Всего пару десятилетий назад здесь по дюнам радостно скакали верблюды, а сейчас бывшая пустыня колосится стеклянными башнями небоскребов. Любимое детище эмира Дубая Мохаммеда ибн Рашида аль-Мактума, новый деловой центр города, 2 квадратных километра роскошных офисов, квартир, гостиничных номеров, магазинов и развлекательных объектов. Символом новой судьбы столицы эмирата, пожелавшего превратиться из захолустного сырьевого придатка в столицу мира, должен был стать небоскреб «Бурдж Дубай». Спустя два года после окончания строительства высотки она пока остается лишь олицетворением чудовищного пузыря на рынке местной недвижимости, чуть не пустившего по миру своих создателей. О нелегкой судьбе высочайшего здания мира рассказывает блогер Darriuss.
Еще в 1960-е годы Дубай выглядел как-то так, и, казалось, ничто не предвещало превращения Аллахом забытого захудалого городишки на берегу Персидского залива в модный мегаполис.
Заправляли в столице никому неизвестного эмирата британские империалисты, электричество и телефонная связь тут появились только в 1950-е, а основным содержанием жизни местных обитателей была ненависть к соседнему, чуть более успешному эмирату Абу-Даби. Даже жемчуг, на добыче которого Дубай несколько расцвел в 1920-е, был уже никому не нужен.
Но в 1971 году тут нашли нефть. И хотя в значительно меньших количествах, чем в том же самом нелюбимом Абу-Даби, но и этого хватило, чтобы население Дубая с 1968 по 1975 годы выросло более чем в 3 раза, в основном за счет притока гастарбайтеров из Индии и Пакистана. После первоначального периода накопления капитала, когда внезапно разбогатевшие местные верблюдоводы активно приобщались к благам цивилизации и познавали мир за пределами родного шатра, в 1990-е Дубай начал бурно развиваться как экономический центр региона, чему способствовала и общая напряженность в Персидском заливе, где Дубай оставался островком стабильности, и успешная дружба с удачно выбранными мировыми жандармами. В конечном итоге, благодаря грандиозному открытию безвестных бородатых геологов с гитарой, спустя всего 40 лет после него Дубай стал выглядеть сильно и процветающе.
В 1998 году Emaar Properties, незадолго до того образованная девелоперская компания, основным акционером которой является правительство эмирата Дубай, развернула работы по самому своему амбициозному проекту. На двух квадратных километрах пустыни, ранее занимаемых военной базой, началось строительство нового делового центра Дубая, по американскому образцу получившего название «Даунтаун». За $20 млрд здесь построили не микрорайон из панельных домов для нуждающихся в улучшении жилищных условий, а целый ряд жилых комплексов, бизнес-центров, высотных отелей и, наконец, крупнейший в мире торгово-развлекательный центр Dubai Mall общей площадью в 1,2 млн (!) квадратных метров, из которых 1200 магазинов заняли всего 350 тыс. «квадратов». Так выглядел «Даунтаун-Дубай» на макете, изготовленном в мастерских проектного института «Дубайградо».
План нового центра Дубая. Массивное здание в правой части рендера — Dubai Mall.
Главным героем «Даунтаун-Дубая» должен был стать небоскреб, запроектированный на полуострове в искусственном водоеме, где в дальнейшем был устроен огромный фонтанный комплекс. Высотное здание, в котором планировалось разместить сотни тысяч квадратных метров офисов, квартир, гостиничных номеров и помещений общественного назначения, по задумке инвесторов должно было не только обязательно быть высочайшим в мире, но и надежно и с запасом превзойти рекордную высоту в 509 метров, к тому времени уже шесть лет как удерживаемую башней Taipei 101 в Тайбэе. Более того, дубайские шейхи решили — гулять так гулять: новый символ Дубая должен был в принципе стать высочайшим из когда-либо построенных на планете Земля сооружений, обогнав 646-метровую Варшавскую радиомачту, рухнувшую, правда, вместе с социализмом еще в 1991 году.
Психоаналитики многое бы могли сказать про такое страстное желание превзойти соперников в длине, скажем так, вертикальной доминанты, но в чем-то дубайских шейхов понять можно. Их эмират заканчивал процесс переориентации экономики с добычи нефти и газа на оказание разного рода услуг, и какой-то общеизвестный символ нового бытия города как финансового, культурного, развлекательного, наконец туристического центра не просто регионального, а планетарного масштаба, был необходим. На Дубай сейчас приходится всего 2% газовой добычи Объединенных Арабских Эмиратов, его нефтяные запасы, по общепризнанному мнению, должны исчерпаться в течение ближайших 20 лет. Эмирату еще повезло, что его правительство вовремя осознало размеры неминуемой катастрофы и, пока для этого имеются средства, предприняло меры по ее предотвращению.
Для проектирования здания-символа, получившего нехитрое наименование «Бурдж Дубай» (в переводе с арабского «Дубайская башня»), боссы Emaar Properties обратились к американской компании SOM. Skidmore, Owings and Merrill. Когда-то относительно небольшое чикагское бюро превратилось сейчас в настоящую архитектурную транснациональную корпорацию с сотнями проектов, офисами по всему миру и тысячами сотрудников. Главным архитектором проекта был назначен старший партнер фирмы Эдриан Смит. Он предложил для строительства сразу 830-метровое здание, представляющее собой в плане трилистник, в который объединяются вокруг центрального ядра несколько объемов разной высоты.
По утверждению Смита, художественный образ «Бурдж Дубай» был навеян ему традиционной исламской архитектурой, а план в виде буквы Y будто бы должен напоминать цветок гименокаллиса — растения, встречающегося в окрестностях Дубая.
Для сравнения — источник вдохновения архитектора.
Архитектурные эксперты, в свою очередь, немедленно обратили внимание на внешнюю схожесть «Бурдж Дубай» с проектом «Иллинойс» (The Illinois) выдающегося американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта. Этот утопический небоскреб высотой в милю (1600 метров) был задуман Райтом еще в 1956 году, но, конечно, не мог быть в то время реализован из-за отсутствия соответствующих размаху идеи строительных технологий.
Легенды легендами, но план в виде трилистника при очень простой структуре позволяет наиболее эффективно бороться с ветровыми нагрузками на здание, представляющими серьезную проблему для сооружений такой высоты. Дополнительному их снижению способствует и спиральная ярусность небоскреба, площадь этажей которого последовательно уменьшается по мере продвижения башни вверх. К тому же Y-форма идеально подходит для того, чтобы максимальное количество внутренних помещений имело панорамные виды на Персидский залив и город.
Стройплощадка дубайского даунтауна пока пуста, закончен только фундамент «Дубайской башни». Главным подрядчиком работ выступило строительное подразделение корейской корпорации Samsung.
Итак, Samsung силами преимущественно индусов и пакистанцев должен был построить 830-метровое здание в 163 этажа общей площадью 310 тыс. квадратных метров. Первые 39 этажей «Бурдж Дубай», самые большие по площади, были отданы под номера и апартаменты Armani Hotel, затем до 108 этажа включительно были запроектированы частные квартиры, верхние, самые маленькие уровни были отданы под офисы. Эти три большие группы помещений разбавлялись специальными техническими этажами, а также этажами общественного назначения, куда имеется доступ для всех желающих: несколько обзорных площадок, рестораны, бассейн.
На схеме ниже хорошо видно, как уменьшается площадь этажа «Дубайской башни» по мере увеличения ее этажности. Вверху типовой план гостиничного этажа, в центре — квартирного, внизу — офисного. Три крыла небоскреба объединены хорошо заметным центральным шестиугольным ядром, где расположены лестницы, лифты и прочая инженерия.
А так план со схемы выше выглядел в реальной жизни. Рядом с фундаментом будущего небоскреба заметны фигурки строителей, по которым можно примерно представить и общие масштабы постройки. Только в фундамент было залито 45 тыс. кубометров бетона, было использовано 192 сваи, каждая диаметром в 1,5 и длиной 43 метра.
Конструктивно здание представляет собой монолитный каркас из железобетона со сплошной облицовкой стеклянными панелями. Всего на его возведение было истрачено 330 тыс. кубометров бетона, 55 тыс. тонн арматуры и 22 млн (!) человеко-часов. Последнее достижение, обеспеченное трудом нескольких тысяч строителей, находившихся обычно на стройплощадке одновременно, а также низкая оценка этого труда со стороны арабских заказчиков, периодически вызывало в среде трудящихся революционные бурления.
Одновременно на возведении здания работало 3 башенных крана, водруженных на верхушку башни, грузоподъемностью 25 тонн каждый.
Остекление небоскреба, как это принято для таких высоток, происходило параллельно со строительством.
В общей сложности понадобилось установить более 26 тыс. стеклянных панелей (на фото как раз процесс установки одной из них) общей площадью 142 тыс. квадратных метров. Денно и нощно это важное задание выполняли 300 с лишним выписанных из КНР специалистов.
Отдельные фрагменты здания потребовали не просто облицовки стеклом, но и популярного в Беларуси заполнения стен силикатными блоками.
В небоскребе с набором высоты последовательно уменьшалась площадь этажей, и в конечном итоге верхние уровни, по сути, представляют собой только центральное шестиугольное ядро без лепестков трилистника. Для гармоничного завершения художественного образа высотки потребовалось водрузить на это ядро еще и стальной шпиль весом в 4 тыс. тонн. В шпиле устроены 46 дополнительных технических этажей. Таким образом, общая этажность здания достигает 209 (плюс два подземных уровня паркинга).
Строительство «Бурдж Дубай» продолжалось ровно шесть лет и завершилось торжественной церемонией открытия 4 января 2010 года. Из-за разразившегося в Дубае в 2009 году кризиса возведение самого высокого здания в мире затянулось на лишний год. Амбициозные проекты руководства эмирата чуть было его (эмират) не похоронили. Только «Бурдж Дубай» обошелся в $1,5 млрд, и если бы не финансовая помощь со стороны соседнего Абу-Даби, любезно одолжившего в критический момент спасительные $20 млрд, Дубаю грозил бы финансовый крах. Одним из условий оказания поддержки было, видимо, и достаточно унизительное переименование «Дубайской башни» в «Бурдж Халифа» («Башню Халифа») в честь правителя Абу-Даби шейха Халифы бин Заеда аль-Нахайяна.
Так главный высотный акцент скайлайна Дубая, гордость эмирата и символ его светлого будущего, был назван в честь эмира Абу-Даби. Учитывая давние традиции соперничества двух арабских эмиратов, решение, вероятно, далось дубайским шейхам нелегко.
Комплекс «Бурдж Халифа» на ситуационном плане. Цифрами обозначены: 1 — главный вход, 2 — подъезд Armani Hotel, 3 — подъезд для жильцов небоскреба, 4 — обзорная площадка, 5 — прогулочная набережная, 6 — сады, 7 — фонтаны, 8 — детская игровая площадка, 9 — зона отдыха, 10 — техническая зона, 11 — подъезд для работающих в здании.
Территория вокруг небоскреба выглядит как-то так. Можно даже на время забыть о том, что вокруг безжизненная пустыня.
«Бурдж Халифа» во всей красе.
Одни грандиозные «танцующие» фонтаны обошлись собственникам в $200 млн.
Обслуживают «Бурдж Халифа» 57 лифтов и 8 эскалаторов. Каждый лифт вмещает 12—14 человек и передвигается со скоростью до 18 метров в секунду. На всякий пожарный (буквально) устроена и лестница до высоты 160-го этажа. Желающие по ней пройтись должны будут осилить 2909 ступенек.
Нижние 39 этажей здания занимают номера и апартаменты Armani Hotel, первой гостиницы, дизайн которой придумал известный итальянский модельер. Так минималистично, например, выглядит коридор отеля на 39-м этаже.
Интерьер одного из номеров.
На 124-м этаже разместили обзорную площадку At The Top («На вершине»), посещение которой доступно и для туристов.
Чуть ниже, на 122-м этаже, находится также доступный посторонним ресторан At.mosphere.
Более 1000 разнообразных произведений искусства украшают общественные интерьеры башни. Например, инсталляция «Голоса мира» каталонского художника Хауме Пленсы в холле первого этажа.
Этажи с 39-го по 108-й занимают 900 квартир разной величины и нетиповых потребительских качеств. Владельцы небоскреба отрапортовали, что большинство из них было продано еще до открытия здания. Еще выше располагаются корпоративные офисы, из-за конструктивных особенностей «Бурдж Халифа» достаточно небольшие по площади. Британские ученые подсчитали, что кондиционирование такого количества помещений в условиях местного климата эквивалентно растапливанию 13 тыс. тонн льда в день!
В интерьере общественных помещений широко применено дерево и прочие натуральные материалы.
По планам проектировщиков, одновременно в здании должно было находиться до 35 тыс. человек: жильцов, офисных работников, туристов и обслуживающего персонала. Следующая фотография хорошо иллюстрирует главную нынешнюю проблему здания. Несмотря на то что большинство квартир и офисов распродано, эти покупки носят инвестиционный характер. «Бурдж Халифа» фактически пустует.
Хотя владельцы башни делают все для ее популяризации. Не так давно небоскреб «засветился» в главной архитектурной роли в фильме «Миссия невыполнима: протокол Фантом», где его партнером выступил известный американский киноактер Том Круз.
Вершина мира. Кончик шпиля «Бурдж Халифа» с башенного крана перед демонтажем последнего.
Впрочем, в свое время сразу после открытия пустовал и самый знаменитый нью-йоркский небоскреб Empire State Building, который завистники даже предлагали переименовать в Empty State Building (empty — ‘пустой’).
Но какая бы судьба не ждала «Бурдж Халифа» в дальнейшем, свое дело он сделал. Про Дубай говорят, сюда едут десятки и сотни тысяч туристов, обзорная площадка небоскреба в отличие от его пентхаусов никогда не пустует. В пустыне родилось то, что еще 50 лет назад было невозможно.
829-метровый небоскреб стал неотъемлемой частью дубайского пейзажа, и при всех своих недостатках и бесстыжей гигантомании он, в конце концов, просто красив.
Фотографии и иллюстрации — с сайтов panoramio.com, flickr.com, wikipedia.org.