо людям все равно, либо просто не было ущемленных.
Скорее всего, первое. Белорусы привыкли к тому, что их тут и там беспардонно водят за нос. Смысла что-либо менять они не видят.